Главной функциональной сущностью бортового компьютера является динамическая информация о текущем состоянии значимых элементов автомобиля. Таким образом, автомобилист может сразу определить, как далеко проедет с действующим техническим состоянием автомобиля.
Основные функциональные возможности бортового компьютера:
Базовый принцип функционирования бортового компьютера автомобиля:
Примечание. Ниже будет представленный алгоритм установки автомобильного бортового компьютера «Престиж», а общий принцип установки всех бортовых компьютеров является идентичным.
Предварительный этап установки бортового компьютера на автомобиль заключается в подборе соответствующего инструментария, который понадобится в процессе установки:
Существует довольно много видов бортовых компьютеров ВАЗ-2110. Цена у всех устройств различная – от 1200 рублей и до 20000. Все зависит от типа и производителя. Например, приборы, которые устанавливаются в штатные места, имеют низкую стоимость, пользоваться ими не очень удобно. Но есть бортовые компьютеры, которые ставятся вместо стандартной приборной панели. Большой выбор приборов, разнообразные цветовые схемы, расположение дисплея и т. д.
К таким устройствам относятся бортовые компьютеры ВАЗ-2110 «Гамма», «Мультитроникс». Но и стоимость у них большая – свыше 10000 рублей. Установка такого прибора в сервисном центре обойдется еще в половину стоимости. Но все работы можно выполнить и самостоятельно, если вы умеете читать схемы и разбираться в них. Но главное – для удобства пользования требуется проводить калибровку датчиков.
Основные отличия бк в зависимости от типа питания, заключаются в возможностях бортового для ВАЗ 2110. Карбюраторный тип – самый простой. Основная причина — карбюраторы в большей степени регулируются механически, а электронике отведена второстепенная роль. Поэтому его стандартный набор функций – крайне невелик. Можно узнать о:
Конструкции двигателей одинаковы, существенно отличаются только следующие системы:
Основные достоинства инжекторных моторов:
Стоимость запчастей существенно выше, нежели для карбюраторных моторов. Но и ломаются они реже. Если инжектор новый или только что обслужен, то при правильной эксплуатации он прослужит не один год без поломок. При поломках датчиков их замена осуществляется за несколько минут. А некоторые устройства подлежат ремонту.
На автомобилях ВАЗ-2110 бортовой компьютер (инструкция прилагается к устройству) обладает несколькими функциями:
Бортовые компьютеры могут оповещать водителя о таких неисправностях:
Установка компьютера на ваз 2110 откроет массу хороших опций и имеет огромное число плюсов:
Среди отрицательных качеств можно выделить такие:
Обязательно нужно соблюдать требования, которые облегчат эксплуатацию автомобиля. Чтобы бортовой компьютер «Штат» ВАЗ-2110 как можно реже выдавал ошибки, и для повышения комфорта обязательно следует придерживаться следующих рекомендаций:
На этапе подготовки необходимо выполнить следующие действия:
Автомобиль, оснащенный инжектором, менее восприимчив к окружающим температурам. Однако в серьезный мороз инжекторная Лада тоже испытывает трудности с пуском. Здесь стоит пользоваться бортовым компьютером с функцией подогрева свечей. Каждый раз, когда температура падает ниже определенного значение, а автомобиль выключен, осуществляется специальный подогрев жал, позволяющий обеспечить стабильный старт двигателя.
Также двигатель на ваз иногда перегревается, что может вызвать прогар клапана и дорогостоящий капитальный ремонт. Однако это возможно при неисправности системы охлаждения. При необходимости можно активировать функцию Тропик для бортового компьютера ваз 2110. При достижении температуры, более чем заданное владельцем значение, происходит включение вентилятора принудительного охлаждения.
К каждому штатному бортовому компьютеру на ВАЗ 2110 прилагается инструкция, в соответствии с которой можно демонтировать старый БК и поставить на его место новый. Потому первым делом вооружитесь этим руководством.
Разобраться самому в том, как подключить бортовой компьютер на автомобиле отечественного производства ВАЗ 2110 не сложно. Необходимо действовать последовательно, соблюдать этапность.
Следуя достаточно простой инструкции, вы без проблем должны подключить к автомобилю ВАЗ 2110 БК. Внимательно изучите каждый пункт, подумайте, действительно ли вы сможете все сделать своими руками.
Как мы уже отмечали, примерная стоимость нового бортового компьютера, предназначенного для установки на автомобиль ВАЗ 2110, составляет 2 тысячи рублей. Потребности в покупке дополнительных инструментов, материалов для самостоятельного монтажа нет, то есть весь процесс будет стоить вам 2 тысячи.
Обратившись на станцию технического обслуживание, за подключение бортового компьютера у вас попросят еще около 2 тысяч рублей. Это в лучшем случае.
Учитывая относительную простоту работы, доверять ее автослесарям нет необходимости. Последовательно выполняя каждый этап и придерживаясь инструкции, вы сумеете своими руками оснастить свой ВАЗ 2110 бортовым компьютером.
Электронные блоки управления ВАЗ-2110 являются основным инструментом для управления и автоматизации большинства процессов в автомобиле. Для корректировки ПО, часто прибегают к замене «мозгов» на более «гибки» к перепрошивке ЭБУ.
Прежде всего, необходимо уточнить несколько терминов, которые потребуются в рассмотрении вопросов о смене электронного блока управления:
Для семейства ВАЗ-2110 было два типа подключения разъёмов. Так, для «мозгов» Январь 5.1.х, Bosch M1.5.4, Bosch MP7.0, и VS 5.1 был 51-пиновый разъём, а вот для Январь 7.2(+), Bosch M7.9.7(+) и M73 — 81-пиновый.
То есть взаимозаменяемость блоков управления вызвана распиновкой блока.
Принципиальные отличия 81-пиновых блоков от блоков предыдущих поколений:
Даже электронные блоки управления одного производителя значительно будут отличаться распиновкой. Поэтому взаимозаменяемость «мозгов» будет зависеть от количества пинов разъёма. Также, стоит понимать, что большую роль будет играть прошивка. При смене ЭБУ автомобилисту придётся перепрошивать блок, для корректной работы всех устройств транспортного средства.
Очень важным нюансом остаётся то, что программное обеспечение блока управления должно быть совместимое и соответствовать типу впрыска, а также токсическим нормам заложенными заводом изготовителем.
Рассмотрим распиновку блоков управления 55-пиновых «мозгов»:
Bosch M1.5.4 (1411020 и 1411020-70) Январь 5.1.1 (71) |
Bosch M1.5.4 (40/60) Январь-5.1 (41/61) Январь 5.1.2 (71) |
Bosch MP7.0 | |
1 | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. |
2 | . | Массовый провод зажигания. | . |
3 | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса |
4 | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) |
5 | Клапан продувки адсорбера. | Клапан продувки адсорбера. | |
6 | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора левого (только на Нивах) |
7 | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха |
8 | . | Входной сигнал датчика фазы | Входной сигнал датчика фазы |
9 | Датчик скорости | Датчик скорости | Датчик скорости |
10 | . | Общий. Масса датчика кислорода | Масса датчика кислорода |
11 | Датчик детонации | Датчик детонации | Вход 1 датчика детонации |
12 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 |
13 | L-line | L-line | L-line |
14 | Масса форсунок | Масса форсунок | Масса форсунок. Силовая «земля» |
15 | Управление форсунками 1-4 | Нагреватель датчика кислорода | Лампа CheckEngine |
16 | . | Форсунка 2 | Форсунка 3 |
17 | . | Клапан рециркуляции | Форсунка 1 |
18 | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое |
19 | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники |
20 | Зажигание 2-3 цилиндра | Зажигание 2-3 цилиндра | |
21 | Шаговый двигатель PXX© | Шаговый двигатель PXX© | Зажигание 2-3 цилиндра |
22 | Лампа CheckEngine | Лампа CheckEngine | Шаговый двигатель PXX(B) |
23 | . | Форсунка 1 | Реле кондиционера |
24 | Масса шагового двигателя | Масса выходных каскадов шагового двигателя | Силовое заземление |
25 | Реле кондиционера | Реле кондиционера | . |
26 | Шаговый двигатель PXX(B) | Шаговый двигатель PXX(B) | Масса датчиков ДПДЗ, ДТОЖ, ДМР |
27 | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания |
28 | . | Входной сигнал датчика кислорода | Входной сигнал датчика кислорода |
29 | Шаговый двигатель PXX(D) | Шаговый двигатель PXX(D) | Входной сигнал датчика кислорода 2 |
30 | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Вход 2 датчика детонации |
31 | . | Резервный выход сильноточный | Входной сигнал датчика неровной дороги |
32 | . | . | Сигнал расхода топлива |
33 | Управление форсунками 2-3 | Нагреватель датчика кислорода. | . |
34 | . | Форсунка 4 | Форсунка 4 |
35 | . | Форсунка 3 | Форсунка 2 |
36 | . | Выход. Клапан управления длиной впускной трубы. | Главное реле |
37 | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле |
38 | . | Резервный выход слаботочный | . |
39 | . | . | Шаговый двигатель РХХ © |
40 | . | Резервный вход дискретный высокий | . |
41 | Запрос включения кондиционера | Запрос включения кондиционера | Нагреватель датчика кислорода 2 |
42 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
43 | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр |
44 | СО — потенциометр | Датчик температуры воздуха | . |
45 | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
46 | Главное реле | Главное реле | Реле вентилятора охлаждения |
47 | Разрешение программирования | Разрешение программирования | Вход сигнала запроса включения кондиционера |
48 | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень |
49 | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень |
50 | . | Датчик положения клапана рециркуляции | Разрешение программирования |
51 | . | Запрос на включение гидроусилителя руля | Нагреватель ДК |
52 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
53 | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки |
54 | Сигнал расхода топлива | Сигнал расхода топлива | Шаговый двигатель РХХ (D) |
55 | K-line | K-line | K-line |
Рассмотрим распиновку блоков управления 81-пиновых «мозгов»:
№ | Соединение |
1 | 21114 — Не используется / 21124 — Катушка зажигания 2 цилиндра. |
2 | 21114 — Зажигание 2-3. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. / 21124 — Катушка зажигания 3 цилиндра. |
3 | Масса цепи зажигания |
4 | 21114 — Не используется / 21124 — Катушка зажигания 4 цилиндра. |
5 | 21114 — Зажигание 1-4. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. / 21124 — Катушка зажигания 1 цилиндра. |
6 | Форсунка 2. Активный уровень низкий |
7 | Форсунка 3. Активный уровень низкий |
8 | Выход на тахометр. |
9 | Не используется |
10 | Сигнал расхода топлива |
11 | Не используется |
12 | АКБ, клемма 30 замка зажигания. |
13 | Питание. Клемма 15 замка зажигания |
14 | Главное реле |
15 | Контакт «А» ДПКВ |
16 | ДПДЗ |
17 | Масса ДПДЗ / Масса ДПДЗ, ДНД |
18 | Вход — датчик кислорода |
19 | Вход — датчик детонации |
20 | Масса датчика детонации |
21 | Не используется |
22 | Не используется |
23 | Не используется |
24 | Не используется |
25 | Только для Bosch — сильноточный выход, резерв |
26 | Только для Bosch — сильноточный выход, резерв |
27 | Форсунка 1. Активный уровень низкий |
28 | Не используется / Выход управления нагревателя ДК2 |
29 | Не используется / Выход управления вентилятора охлаждения двигателя 2 |
30 | Не используется |
31 | Лампа СЕ, акт. уровень низкий |
32 | Питание ДПДЗ / Питание ДПДЗ, ДНД |
33 | Питание ДМРВ |
34 | Вход ДПКВ, контакт «В» |
35 | Масса ДТОЖ / Масса ДТОЖ, ДМРВ, 1 ДК (УДК), 2 ДК (ДДК) |
36 | Масса ДМРВ |
37 | Вход сигнала с ДМРВ |
38 | Не используется |
39 | Вход сигнала с ДТОЖ |
40 | Вход сигнала с датчика температуры впускного воздуха |
41 | Не используется |
42 | Не используется / Вход сигнала ДНД |
43 | Не используется |
44 | Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле |
45 | Выход питания датчика фаз |
46 | Выход управления клапаном продувки адсорбера |
47 | Форсунка 4. Активный уровень низкий |
48 | Выход управления нагревателем датчика кислорода |
49 | Не используется |
50 | Выход управления дополнительным реле стартера |
51 | Масса контроллера |
52 | Не используется |
53 | Масса контроллера |
54 | Не используется |
55 | Не используется / Вход сигнала ДК2 (ДДК) |
56 | Не используется |
57 | Вход кодирования вариантов калибровочных данных. В памяти контроллера может находиться 2 набора калибровочных данных, переключение производится замыканием на массу. |
58 | Не используется |
59 | Датчик скорости |
60 | Не используется |
61 | Масса выходных каскадов |
62 | Не используется |
63 | Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле |
64 | Выход «D» РХХ |
65 | Выход «C» РХХ |
66 | Выход «B» РХХ |
67 | Выход «A» РХХ |
68 | Выход управления реле вентилятора охлаждения двигателя, акт. уровень — низкий |
69 | Выход управления реле кондиционера, акт. уровень — низкий |
70 | Выход управления реле бензонасоса, акт. уровень — низкий |
71 | K-Line |
72 | Не используется |
73 | Не используется |
74 | Не используется |
75 | Вход запроса на включение кондиционера, акт. уровень — высокий |
76 | Вход запроса усилителя руля, акт. уровень — высокий |
77 | Не используется |
78 | Не используется |
79 | Вход сигнала датчика фаз |
80 | Масса выходных каскадов |
81 | Не используется |
Автомобили АвтоВАЗ Лада 2110, за всю историю выпуска комплектовались несколькими электронными блоками управления. Так, на транспортных средствах можно встретить следующие ЭБУ:
Согласно опыту автомобилистов и рекомендации специалистов, лучше всего брать электронные блоки управления с маркировкой Bosch MP7.0, Январь 7.2+ и Январь 5.1.
Если придётся менять остальные блоки, то рекомендуется брать ЭБУ именно с этими маркировками, поскольку они более «гибкие» для изменения программного обеспечения.
Для выявления неисправностей в электронных блоках управления ВАЗ-2110 применяют диагностическое оборудование. Обычно используют планшет или ноутбук, на котором стоит специальное программное обеспечение. Также, автомобилисту, если операция выполняется самостоятельно, потребуется специальный кабель OBD II.
Диагностика проводится с целью определения ошибок в электронном блоке управления и поиска неисправностей в бортовых системах, в особенности на моторах. После определения ошибки, необходимо расшифровать и найти причину неисправности, для её устранения.
Определить совместимость электронного блока управления двигателем достаточно просто, для этого стоит посмотреть распиновку разъёмов, а также прочитать технические характеристики. Замену «мозгов» можно провести самостоятельно.
[spoiler title=»Источники»]
[/spoiler]