Удаление катализатора

Функция катализатора – чисто экологическая, состоящая в «дожигании» выхлопных газов с целью снизить их токсичность. Этот узел выхлопной системы недолговечен, стоит не рубль и ни два, увеличивает расход топлива и снижает ресурс двигателя. Поэтому вопрос, нужно ли удалять катализатор на автомобиле, активно обсуждается в среде автовладельцев.

Одни видят в таком «усовершенствовании» перспективу увеличения мощности и снижения расхода топлива, а также возможность не покупать новую дорогую деталь. Другие, наоборот, высказывают скептическое мнение, аргументируя свою позицию тем, что в автомобиле лишнего ничего не бывает, а цена – не главное.

Что же будет с машиной и как изменяться ее характеристики, если убрать катализатор – проанализируем и дадим ответ на этот волнующий многих вопрос.

Что такое катализатор

Что такое катализатор

Каталитический нейтрализатор или конвертер – именно таким будет корректное название узла в выхлопной системе автомобиля, отвечающего за его высокие экологические показатели. Катализаторы – вещества, ускоряющие протекание химических реакций. Они (платина, родий, палладий) используются и в конструкции каталитического нейтрализатора, получившего сокращенное название «катализатор».

Устройство катализатора 

Конструкция катализатора включает стальной корпус, термостойкую прокладку, отделяющую от него трубчатые соты с напылением платины, родия, палладия. Только благодаря драгметаллам удается эффективно очищать поступающие из выпускного коллектора выхлопные газы от высокотоксичных окиси углерода и несгоревших остатков топлива. Через выхлопную трубу в атмосферу выводятся уже безобидные для экологии вещества – азот, диоксид углерода, водяной пар. Если снять катализатор с автомобиля, это понизит его экологические характеристики.

В новых автомобилях устанавливаются трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы, в которых процесс очистки выхлопных газов разбит на три этапа – восстановление, окисление, контроль. На первом этапе снижается содержание оксида азота, на втором – нейтрализация несгоревших токсичных веществ, на третьем – анализ компьютером выхлопного потока и корректировка впрыска топлива.

Чем катализатор отличается от сажевого фильтра

Главное отличие состоит в том, что катализатор устанавливается только в машинах с двигателями, работающими на бензине и сжиженном газе. Сажевый фильтр используется исключительно для дизельных моторов. Данное обстоятельство объясняется тем, что выхлопные газы, выделяющиеся при работе дизеля, содержат большой процент сажи. За счет пористой структуры улавливающего элемента сажевый фильтр эффективно удерживает твердые частицы и нейтрализует другие токсичные компоненты.

Где находится катализатор

В выхлопной системе катализатор следует за выпускным коллектором и обычно расположен в подкапотном пространстве. Подобная локация объясняется двумя причинами. Первая – защита от механических повреждений. Вторая – высокая температура, необходимая для эффективной работы.

В автомобилях, выпускаемых до 2000 года, катализатор следует искать под днищем. Такое расположение связано с тем, что внедрять новые экологические стандарты производителям приходилось «на ходу», не имея времени на внесение существенных конструктивных изменений.

Встретить катализатор под днищем можно и в сравнительно свежих моделях, если под капотом ему не нашлось места.

Рекомендуем:  Как улучшить свет фар на ВАЗ-2110 своими руками?

Зачем удаляют катализатор

Зачем удаляют катализатор

Кроме снижения вредоносных выхлопов у каталитического нейтрализатора других функций нет. О каких-то абстрактных экологических нормах мало кто серьезно беспокоится. Наказание за отсутствие катализатора законодательно предусмотрено согласно техрегламенту «О колесных транспортных средствах», согласно которому удаление каталитического нейтрализатора — части автомобиля — является внесением изменений в конструкцию машины. Водитель рискует получить штраф в размере 500 рублей согласно статье 12.5 КоАП РФ. Поэтому для многих вопрос, зачем удалять катализатор, просто не стоит.

Почему водители отказываются от катализатора:

  • После демонтажа каталитического нейтрализатора в системе снижается сопротивление движению выхлопных газов, что способствует повышению мощности двигателя и экономии топлива. Дополнительно поднять мощность мотора поможет прошивка электронного блока управления (ЭБУ). Производители часто ее специально снижают программными методами, чтобы вписаться в существующие экологические стандарты.
  • Экономия на проведении систематической диагностики выхлопной системы и самом катализаторе, который стоит очень недешево. На старом катализаторе можно еще и неплохо заработать – вырезать и сдать в скупку.
  • Повышение долговечности двигателя – еще один плюс. Катализатор, даже исправный, создает дополнительную нагрузку на двигатель, медленно подтачивая его ресурс. Отсутствие катализатора обеспечит мотору дополнительный пробег до капремонта.

Еще одно обстоятельство, помимо штрафа, способное помещать убрать катализатор из выхлопной системы, — это гарантия. Если автомобиль еще гарантийный, то с удалением нейтрализатора лучше повременить.

Стоит ли удалять катализатор

Стоит ли удалять катализатор

Вопрос, для чего удаляют катализатор, вряд ли волнует владельца автомобиля, у которого выхлопная система работает как часы.

Точно нужно удалять катализатор, израсходовавший ресурс. При длительной эксплуатации соты катализатора засоряются нагаром и твердыми частицами несгоревшего топлива, создавая препятствие движению выхлопных газов. Это отражается на динамике автомобиля, теряющего ускорение при разгоне. Заметно увеличивается расход топлива.

Читайте также: Рассказываем, что такое сапун в автомобиле, для чего он нужен и где находится, раскрываем устройство агрегата и что влияет на его работу.

При сильном засорении катализатора двигатель может периодически глохнуть, терять стабильность холостого хода, требовать большее число оборотов стартера для запуска. Катализатор может выйти из строя и по другим причинам: низкое качество топлива, некорректная работа системы зажигания, перенесенные механические воздействия, оплавление сот вследствие неисправности системы зажигания.

В любом случае неисправный катализатор подлежит демонтажу. Устанавливать на его место новую деталь или вообще избавиться, заменив на пламегаситель, решает хозяин.

Что будет, если удалить катализатор в автомобиле

Что будет, если удалить катализатор в автомобиле

Снять или выбить катализатор из выхлопной системы – не представляет сложности с технической точки зрения. Удаление этого элемента лишь устраняет одно препятствие на пути выхлопных газов по выпускному тракту. Хуже от этого машина ездить не будет, но станет менее экологичной.

Почему удаляют исправные катализаторы

Демонтаж технически исправного катализатора – явление редкое, требующее от владельца наличия веской причины. Владелец новой машины не поедет в автосервис вырезать катализатор. Меняют или удаляют только технически неисправный нейтрализатор. Но есть исключение.

Исправный катализатор может быть демонтирован с единственной целью – увеличить на 3-5% мощность силового агрегата. При проведении тюнинга удаляются все элементы, препятствующие выбросу выхлопных газов. При этом полностью переоборудуется тракт – удаляется катализатор, устанавливается прямоточный глушитель, меняется прошивка ЭБУ.

Рекомендуем:  Удаляем сколы кузова автомобиля самостоятельно: что и как нужно делать?

Можно ли ездить без катализатора

Можно ли ездить без катализатора

С технической точки зрения причин, препятствующих езде без катализатора, нет. С юридической – все не так однозначно. Удаление катализатора трактуется как внесение изменений в конструкцию автомобиля, что противоречит  пункту 9.10 технического регламента Таможенного союза, а также близкому по содержанию положению Постановления правительства 413. Штраф, грозящий водителю за подобное нарушение, составляет 500 руб.

Кроме того, отсутствие катализатора станет препятствием для постановки автомобиля на учет и прохождения техосмотра – по его результатам владелец такой машины диагностическую карту не получит.

Если угроза штрафа и другие возможные последствия не влияют на решение удалить катализатор, владелец автомобиля должен быть готов к внесению доработок.

Прошивка «мозгов» или обманка – что выбирают

Сразу нормально эксплуатировать автомобиль без катализатора не позволит электроника. ЭБУ будет постоянно выдавать ошибку, сопровождающуюся переходом в режим аварийной работы двигателя с ограничением по мощности и некорректируемым расходом топлива. Причина в том, что токсичность выхлопа находится под контролем специального датчика. Называется он лямбда-зонд или кислородный датчик и определяет процентное содержание кислорода в выхлопных газах. Данные поступают в ЭБУ, корректирующий  на основе показаний датчика состав топливной смеси.

Имитировать присутствие катализатора можно путем установки «обманки» или перепрошивкой ЭБУ. Обманка может быть механической или электронной.

Механическая обманка изготавливается в виде металлической проставки, дистанцирующей кислородный датчик от выхлопного тракта. Маленькое отверстие в обманке ограничивает поток газов, направленных на лямбда-зонд, а ЭБУ воспринимает поступающий от датчика сигнал как соответствующий нормальной работе катализатора.

В электронной обманке используется принцип доведения сигнала, поступающего на ЭБУ от датчика, до штатных значений. Схема электронной обманки, состоящая из конденсатора и резистора, подсоединяется между сигнальным проводом и массой.

По сравнению с обманками более технологичной видится прошивка блока управления под экологический стандарт Евро 2. Такой способ позволяет исключить из алгоритма второй лямбда-зонд, фиксирующий степень очистки выхлопных газов, наличие которого регламентировано экостандартами Евро 3 и последующими.

Замена прошивки – способ надежный и эффективный, но недешевый. Кроме того, вмешательство в работу ЭБО может вызвать сбои в работе отдельных систем автомобиля. Если данный способ кому-то кажется предпочтительным, то обращаться нужно в автосервис к специалистам, владеющим всеми тонкостями технологии и осознающими ответственность за результат.

Установка «обманок» неплохо себя зарекомендовала. Этот, почти бесплатный по сравнению с покупкой нового нейтрализатора способ, работает. Однако ни механическая, ни электронная обманка не позволяют с идеальной точностью смоделировать «правильный» сигнал и весь диапазон возможных значений. Досадное Check Engine в скором времени может снова появиться на приборной панели. Обманки – вариант не самый надежный, но вполне подходящий тем, кто умеет работать руками.

Прочистка катализатора

Прочистка катализатора

Если вспомнить в каких режимах работает катализатор и представить состояние отложений внутри его сот, образующихся при  температуре 700-800°C, то целесообразность прочистки вызывает сомнения. Прочистка или какой-либо ремонт не помогут, если катализатор старый, прошел с автомобилем боле 250 000 км, полностью забит и препятствует прохождению выхлопных газов, поражен сквозной коррозией. Тут нужна замена.

На тематических форумах активно обсуждаются самые разные методы очистки катализатора – от визита на автосервис до использования «народных» средств. Из всего разнообразия заслуживает внимания только один вариант – прочистка катализатора специальными химическими средствами со снятием.

Рекомендуем:  Как правильно прокачать тормоза автомобиля с АБС?

В данном случае есть возможность визуально оценить состояние катализатора и принять решение о целесообразности прочистки. Если соты катализатора целые и нет других повреждений, то можно воспользоваться качественной химией и очистить от загрязнений большинство сегментов. Поведение автомобиля, скорее всего, улучшится, но когда потребуется повторная прочистка или замена никто не скажет.

Нужно ли устанавливать новый катализатор

Нужно ли устанавливать новый катализатор

Для автомобиля катализатор не является функционально важным узлом. Его наличие в конструкции обусловлено экологическими нормами, принятыми за рубежом. Несмотря на то, что езда без катализатора противоречит некоторым нормативным актам, в России подобная практика получила широкое распространение. В Европе такой вариант тоже может пройти, но до первого выборочного замера выхлопных газов. Далее – внушительный штраф.

Читайте также: Рассказываем, что такое клиренс, как его правильно рассчитать, объясняем, почему нельзя пилить пружины и что будет, если увеличить дорожный просвет автомобиля.

Правда, в эксплуатации машины без катализатора есть и определенные неудобства – неприятный запах, риск прогара выхлопной системы, повышенный шум, исходящий от автомобиля. Некоторых, возможно, будет смущать несоблюдение ими экологических норм и последствия для окружающей среды.

Многие эксперты высказывают предположение, что скоро и в России экологический вопрос будет взят под жесткий контроль. Поэтому, нужно ли устанавливать новый катализатор вместо израсходовавшего ресурс старого, каждый решает сам.

Куда продать старый катализатор

Куда продать старый катализатор

Даже отживший свой век катализатор можно выгодно продать. Чтобы не быть обманутым и получить за свой отработанный катализатор адекватную цену, лучше сдать его в специализированную организацию. В серьезных фирмах проводится экспертная оценка и гарантировано точное определение содержания драгметаллов. Клиенту предоставляются данные спектрального анализа, озвучивается прейскурант, производится полный расчет на основе объективных данных.

Если в приемном пункте расчет производится исходя из массы катализатора, а модель автомобиля, год выпуска, экологический класс, страна производства не учитываются, то ожидать многого от такой сделки не стоит. Серьезные организации, принимающие отработанные катализаторы, есть в каждом городе. Их контакты несложно найти в сети.

Положительные и отрицательные стороны удаления катализатора

Положительные и отрицательные стороны удаления катализатора

Любые дискуссии о целесообразности удаления катализатора прекратятся в тот момент, как только будет принята законодательная база и появится соответствующая статья. Повышенная токсичность выхлопных газов, наверное, единственный минус удаления катализатора. Некоторые другие – нарушение конструкции, повышенный шум, неприятный запах не столь критичны. Во всем остальном удаление катализатора сопровождается только плюсами. Владелец автомобиля экономит деньги. Отсутствие катализатора снижает нагрузку на двигатель, что дает прирост мощности, экономию ресурса и топлива. Конструкция катализаторов постоянно совершенствуется. Возможно, в ближайшем будущем изделия избавятся от имеющихся недостатков и станут более доступными для покупки, а вопрос, зачем вырезают катализатор на автомобиле, автоматически потеряет актуальность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector