Проверка стартера автомобиля на рабостоспособность

Стартер испытывает при работе серьезные механические нагрузки, поэтому по прошествии нескольких лет эксплуатации автомобиля всегда есть риск поломки данного узла. Если при повороте ключа зажигания авто отказывается заводиться, то одной из причин этого может быть непосредственно поломка стартера. Далее расскажем, как определиться с узлом, ответственным за возникновение неисправности и как проверить стартер на работоспособность.

Возрастающая роль стартера

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Суммарная наработка стартера на легковой машине едва ли достигает 8-10 часов в год. Но в те короткие секунды, когда он работает для запуска двигателя, этот агрегат развивает большую мощность. Судите сами: W = I × U = 500 A × 0,012 кВ = 6 кВт.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Как проверять стартер с демонтажем

Снятие стартера при наличии соответствующего опыта обычно не составляет сложностей. Последовательность операций:

  • отключите обе клеммы от аккумулятора;
  • отсоедините от втягивающего реле два провода: толстый и тот, что идет от замка зажигания;
  • открутите болты крепления стартера (обычно их 3);
  • извлеките устройство через подкапотное пространство или опустите вниз (как это удобнее, в зависимости от марки авто).

Как прозвонить щеточный узел

Дальнейшие действия потребуют частичной разборки стартера. Обычно этот узел обычно находится в задней части устройства (достаточно снять защитный ободок или крышку). Сначала взгляните на выступающую часть щеток (если это возможно) и определите их длину: она должна быть не менее 12 мм (для разных моделей стартеров величина может быть иной). Также проверьте свободность перемещения элементов в их держателях: заеданий быть не должно: в противном случае попробуйте подточить щетки надфилем. Далее понадобится тестер или хотя бы обычная лампа на 12 В, пара проводов и источник постоянного тока на такое же напряжение (та же АКБ) – это необходимо для проверки отсутствия замыкания между щетками и корпусом.

  1. Один щуп мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления, присоедините к щеткодержателю, второй – к корпусу стартера. При отсутствии замыкания прибор покажет «бесконечность».
  2. Если тестера не оказалось под рукой, возьмите лампу с присоединенными к ней двумя проводами: один из них подключите к щеткодержателю, второй – к любому полюсу источника питания 12 В. От второго проведите провод к корпусу генератора. Свечение лампы будет указывать на наличие короткого замыкания.

Если этот момент есть, осмотрите провода, идущие от щеток: они нигде не должны касаться «массы». Тестирование не дало результатов? Рекомендуется заменить щеточный узел в сборе.

Проверка вилки и обгонной муфты

Здесь тоже особых сложностей нет: вилка (обычно она пластиковая) выталкивает обгонную муфту и поломка детали ведет к тому, что стартер крутит («жужжит»), но пуска двигателя не происходит, т. к. зацепление с маховиком отсутствует. Что касается проверки бендикса на исправность, для этого необходимо зажать его в тисках через грубую ткань, чтобы не повредить.

Попробуйте подходящим ключом (лучше газовым №1 или «0») покрутить обгонную муфту в обе стороны: если она исправна, будет вращаться только в одну. В противном случае бендикс замените.

Особенности конструкции стартеров

Для запуска двигателей применяют три типа стартеров, различающихся конструкцией обмоток возбуждения:

  • последовательная;
  • смешанная;
  • от постоянных магнитов.

Стартеры с постоянным магнитом обладают небольшими габаритами и применяются для техники с двигателями малого объема и мощности. Новые модели стартеров, оснащенных неодимовыми магнитами имеют повышенную мощность, но стоимость изделий ограничивает распространение.

Редукторный стартер от автомобиля Поло Седан

Для обеспечения быстрого запуска требуется прокрутить вал с определенной частотой. Для обеспечения оборотов и сокращения габаритных размеров стартера применяются планетарные редукторы. Применение редукторов позволило уменьшить габариты устройств в 2 раза, что хорошо видно по приведенному ниже фото. Дополнительное уменьшение размеров достигнуто за счет внедрения деталей из полимеров и пластика.

Слева редукторный аналог, справа стандартный стартер от ГАЗ-21

Рекомендуем:  Как можно уменьшить расход топлива на ВАЗ-2114?

Выходная шестерня, контактирующая с венцом маховика, располагается под передней крышкой либо висит консольно за пределами корпуса. Консольная схема используется в стартерах с подвижным якорем или в инерционных конструкциях. Концепция применяется при соосной установке тягового реле, а также при монтаже реле в крышке коллектора.

Пример консольного стартера

Основная масса стартеров имеет две подшипниковые опоры. Мощные и габаритные стартеры, развивающие более 1,5-2,0 кВт, оснащаются третьей опорой. Шестерня привода располагается между передней опорой и дополнительным подшипником.

Стартер с дополнительной опорой

Классический коллектор имеет цилиндрическую форму и расположен на конце якоря. На современных стартерах встречаются торцевые коллекторные пластины, уменьшающие длину устройства и снижающие потребление меди.

Схема и принцип работы стартера

Стартер двигателя легкового автомобиля представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Стартер ставится на картер двигателя, либо коробки передач в районе маховика. Крепление выполняется при помощи двух или трех шпилек. Такой способ фиксации обеспечивает корректное взаимное расположение узлов при обратной установке изделия.

Основные детали стартера

Основные детали стартера на схеме:

  1. Передняя крышка, служащая для крепления стартера к картеру сцепления. В крышке имеется отверстие, через которое проходит шестерня бендикса.
  2. Обгонная муфта или бендикс.
  3. Планетарный редуктор. Узел имеется не на всех моделях стартеров.
  4. Якорь электродвигателя.
  5. Корпус стартера с размещенным внутри статором.
  6. Управляющая вилка.
  7. Втягивающее электромагнитное реле.
  8. Щеточный узел.
  9. Графитовая щетка.
  10. Задняя крышка с установленной втулкой подшипника. Крышки и корпус стягиваются между собой 2-4 болтами, собирающими стартер в единый узел.

Принцип работы стартера автомобиля:

  1. При повороте ключа в замке зажигания включаются цепи зажигания. Дальнейший поворот ключа в позицию «старт» подает питание на обмотку реле 5. Подача питания выполняется через специальное коммутационное реле.
  2. Возникающее электромагнитное поле сдвигает якорь втягивающего реле 7. Якорь связан через рычаг 4 с обгонной муфтой 3, перемещающейся по валу стартера 2 по направляющим пазам.
  3. В определенный момент происходит введение шестерни муфты в зацепление с зубчатым венцом, установленным на маховике 12. При этом расположенная на подвижном якоре реле контактная пластина 7 замыкает цепь через контакты 8.
  4. Включается подача питания на обмотки электродвигателя 9. Якорь стартера 10 через шестерни прокручивает с частотой до 100 об/мин коленчатый вал 11 мотора и запускает его.
  5. После того как двигатель запустится и начнет набирать обороты, происходит автоматическое рассоединение шестерен. Разъединение происходит при помощи обгонной муфты.
  6. Ключ отпускается в положение включенного зажигания. Автомобиль готов к началу движения.

Визуализация работы стартера

Ряд автомобилей оснащен различного рода блокираторами запуска стартера. На автомобилях с механической трансмиссией может требоваться нажатие педали сцепления, предотвращающее пуск мотора на передаче. Автоматическая трансмиссия разрешает проводить запуск при постановке селектора в позицию нейтрали или парковки.

Стартер автомобиля предназначен для кратковременной работы, продолжительное использование устройства приводит к перегреву и выходу из строя.

Подробное визуальное объяснение принципов работы стартера продемонстрировано в видеоуроке, снятом для канала автора Михаил Нестеров.

Как снять стартер с автомобиля?

Стартер располагается на боковой части двигателя ближе к картеру сцепления. Трудоемкость снятия стартера зависит от плотности компоновки моторного отсека. На некоторых типах автомобилей демонтаж занимает до 3-4 часов.

Краткая последовательность шагов:

  1. Установить автомобиль над смотровой ямой для обеспечения доступа к нижним точкам крепления.
  2. Отключить клемму аккумулятора.
  3. Снять стальной или пластиковый лист защиты картеров двигателя и коробки передач.
  4. Иногда может требоваться демонтаж теплового экрана, защищающего узлы двигателя от нагрева теплом выпускной системы.
  5. Отвернуть нижний болт или гайку крепления стартера.
  6. Для доступа к верхнему болту возможно потребуется снятие аккумулятора с площадкой, воздуховодов двигателя или демонтировать кронштейны патрубков системы охлаждения.
  7. Отсоединить от стартера провода, клеммы которых прикручены к верхней части электродвигателя. Доступ к этим точкам может быть как сверху, так и снизу автомобиля.
  8. Выкрутить верхний болт или гайку крепления.
  9. Аккуратно вытянуть стартер с посадочного места. Для вывода узла на многоцилиндровых двигателях с V-образной схемой может потребоваться демонтаж колес, защитного локера, элементов выхлопного коллектора и опоры силового агрегата.
  10. Вынуть агрегат из моторного отсека вверх.

Каждый автомобиль имеет особенности конструкции, влияющие на трудоемкость снятия стартера. Рекомендуется выполнять демонтаж в условиях автосервиса, имеющего опыт работы и требуемый инструмент.

Ниже приведены фотографии демонтажа и разборки стартера Ниссан Альмера.

Снятие усилительного кронштейна

Демонтаж болтов

Общий вид снятого стартера

Болты крепления крышек

Разобранный узел, стрелками обозначены статор и ротор

Ротор со щеточным узлом

Планетарный редуктор

Снятие бендикса с вала

Смазка редуктора перед сборкой

Отремонтированный узел готов к установке

Рекомендуем:  Раздаточная коробка Нивы. Способы устранения вибрации

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера — проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле — на небольшое сопротивление.

Проверка стартера мультиметром

Разборка и проверка всех деталей стартера

Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Проводимость между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, между двумя обмотками должна отсутствовать.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).

Надеюсь, данная информация помогла вам узнать, как проверить стартер своими руками в гаражных условиях, имея в своем распоряжении только аккумулятор или мультимет. Как видите, проверка стартера на работоспособность может и не требовать профессионального оборудования или знания электросхем. Нужны лишь элементарные навыки использования омметра и тестера с контрольной лампочкой. Но для профессионального ремонта в обязательном порядке нужен и ППЯ — прибор проверки якорей.

Как известно, стартер является устройством, которое запускает двигатель автомобиля. Фактически, стартер является электродвигателем, который питается от АКБ. Вполне очевидно, что выход стартера из строя значительно усложняет или делает невозможным запуск ДВС.

При этом стартер редко выходит из строя неожиданно. Другими словами, на возникновение неисправностей указывают определенные признаки. Далее мы рассмотрим, по каким симптомам можно определить, что стартер неисправен, а также как проверить стартер от аккумулятора или мультиметром.

Стартер щелкает, но не крутит

В большинстве случаев причина в низком заряде аккумулятора. Напряжения батареи хватает только для того, чтобы сработало реле, однако контрактная пластина не замыкает пятаки, напряжение на мотор стартера не подается. Если с аккумулятором все в порядке, то возможно, есть подгорание пятаков или нет напряжения на силовом проводе.

Если стартер не раскручивает коленвал?

Это одна из наиболее частых поломок стартера. На неисправность может указывать явно слышный холостой звук его работы при включении зажигания. Это значит, что венец маховика коленвала мотора не вошел в зацепление с бендиксом стартера (шестерней обгонной муфты). Реле просто не может выдвинуть вперед шестерню, из-за чего, вращаясь сам по себе, стартер не раскручивает двигатель. Проверять в этом случае нужно и втягивающее реле, и бендикс, так как оба механизма могут служить причиной поломки.

Проверка бендикса

На этом этапе снимать стартер не потребуется. Проверить устройство можно так:

  • включите передачу,
  • выжмите тормозную педаль,
  • запустите стартер.

Бендикс будет нуждаться в ремонте или замене, если в ходе описанной проверки будет слышен металлический звук вращающегося якоря. Это говорит о пробуксовке бендикса. Если же ничего подобного вы не услышите, то придется переходить к проверке втягивающего реле.

Проверка втягивающего реле

Для осуществления проверки стартер потребуется сначала демонтировать. Для этого сначала от устройства отсоединяются подходящие к нему провода, затем откручиваются два или три болта крепления. Обычно работа проводится в смотровой яме.

После извлечения из подкапотного пространства рассматриваемой детали нужно очистить ее от грязи, а контакты зачистить «наждачкой» для удаления окисленных отложений. Далее:

  1. Подготовьте заранее пару проводов для «прикуривания» с «крокодилами», а диагностируемое устройство расположите рядом с АКБ.
  2. Первый провод подсоедините одним концом к плюсовой клемме батареи, другим — к плюсовому выводу втягивающего реле (где большая гайка).
  3. Второй провод подключите к минусовой клемме аккумулятора.
  4. Свободным концом «минусового» провода коснитесь корпуса детали.

Если при этом в районе втягивающего реле будет отчетливо слышен щелчок, то можно констатировать исправность стартера автомобиля или хотя бы проверяемого компонента устройства. Если же ничего не произойдет, то втягивающее реле необходимо поменять или отремонтировать.

Сигналы скорого отказа стартера

Если стартеру не удается прокрутить мотор или вращать его со скоростью, несоответствующей пуску, значит не в порядке электрическая часть. Поэтому надо заняться проверкой всех цепей стартера, начиная от аккумулятора.

При механическом характере поломки работающий стартер не вращает двигатель, слышны скрежещущие и гудящие звуки. В таких случаях следует проверить:

  • вилку и обгонную муфту;
  • рычаг обгонной муфты;
  • кольцо муфты;
  • буферную пружину;
  • зубчатое зацепление.

Когда стартер удается включить только со 2-3 поворота ключа зажигания, шестерня медленно расцепляется с венцом маховика, а в работе наблюдается большая натуга, даже если аккумулятор заряжен на 100%!, то это верные признаки, что узел скоро выйдет из строя.

Рекомендуем:  Наказание за установку светодиодных ламп в фары в 2019 году

Устройство стартера

Есть два типа этих изделий: с редуктором и без. Далее речь пойдет о втором, наиболее распространенном варианте. Это двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением, работающий от аккумулятора автомобиля. Чтобы понять причину отказа описываемого устройства, стоит понять в общих чертах о работе его основных элементов.

Втягивающее реле

Этот цилиндрик, прикрепленный к стартеру, выполняет двоякую функцию: коммутирует силовые контакты (так называемые «пятаки», которые могут иметь и прямоугольную или квадратную форму) и обеспечивает зацепление шестерни стартера, расположенной на обгонной муфте, с венцом маховика двигателя. Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, раздается щелчок, говорящий о том, что тяговое реле вступило в работу.

Другие электрические части

Это ротор (крутящийся вал) и статор (неподвижная часть). Оба элемента имеют обмотки, которые при поступлении на них напряжения и обеспечивают вращение вала стартера. Подвод напряжения к ротору осуществляется через графитовые щетки.

Втулки

Эти два небольших элемента (подшипники скольжения) обеспечивают необходимый зазор между ротором и статором. Нарушение величины промежутка приводит к снижению эффективности работы пускового изделия, а то и вовсе к прекращению его функционирования. Стоит отметить, что в стартер могут вместо втулок устанавливаться и подшипники качения, что ведет к удорожанию устройства и одновременно повышению его надежности, долговечности.

Бендикс (обгонная муфта)

Любопытно, что название этой детали является фамилией ее изобретателя. Речь идет о роликовом механизме, в составе которого есть шестерня зацепления. Благодаря ей крутящий момент передается на венец маховика. Бендикс обеспечивает его расцепление с приводной шестеренкой после пуска двигателя, что и гарантирует сохранность пускового устройства.

На фото показаны этапы ремонта и дефектовки безредукторного стартера, хорошо видна конструкция узлов.

Набор деталей стартера

Конструкция держателя на четыре щетки

Коллектор якоря

Передняя часть якоря с направляющими для бендикса

Коррозия вала

Ржавчина внутри бендикса

Пример расположения бендикса в рабочей точке

Бендикс закрыт крышкой

Втягивающее реле

Крышка с реле и установленным бендиксом

Основные неисправности тяговых реле

  • обрыв и межвитковые замыкания обмоток
  • сильное обгорание рабочих поверхностей контактного диска и контактных болтов
  • выпадение замочной шайбы со штока якорька во втулке реле

Обрыв обмоток определяют подключением контроль­ной лампы последовательно проверяемой обмотке при включении ее в цепь к аккумуляторной батарее или к сети переменного тока 220 В. При проверке на обрыв удерживающей обмотки один щуп от лампы подключа­ют на корпус реле, а другой к зажиму 5 обмотки реле. Для проверки втягивающей обмотки щу­пы подключают к зажимам 3 и 5. Лампа горит, если в обмотке нет обрыва.

Межвитковое замыкание в обмотках реле вызывает­ся перегревом их при длительной работе стартеров. Этот дефект определяется измерением сопротивления обмоток.

Для проверки состояния электрической цепи между корпусом машины и зажимом тягового реле включают вольтметр 2 Второй вольтметр включают непосредственно на выводы батареи. Когда стартер не работает, то оба вольтметра должны показывать оди­наковое напряжение. Затем включают стартер на 3… 4 с и наблюдают за показаниями обоих вольтметров. Разница в показаниях вольтметра при хороших контак­тах в проверяемой электрической цепи не должна быть более 1,5 В. При большей разнице следует хорошо зачистить и плотно закрепить вое наконечники проводов, соединяющих корпус машины с батареей и с зажимами тягового реле.

Рис. Схема системы пуска со стартером СТ230: 1 — рама; 2 — контрольный вольтметр; 3, 4 и -5 — зажимы тягового реле стартера; Б, С, КЗ, К— зажимы реле включения; AM, КЗ. Пр и СТ — за­жимы выключателя зажигания; 6 — контактный диск: 7 — скоба; 8 — втя­гивающая обмотка; 9 — удерживающая обмотка: 10 — якорек; 11 — возврат­ная пружина; 12 — эксцентриковый палец; 13 — стойка неподвижных контактов; 14 — ограничитель подъема якорька: 15 — якорек, 16— кронштейн пружины.

Диагностика бендикса

Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:

  • засохла или загустела смазка;
  • износились пружины;
  • на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.

Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.

Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector