Регулировка карбюратора ВАЗ-2109: 5 признаков неисправности и 3 инструкции

    Карбюратор — важный элемент двигателя, который отвечает за подачу правильной воздушно-топливной смеси. Нарушения в работе узла могут привести к различным поломкам мотора и вывести авто из строя. Своевременная регулировка карбюратора ВАЗ-2109 позволит предотвратить серьёзные поломки, а также улучшит качество передвижения на машине.

    Отечественные авто ВАЗ-2109 оснащены надёжным и ремонтопригодным карбюратором «Солекс». Устройство зарекомендовало себя как достаточно надёжное, но для обеспечения длительного периода эксплуатации необходимо его постоянно чистить и регулировать. Нарушения в работе детали могут привести к перерасходу топлива и серьёзным поломкам в двигателе. Регулировка карбюратора ВАЗ-2109 может проводиться самостоятельно в домашних условиях при наличии комплекта инструментов.

    Возможно, вас заинтересует статья нашего специалиста, из которой можно узнать, как снять коробку на ВАЗ-2109.

    Как определить, что электросхема ВАЗ-2109 неисправна? Узнайте об этом из подробной и познавательной статьи нашего эксперта.

    Признаки поломки карбюратора

    Карбюратор, как и остальные части двигателя, играет большую роль при передвижении автомобиля. Неисправности узла проявляются сначала неприятными симптомами, а только потом приводят к серьёзным нарушениям в работе мотора. Первыми признаками, на которые следует обратить внимание, выступают следующие проявления.

    1. Провалы педали. При нажатии на педаль газа машина некоторое время едет с той же скоростью и только через несколько секунд начинает ускорение. Иногда интервал может доходить до 10 — 20 секунд, и тогда его игнорирование становится небезопасным.
    2. Рывок. Резкий набор и сброс скорости может свидетельствовать о неисправности карбюратора. Обычно рывки очень кратковременны, поэтому их можно спутать с признаками неисправностей других деталей.
    3. Подёргивание. Череда рывков, которая повторяется с некоторым интервалом, говорит о возникновении проблем в карбюраторе.
    4. Раскачивание. Следующие друг за другом провалы приводят к тому, что создаётся эффект раскачивания.
    5. Медленный разгон. Если машина стала значительно медленней разгоняться, а явных причин этому нет, то стоит провести регулировку карбюратора ВАЗ-2109 «Солекс».

    Хоть все эти признаки с высокой вероятностью указывают на поломку карбюратора, но иногда могут встречаться ситуации, при которых характерные особенности неисправности становятся неинформативными.

    В нестандартных случаях необходимо провести комплексную диагностику.

    Как настроить карбюратор на ВАЗ-2109 «Солекс» своими руками

    Изначально нужно подготовить весь инструмент для корректировки и починки карбюратора. Настройка часто сопровождается небольшими ремонтными работами, поэтому мастера рекомендуют иметь под рукой весь необходимый инструмент. В помещении, в котором будет производиться разборка механизма, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию, так как сильные испарения топлива могут привести к ухудшению самочувствия.

    В процессе работы нельзя использовать ветошь либо щётки, поэтому стоит заранее подготовить специальный материал, который не сыпется и не изменяет своей структуры.

    Для удобства и качественного результата автомобиль должен обязательно находиться на горизонтальной плоскости. Плоская отвёртка должна находиться всегда рядом, так как она используется чаще всего при настройке карбюратора. Чистку детали необходимо проводить специальными средствами либо, в крайнем случае, чистым бензином.

    Советуем также прочитать статью нашего специалиста, в которой подробно рассказано, как настроить карбюратор ВАЗ-2108.

    Не знаете, как настроить карбюратор на ВАЗ-2107? Тогда обязательно прочитать подробный материал нашего специалиста.

    Заливает свечи

    Если вы заметили, что переливает карбюратор на ВАЗ 2109, дело в заливе свечей. Происходит это чаще всего зимой. Страдает от такого недуга как карбюраторный, так и инжекторный двигатель.

    Вид залитой свечи

    Причины бывают следующими:

    • Для создания рабочей смеси зимой требуется больше усилий, от чего свечи заливает;
    • На новых автомобилях это явление невозможно;
    • Износился силовой агрегат;
    • Свечи или свечные провода оказались низкого качества.

    Чтобы избежать залива свечей, рекомендуется поддерживать аккумулятор полностью заряженным, использовать высококачественное масло, а также следить за исправностью стартера. Разумеется, все это обязательно дополните надежными свечами.

    Корректировка угла зажигания

    Вялый разгон машины и неустойчивость ХХ также часто связаны с неправильно выставленным зажиганием, в основном такую процедуру выполняют в автосервисах на специальной аппаратуре. Но при желании корректировку несложно произвести самостоятельно, к тому же и без стробоскопа, причем, достаточно точно:

    • на остановленном двигателе ослабляем три гайки крепления трамблера (третье крепление находится внизу, его сверху не видно);
    • заводим машину, поворачиваем прерыватель-распределитель по часовой стрелке (на «+»), и если стояло позднее зажигание, обороты ХХ будут заметно увеличиваться;
    • выбираем оптимальное положение трамблера (работа ДВС должна быть ровная, без сбоев), винтом количества уменьшаем число оборотов, глушим мотор, фиксируем прерыватель-распределитель пока одной гайкой, проверяем результаты корректировки зажигания на ходу.

    Если при большой нагрузке и резком разгоне начинают заметно «стучать пальцы» (появляется детонация двигателя), следует трамблер немного подвинуть на «минус», затем еще раз проверить машину на ходу. Так можно достаточно точно выставить зажигание, и даже порой лучше, чем со стробоскопом.

    Чем «Солекс» отличается от «Озона» и «Вебера»

    Основное отличие карбюраторов «Солекс» от устройств предыдущих семейств заключается в возможности его установки на поперечно расположенные силовые агрегаты поплавковой камерой вперёд. Такой вариант монтажа позволил исключить переобеднение топливной смеси при вхождении автомобиля в поворот, подъёме, а также при резком ускорении.

    Кроме этого, «Солекс» имеет абсолютно другую конструкцию поплавковой камеры. У него она двухсекционная, что позволяет использовать устройство как на переднеприводных автомобилях, так на машинах классической компоновки.

    Карбюраторы «Солекс» отличаются надежностью и ремонтопригодностью

    Делаем ремонт карбюратора ВАЗ 21099 как бывалые автомеханики

    Расположение карбюратора в автомобиле ВАЗ 21099

    Настройка поплавковой камеры

    В поплавковой камере регулируется уровень топлива. Эту часть устройство проще всего отремонтировать и настроить, поэтому начинающим мастерам или автолюбителям лучше начать именно с данного пункта. Регулировка карбюратора ВАЗ-2109 своими руками состоит из нескольких этапов:

    1. Необходимо завести двигатель и дать поработать ему в течение 2 — 3 минут.
    2. После того, как мотор был заглушён, необходимо снять воздушный фильтр с «Солекса».
    3. Далее следует отсоединить шланг для топлива.
    4. Демонтируя карбюраторную крышку нужно вывернуть 5 метизов. Особенностью демонтажа болтов выступает необходимость их выкручивания строго вертикально. При неправильном снятии метизов можно повредить поплавки, что станет причиной серьёзного ремонта.
    5. В норме расстояние от кромки карбюратора до бензина равно 25,5 миллиметрам. Если расстояние не совпадает, то нужно его подкорректировать путём загибания язычка кронштейна поплавков. Так как с первого раза сложно выставить нужное расстояние, то процедура подгибания может повторяться неоднократно.
    6. Пока крышка снята, специалисты рекомендуют проверить её на параллельность кромок и в случае необходимости восстановить правильное положение элементов.

    На «девятке» эти работы проводить достаточно легко.

    Одним из основных условий выступает постоянное поддержание чистоты и предупреждение попадания в карбюратор различных мелких частей.

    Плавают обороты

    Одни из наиболее частых неисправностей карбюратора на ВАЗ 2109 являются плавающие обороты. Подобные проблемы появляются на автомобиле, который прошел достаточно внушительный километраж.

    Определить тот факт, что плавают обороты холостого хода на ВАЗе 2109, не сложно. Для этого включите холостой ход и поочередно запустите разные механизмы. Если обороты начнут плавать, требуется оперативно решить эту проблему.

    Причин плавания холостого хода существует три:

    • Засорился жиклер. На это, кстати, специалисты рекомендуют обращать внимание в первую очередь;
    • Перегорело питание электромагнитного клапана;
    • Отсутствует питание электромагнитного клапана.

    Если проблемы с карбюратором в итоге были обнаружены, настройку и регулировку можно выполнить самостоятельно, заручившись помощью друга.

    Здесь лучше работать в четыре руки. А вот на станции технического обслуживания не спешите. Они возьмут за свои услуги много денег при относительной легкости работы, которую можно выполнить своими руками.

    Чтобы карбюратор не создавал вам проблем, старайтесь использовать качественное горючее, смазывать винты качества, проверять исправность троса воздушной заслонки. Последний, кстати, требует периодической замены.

    Основные неисправности

    Любые неисправности карбюратора 2109 отражаются на работоспособности двигателя: мотор может глохнуть при сбросе оборотов, работать с перебоями, не развивать мощность, сверх нормы расходовать бензин. Причин возникновения неполадок в этом узле достаточно много, но наиболее характерные из них, это:

    • засорение жиклеров ГДС и холостого хода, как воздушных и топливных, так и в электромагнитном клапане (ЭМГ);
    • разрыв (дефект) диафрагмы насоса-ускорителя;
    • отказ самого ЭМГ;
    • неплотное прилегание к седлу иглы запорного механизма;
    • подсос воздуха через стык корпуса и крышки;
    • негерметичность поплавка в поплавковой камере;
    • забивание грязью (сором) распылителя ускорительного насоса;
    • разрегулировка винтов ХХ.

    Разумеется, различного рода сбои могут возникать не только из-за карбюратора, нередко неисправен и сам двигатель, также бывает неправильно выставлено зажигание, особенно, если установка проводилась неопытным мастером без стробоскопа. Проблемы с холостыми оборотами могут возникать по причине отсутствия питания на электроклапане, поэтому, прежде чем разбирать КУ, сначала стоит проверить наличие напряжения на этом проводке.

    Демонтаж, разборка и чистка карбюратора

    Для того, чтобы восстановить работоспособность карбюратора «Солекс», необходимо:

    • снять устройство с двигателя;
    • разобрать его;
    • произвести чистку и промывку;
    • заменить неисправные элементы;
    • собрать и установить на двигатель;
    • произвести регулировку.

    Снятие карбюратора «Солекс» с двигателя

    Необходимые инструменты:

    • шлицевая и крестовая отвёртки;
    • ключи на 7, 8 (2 шт), 10, 13 (лучше накидной).

    Порядок выполнения:

    1. Поднимаем капот.
    2. Используя ключ на 10, откручиваем гайку фиксации крышки воздухофильтра.
    3. Отщёлкиваем защёлки (4 шт).

      Для снятия фильтра нужно открутить гайку и отжать защёлки

    4. Извлекаем воздушный фильтр из «кастрюли».
    5. Ключом на 8 отворачиваем гайки крепления корпуса воздухофильтра.
    6. Ключом на 7 ослабляем винт хомута на шланге отвода газов. Снимаем этот шланг.
    7. Демонтируем корпус фильтра.

      Для снятия корпуса фильтра нужно отвернуть 4 гайки

    8. Отсоединяем провода от вывода клапана ЭПХХ и от контакта болта регулировки количества.

      Отсоединяем наконечники проводов от клапана и от контакта винта количества

    9. Отсоединяем вакуумный шланг от штуцера.

      Отсоединяем вакуумный шланг от штуцера

    10. Ключом на 7 ослабляем хомуты на топливоподводящем шланге и на шланге «обратки». Снимаем их.

      Отсоединяем топливные шланги

    11. Снимаем шланг вентиляции картера.

      Отсоединяем шланг вентиляции картера

    12. Двумя ключами на 8 отпускаем затяжку винта тяги воздушной заслонки. Отсоединяем трос привода.

      Снимаем тягу привода воздушной заслонки

    13. Снимаем пружину с привода заслонок.

      Снимаем пружину

    14. На секторе привода заслонок выводим из зацепления наконечник троса. Отсоединяем трос.

      Отсоединяем трос привода дроссельных заслонок

    15. Ключом на 13 откручиваем гайки крепления корпуса карбюратора (4 шт).
    16. Отвёрткой откручиваем винт крепления модуля подогрева.
    17. Демонтируем карбюратор. Если он не снимается, поддеваем его корпус шлицевой отвёрткой.

      Снимаем карбюратор со шпилек

    Под карбюратором должно быть три прокладки: верхняя (самая толстая), средняя (теплоизолирующая) и нижняя (уплотнительная).

    Разборка карбюратора «Солекс»

    Необходимые инструменты:

    • крестовая отвёртка;
    • молоток;
    • сверло (спица) диаметром 2,5 мм;
    • ключи на 11, 13, 14;
    • пинцет;
    • шило;
    • зубочистки.

    Порядок выполнения:

    1. Выкручиваем пять винтов крепления крышки крестовой отвёрткой. Отсоединяем крышку.

      Откручиваем 5 винтов

    2. Используя сверло (спицу) и молоток, извлекаем ось поплавков. Демонтируем поплавки.

      Отсоединяем ось поплавков

    3. Аккуратно отсоединяем от привалочной поверхности крышки прокладку из картона.

      Аккуратно снимаем картонную прокладку

    4. Ключом на 11 выкручиваем игольчатый клапан. Снимаем его.

      Выкручиваем игольчатый клапан

    5. Ключом на 13 выворачиваем электромагнитный клапан. Снимаем с него уплотнитель, чашку, жиклёр.

      Выкручиваем клапан, снимаем с него жиклер, уплотнитель, чашку

    6. Этим же инструментом выкручиваем пробку фильтра. Извлекаем фильтр.

      Откручиваем пробку, вынимаем фильтр

    7. Не меняя инструмент, выкручиваем топливный штуцер. Вынимаем его вместе с уплотнительным кольцом.
    8. Ключом на 14 выкручиваем болт крепления рычага воздушной заслонки. Снимаем его, стараясь не потерять расположенный под ним фиксирующий шарик и прижимную пружину.

      Снимаем рычаг

    9. Крестовой отвёрткой выкручиваем 4 винта на крышке пускового устройства. Снимаем её с диафрагмой и пружиной.

      Снимаем и разбираем пусковое устройство

    10. Этим же инструментом откручиваем 2 винта крепления воздушной заслонки. Извлекаем её ось из крышки карбюратора.

      Снимаем воздушную заслонку

    11. Снимаем резиновый уплотнитель на трубке канала холостого хода.

      Снимаем уплотнитель на трубке топливного канала

    12. Шлицевой отвёрткой отворачиваем винт держателя тяги воздушной заслонки. Снимаем его.

      Снимаем кронштейн

    13. Ней же выкручиваем и вынимаем воздушные жиклёры дозирующих систем.

      Выкручиваем воздушные жиклёры

    14. Извлекаем распылитель, поддев его отвёрткой за верхний «носик».

      Извлекаем распылитель, поддев его отвёрткой

    15. Отвёрткой выкручиваем топливные жиклёры. Если они не вытряхиваются из каналов, вытаскиваем их при помощи зубочистки.

      Выкручиваем топливные жиклёры (при необходимости или, например, с целью уменьшить расход топлива, их можно впоследствие заменить)

    16. При помощи пассатижей аккуратно вынимаем из обеих камер диффузоры.

      Вынимаем диффузоры при помощи пассатижей

    17. Крестовой отвёрткой выкручиваем 4 винта крепления крышки насоса-ускорителя.

      Разбираем ускорительный насос

    18. Снимаем крышку с диафрагмой и пружиной.
    19. Крестовой отвёрткой откручиваем 3 винта крышки экономайзера режимов мощности. Снимаем её с диафрагмой и пружиной.

      Разбираем экономайзер мощностных режимов

    20. При помощи шлицевой отвёртки выкручиваем жиклёр экономайзера. Извлекаем его.
    21. Отсоединяем контакт провода от винта регулировки количества.
    22. Шлицевой отвёрткой выкручиваем винт держателя провода. Снимаем провод.

      Отсоединяем наконечник провода винта, потом выкручиваем сам винт

    23. Выкручиваем и снимаем винт количества.
    24. Крестовой отвёрткой отворачиваем винт крепления привода дроссельных заслонок. Снимаем крепление.

      Снимаем сектор управления дроссельными заслонками

    25. Шлицевой отвёрткой выкручиваем винт качества.
    26. Извлекаем его при помощи пинцета.
    27. Если винт вынулся без резинового уплотнителя, достаём его при помощи шила.
    28. Ключом на 11 откручиваем гайку крепления кулачка привода насоса-ускорителя. Снимаем кулачок вместе с шайбой, которая находится под ним.

      Снимаем кулачок привода ускорительного насоса

    29. Крестовой отвёрткой выкручиваем винты крепления обеих заслонок. Снимаем заслонки.
    30. Снимаем с оси заслонки первой камеры пружину и пластиковую втулку.
    31. Снимаем ось первой камеры.
    32. Шлицевой отвёрткой поддеваем и снимаем стопорную шайбу оси заслонки второй камеры. Снимаем ось.

      Отсоединяем и снимаем дроссельные заслонки — карбюратор полностью разобран. Сборка осуществляется в обратном порядке

    Важно: не отсоединяйте заслонки и не снимайте их оси без необходимости! При неумелом монтаже возможен их перекос, что приведёт к неполному открытию или закрытию!

    Чистка и промывка карбюратора «Солекс»

    Необходимые средства:

    • компрессор или насос с сужающимся штуцером на конце шланга;
    • жидкость для чистки карбюраторов в аэрозольном баллончике или ацетон;
    • зубная щётка (лучше детская);
    • тонкая деревянная лопатка;
    • зубочистки;
    • чистая тряпка.

    Перед промывкой карбюратора рекомендуется замочить отсоединённые элементы в специальной жидкости для промывки на 8–10 часов. Это не относится к изделиям из резины и пластика!

    Если у вас нет столько времени, обработайте детали с внешней и внутренней стороны жидкостью для промывки карбюраторов и выждите 30 минут.

    Жидкость для чистки карбюратора

    Наружные загрязнения удобнее всего удалять при помощи зубной щётки. Отложения грязи на внутренней поверхности крышки и корпуса карбюратора удаляются при помощи тонкой деревянной лопатки, обёрнутой чистой тряпкой.

    После промывки детали, имеющие внутренние отверстия (жиклёры, диффузоры, трубки, а внутренние каналы крышки и корпуса карбюратора) нужно продуть струёй сжатого воздуха (желательно не менее 6 атмосфер).

    Замена неисправных элементов и сборка карбюратора «Солекс»

    При полной разборке карбюратора рекомендуется заменить все его элементы, которые имеют следы повреждения или деформации. Лучшим решением при самостоятельном ремонте устройства будет приобретение ремонтного комплекта, куда входят все детали, которые могут подлежать замене:

    • жиклёры;
    • пружины;
    • уплотнители;
    • диафрагмы;
    • прокладки (крышки и корпуса карбюратора);
    • игольчатый клапан;
    • фильтр;
    • винты (качества, количества);
    • ремонтные шпильки и др.

      Сборка/чистка или иные действия с карбюраторомпроизводятся с помощью ремкомплекта карбюратора «Солекс»

    Заменив выбракованные элементы, приступаем к сборке карбюратора. Её производим в порядке, обратном к описанному выше. Крышку карбюратора к корпусу не прикручиваем!

    Последовательность действий

    Изначально следует произвести регулировку дроссельной заслонки. Делается это в такой последовательности:

    1. Проверяем и регулируем натяжение троса при помощи ключа на 13.
    2. Проверяем, полностью ли открыта заслонка, когда педаль газа выжата, и закрыта ли при отпущенной педали. В случае несовпадения, при помощи того же ключа устраняем неисправность.

    Следующий этап – воздушная заслонка. Порядок действий таков:

    1. Снимаем крышку с воздушного фильтра.
    2. Если существует такая необходимость – заменяем фильтр.
    3. Если ручка подсоса полностью утоплена, заслонка должна располагаться непосредственно под торпедой и быть абсолютно открытой.
    4. Рычаг заслонки провернуть до полного открытия и утопить его до упора.
    5. Вынуть торс из изоляции и затянуть болт регулировки тяги, после чего снова проверить заслонку.
    6. Если существует такая необходимость, следует немного подвигать оболочку троса и зажать болт крепления.
    7. По достижении необходимого результата необходимо затянуть болт по направлению к рычагу и закрыть крышку фильтра.

    Регулировка пускового устройства является третьим этапом данной работы. Его регулировка производится двумя способами. В соответствии с первым карбюратор будет необходимо снять. Но, следуя второму этапу, можно обойтись и без его демонтажа. Для последнего варианта вам потребуется тахометр. Прежде чем приступить к регулировке, следует снять корпус воздушного фильтра и полностью вынуть рычаг воздушной заслонки. Он располагается в салоне автомобиля непосредственно под торпедой. Далее нужно запустить двигатель и внимательно наблюдать за тем, что будет происходить.

    Благодаря плоской отвертке, откручиваем воздушную заслонку на треть, а при помощи ключа на 7 делать то же самое с болтом регулировки. Аналогичное действие необходимо проводить до того момента, пока показатель тахометра не будет варьироваться в диапазоне от 3100 до 3400 оборотов. Как только вышеуказанный результат достигнут, необходимо опустить заслонку.

    На этом процесс регулировки и настройки карбюратора на ВАЗ-2109 можно считать оконченным. Как видим, в этом нет ничего сложного. Главное, обзавестись необходимым инструментом, знаниями и выдержкой.

    На нашем сайте действует специальное предложение. Вы можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста, просто задав свой вопрос в форме ниже.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector