Кованые, литые или штампованные — какие диски лучше и чем они отличаются?

Имея желание изменить внешний вид автомобиля, или же просто столкнувшись с необходимостью замены колёс, автовладелец становится перед дилеммой, какому именно типу дисков отдать предпочтение. А поскольку современный рынок буквально переполнен самыми различными моделями именитых и совсем неизвестных производителей, мы попробуем помочь в решении данного вопроса. Итак, какие же диски лучше, и в чём их различие?

Технологии производства литых дисков

Уже из названия становится понятно, что эти элементы производятся методом литья. Обычно используются алюминиевые или магниевые сплавы. Суть производственного процесса заключается в следующем:

  • сплав металла заливается в специальные формы и оставляется для застывания;
  • после застывания диск обрабатывается механическим способом, что позволяет избавиться от наплывов, неровностей и прочих дефектов;
  • дальше следует термическая обработка, в результате которой деталь закаливается и становится более прочной;
  • для нейтрализации внутреннего напряжения проводится искусственное старение металла, что убирает хрупкость материала;
  • остаётся лишь покрасить диск.

Также необходимо изучить положительные и отрицательные стороны этих расходников для авто. К преимуществам относятся следующие моменты:

  • доступная стоимость;
  • отличный внешний вид и огромное разнообразие дизайна;
  • большой ассортимент креплений.

Недостатков больше:

  • низкая прочность, которая проявляется при ударах и наездах на неровности дорожного полотна при высокой скорости;
  • низкая устойчивость перед высокими нагрузками;
  • более дорогое обслуживание на шиномонтаже;
  • покраска и полировка могут быстро портиться в процессе эксплуатации.

Процесс изготовления литых дисков

Преимущества и недостатки штампованных дисков

Стальные диски из низколегированной стали имеют следующие преимущества:

  1. Стоимость на порядок ниже, чем у легкосплавных аналогов при достаточно высоких прочностных характеристиках.
  2. Пластичность материала, за счет которой достигается повышенная степень безопасности. Диск выдерживает серьезную нагрузку, сохраняя герметичность, геометрию и целостность.
  3. Возможность восстановления после повреждения. Ремонт диска после деформации несложный и экономически оправданный.

Слабые стороны стальных дисков:

  1. Относительно большой вес изделия, увеличивающий неподрессоренную массу, что способствует более раннему износу амортизаторов, сайлентблоков, ступиц, и ухудшает геометрические характеристики.
  2. Невысокая точность изготовления, так как изделие рассчитано на установку в недорогих автомобилях.
  3. Появление коррозии даже при незначительных нарушениях защитного покрытия, из-за чего такие диски требуют регулярной покраски.
  4. Однообразный, не слишком привлекательный дизайн.

6 DEZENT

Гарантированная надежность Страна: Германия Рейтинг (2019): 4.5

Дизайн этих колес отличается простотой классических форм и консервативностью в выборе лакокрасочного материала. Качество изделий этой фирмы можно смело называть «немецким». Представленные на российском рынке модели выполнены, как правило, в размерах с радиусом от 16 дюймов и выше. Это позволяет использовать их для легковых автомобилей среднего класса и кроссоверов.

Рекомендуем:  Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Сочетание изысканного стиля и высокой безопасности колесных дисков от этого производителя обеспечили узнаваемость торговой марки во многих странах, где представлены модели бренда. На российском рынке DEZENT имеет высокий рейтинг и занимает свою, немного обособленную нишу, рассчитанную на обеспеченных владельцев авто. Этот тип покупателя не привык полагаться на рекламные проспекты и, и при выборе, в первую очередь, учитывает подтвержденную надежность продукта. Именно к такой категории и относятся легкосплавы DEZENT.

Виды автомобильных дисков

Начнём с рассмотрения различных видов автомобильных дисков, надёжность и прочность которых напрямую зависит от материала используемого при их изготовлении, а также метода производства.

Штампованные диски

Бюджетные авто в начальных комплектациях чаще всего оснащаются штампованными колёсными дисками, выполненными из стали. Подобные модели изготавливают из металлических прокатных листов определённой толщины. При этом заготовки для ступицы и обода в горячем состоянии по отдельности подвергают обработке прессом, после чего формирую готовое изделие посредством сварки.

В данном случае использование прокатной стали гарантирует дискам высокую прочность и пластичность, которые и являются основным достоинством подобных моделей. При сильном ударе они не трескаются, а гнутся, что позволяет провести реставрацию или же ремонт, даже без использования специализированного инструмента и оборудования. Однако однозначно заявить, что штампованные диски безусловно лучше своих дорогостоящих аналогов нельзя, поскольку их небольшой стоимости и ремонтопригодности противостоит значительная масса, повышающая износ подвески, снижающая экономичность и комфорт езды. Именно по этой причине практически все штампованные модели имеют специальные отверстия, позволяющие снизить их вес. Но даже в этом случае стальные колёсные диски в 2-3 раза тяжелее легкосплавных.

Также нужно помнить, что сталь подвержена коррозии, которая способна привести диск в негодность всего за пару лет эксплуатации. Чтобы этого избежать стальные колёса покрывают специальным лаком или грунтовкой, которые, впрочем, не способны создать идеальный защитный слой. Ну и ещё одним недостатком можно назвать устаревший дизайн, который редко гармонирует с экстерьером современного транспортного средства.

Литые диски

Покупая новое авто следует определиться, каким дискам отдать предпочтение. При этом большинство экспертов рекомендуют выбрать литые колёсные диски, естественно при наличии финансов. Легкосплавные модели изготавливаются при помощи классического литья, когда сплав заливают в подготовленную заранее форму. При производстве подобным методом граница между диском и ободом полностью нивелируется, что увеличивает долговечность и надёжность всей конструкции.

Материалом для легкосплавных дисков в большинстве случаев выступает алюминиевый сплав, в состав которого может входить титан или магний. Литые модели значительно превосходят по прочности штампованные аналоги, поскольку их граница деформации находится ощутимо выше. Другими словами, чтобы повредить такое колесо необходимая энергия удара должна быть увеличена в 3–5 раз. С другой стороны пластичность сплава цветных металлов ниже, чем у стали. А данный аспект провоцирует большие трудности, если необходим ремонт колёсного диска. В данном случае подручными средствами не обойтись. Потребуется целый комплекс профессиональных работ, включающий горячую прокатку, аргоновую сварку, вытягивание и т.д.. Необходимое оборудование стоит дорого, а потому и ремонт обойдется не дешево. К тому же при нагреве сплав литых дисков меняет молекулярную структуру. Как следствие колесо теряет прочность, а зачастую вообще становится непригодным для дальнейшего использования.

Рекомендуем:  Как на ВАЗ 2107 заменить радиатор печки

Литые диски, благодаря тому что имеют небольшой вес, обеспечивают высокий уровень надёжности, безопасности, комфорта и экономичности, не говоря уже о том, что выглядят они великолепно. Кроме того, им не страшна коррозия, за исключением моделей из сплавов с магнием, которые под воздействием влаги постепенно разрушаются, если отсутствует или повреждено многослойное покрытие. К достоинствам рассматриваемых моделей можно также отнести геометрическую точность изготовления, что улучшает управляемость автомобиля.

Кованые диски

Сразу же отметим, что механическая ковка, посредством которой изготавливают данные изделия, не имеет ничего общего с ручной. Фактически, это та же штамповка, при которой вместо листового железа используют легкосплавные заготовки. Главное отличие от создания стальных дисков заключается в использовании высокой температуры и применении иных форм.

Кованые диски изготавливаются из сплавов цветных металлов, в составе которых, по сравнению с литыми моделями, доля высокопрочных компонентов (титана или магния) значительно выше. В то время, как литье подразумевает нарушение молекулярной структуры металла, вследствие его полного расплавления, при ковке разогретой заготовки этого не происходит. В результате диски становятся более прочными, долговечными и надёжными. Практика показала, что сильный удар, полученный при езде, скорее навредит подвеске автомобиля, нежели целостности кованного диска.

Заметить разницу кованых и литых изделий можно в их массе. Первые будут легче на 10-25%!, что позволяет им демонстрировать лучшую топливную экономичность и комфортабельность, а также обеспечивать меньший износ ходовой. Специалисты считают, что кованые колёсные диски имеют лишь один недостаток, выражающийся в высокой стоимости изделия, которая обуславливается особенностями техпроцесса изготовления.

Основные отличия ковки от литья

Пусть внешнее сходство таких разных дисков не вводит вас в заблуждение. На самом деле, разница между коваными и литыми дисками существенная. После изучения нашего сравнительного анализа вы быстро поймёте, почему на автомобилях премиального уровня ставится ковка, сможете определить по внешним характеристикам кованный диск и литой, и больше не будете мучиться проблемой выбора.

Отличий много, нужно изучить каждое из них:

  1. Для обоих вариантов используются составы на основе алюминия или магния. Каждый производитель держит свой «рецепт» под большим секретом, но все они схожи между собой, по крайней мере, основой.
  2. Вес расходников, созданных различными способами, не сильно отличается. Литые диски тяжелее, но ненамного. Такое отличие обусловлено особенностями производственного процесса. Поскольку вес разных типов колёсных дисков отличается несущественно, то на этот показатель можно не ориентироваться.
  3. Форма и конфигурация также не является принципиальным отличием. Благодаря освоению новых методик обработки металлов производители могут воплощать разные идеи и создавать оригинальные модели со сложным рисунком.
  4. Методика нанесения надписей на колёса отличается кардинальным образом. На литых моделях располагаются выпуклые надписи. Ковка отличается гравировкой и штампами.
  5. Литые диски часто имеют неровности на кромке, которые можно рассмотреть при внимательном и доскональном изучении. На ковке такого быть не может, поскольку все параметры этих моделей доведены до идеала.
  6. Высокая стоимость кованых дисков объясняется сложным производственным процессом, необходимостью использования специального, дорогостоящего оборудования. Металл в этом случае обрабатывается по сложной технологии, которая требует высоких трудозатрат.
Рекомендуем:  Ставим туманки на ВАЗ-2107

На основе этой информации уже можно неплохо ориентироваться в ассортименте колёс. Не составит труда отличить кованые диски от литых и выявить подделку.

Преимущества и недостатки литых дисков

Литые диски, изготовленные из алюминиевого сплава, имеют следующие преимущества:

  1. Относительно легкий вес (меньше от стальных на 20%!), за счет чего увеличивается эффективность работы тормозной системы, уменьшается нагрузка на подвеску, снижается расход топлива.
  2. Повышается устойчивость на трассе, в том числе после наезда на препятствие.
  3. Обеспечивается лучший отвод тепла от тормозного механизма за счет лучшей теплоотдачи алюминия.
  4. Обеспечение лучшей балансировки колес, что влияет на четкость управления транспортным средством.
  5. Улучшение дизайна автомобиля благодаря привлекательному внешнему виду и множеству дизайнерских решений.
  6. Устойчивость к коррозии.

Слабые стороны литых дисков:

  1. Невысокая прочность изделия, обусловленная кристаллической структурой материала.
  2. Сложный ремонт после повреждения.
  3. Способность раскалываться после сильного удара.

Mak

Уникальный дизайн. Высокое качество Страна: Италия Рейтинг (2019): 5.0

Лидером нашего рейтинга в этой категории итальянский Mak стал вполне заслуженно. Это один из брендов с мировой славой, на качество продукции которого можно равняться другим производителям. Взяв за основу концепции фирмы индивидуальный подход, владельцы смогли за более чем 35–летнюю историю добиться отличных результатов, покорив мировой, а вместе с ним и российский рынок легкосплавных дисков. Модели бренда – настоящие высокохудожественные произведения, которые станут украшением автомобиля, подчеркнут индивидуальность владельца и его респектабельность.

Выпускаемые литые диски имеют высокие конструкционные особенности, обеспечивающие равномерный теплосъем при интенсивных нагрузках. Тщательно выверенный состав алюминиевого или магниевого сплавов (в зависимости от класса изделия) обеспечивает высокую прочность, невосприимчивость даже к сильным ударам. Достаточно сказать, что Mak – это один из немногих производителей, дающих на свои изделия 5-и летнюю гарантию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector