Докатка: что это

Рассказываем, что такое докатка, чем отличается от запаски, раскрываем правила эксплуатации

    Докатка – это небольшое запасное колесо, которое используется при повреждении основного комплекта шин. Оно не предназначено для продолжительных поездок, но позволяет автомобилю «докатиться» до места стоянки или ремонта.

    Докатка: что это такое

    Докатка представляет собой аварийное колесо, которое хранится в специальном отделении багажника. По диаметру оно совпадает с основными шинами автомобиля, но обладает меньшей шириной. Это облегчает хранение элемента, снижает массу и позволяет увеличить свободное пространство внутри автомобиля. Место для размещения предусмотрено в конструкции большинства современных машин.

    Аварийное колесо используется при проколах и повреждениях шин. Оно позволяет самостоятельно добраться ближайшего шиномонтажа, не вызывая эвакуатор.

    Интересно! Изначально небольшие запаски использовались на машинах премиум-класса: для них эстетическая привлекательность была важнее функциональности, и компактные вспомогательные шины вполне вписывалось в эту концепцию. В дальнейшем такое оснащение стало распространяться и среди бюджетных автомобилей.

    Чем отличается докатка от запасного колеса

    Многие водители путают два схожих понятия – докатка и запаска. Эти элементы отличаются друг от друга по целому ряду характеристик:

    • Ширина. Размеры запаски соответствуют основному комплекту шин. Докатка обладает значительно меньшей шириной – это заметно даже визуально;
    • Небольшая масса. Ввиду компактных размеров покрышки и диска, снижается масса;
    • Малый ресурс. Аварийное колесо не предназначено для поездок на большие расстояния и обладает ограничениями по максимальной скорости – как правило, не более 60 км/ч;
    • Вылет диска. Докаточное колесо имеет меньшую ширину, поэтому требования по вылету здесь не такие строгие, как на оригинальных дисках.
    • Внешний вид. Дизайн дисков не отличается какими-либо изысками – это простая стальная штамповка, покрашенная в яркий цвет и снабженная цветной маркировкой.
    • Давление. Контактная поверхность в 1,5 раза меньше, чем у запасного колеса. Чтобы покрышка могла выдерживать автомобиль, давление в камере также повышают;
    • Покрышка. Глубина протектора здесь снижена – как правило, она не превышает 4 мм. Высота профиля, напротив, увеличена.
      Отсутствие балансировки. Из-за небольшого веса и ограниченных скоростей вращения, снижается склонность к вибрациям. Соответственно, и балансировку выполнять необязательно.

    Желательно, чтобы диаметр докаточных покрышек соответствовал размерам оригинальных (особенно это важно для полноприводных автомобилей). Тем не менее, многие производители допускают использование докатки с уменьшенным диаметром.

    Внимание! Полноценные внедорожники почти никогда не оснащаются докаткой: во-первых, такие автомобили обладают высоким центром тяжести и большой массой, поэтому различия в ширине покрышек нарушат управляемость. Во-вторых, только полноценное запасное колесо способно сохранить внедорожные свойства автомобиля. Кроме того, использование докатки малого диаметра на полноприводных машинах вызовет поломку дифференциала.

    Почему не ставят обычное колесо

    Изначально в машинах устанавливались полноценные запасные колеса. Это было связано с тем, что дороги имели низкое качество, а станции технического обслуживания встречались редко. Кроме того, большие размеры автомобилей позволяли брать с собой не одно, а даже несколько запасок.

    Однако в последние десятилетия автомобилестроительная отрасль поменяла направление своего развития. Появился спрос на компактные модели с вместительным салоном и багажником. Также были ужесточены требования к расходу топлива и экологическому классу машин. В результате производители стали использовать вместо запасного колеса более компактную докатку.
    Небольшие размеры позволяют разместить ее:

    • В багажном отсеке;
    • Под днищем автомобиля;
    • В декоративном колпаке сбоку или на двери багажника;
    • В специальном отсеке багажного отделения.

    Некоторые производители также размещают докатку прямо под капотом.

    К преимуществам такого варианта можно отнести и его доступность: технология производства корда и диска здесь значительно упрощается, а требования к прочности снижаются.

    Таким образом, использовать полноценную запаску на современных автомобилях попросту нецелесообразно: проколы происходят сравнительно редко, а дополнительно нагружать машину запасными частями не имеет смысла.

    Внимание! К недостаткам аварийных шин относят снижение управляемости и увеличение тормозного пути. Поэтому водитель должен заранее разобраться, можно ли ездить на докатке и сколько, исходя из дорожных условий и конструкции автомобиля.

    Как выбрать

    В руководстве по эксплуатации автомобиля указана вся информация, касающаяся ремонта и замены колес, а также использования докатки (включая ее размеры и характеристики). Поэтому при выборе следует ориентироваться на рекомендации производителя.
    Главное же требование при покупке – соответствие диаметру основных шин (отклонение может составлять не более 30 мм в меньшую сторону). Вылет диска может отличаться, но не более чем на 50 мм. Если автомобиль эксплуатируется в условиях низкой проходимости или в зимний период, рекомендуется приобрести полноразмерную запаску.

    Сколько качать докатку

    Как правило, ширина покрышки составляет 2/3 от размеров стандартного колеса. Чтобы такая шина могла выдержать вес автомобиля, давление в камере должно быть увеличено примерно в 1,5-2 раза.

    Узнать рабочее давление шины можно на ее боковой поверхности, а также из инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, оно составляет 4-4,2 атмосферы (для сравнения – стандартное колесо работает в диапазоне 2-2,8 атмосфер). Максимально же допустимое давление в докатке равно 125% от рабочего значения.

    Внимание! Прочность докаточного колеса позволяет ему выдерживать вес автомобиля, не деформируясь и не повреждаясь. При этом, за счет облегченного диска и корда, снижается ресурс его использования.

    На какую ось можно ставить

    Установка узкой покрышки на ведущую ось сказывается на тяговых характеристиках автомобиля, а использование ее в качестве управляемого (то есть переднего) колеса влияет на маневренность. Поэтому монтаж производится, исходя из типа привода автомобиля:

    • Полный привод. При наличии полного привода устанавливать докатку допускается только на заднюю ось. Таким образом, если в пути спустило одно из передних колес, докатка все равно устанавливается сзади, а освободившееся заднее колесо ставится на переднюю ось.
    • Передний привод. При такой схеме ведущие колеса одновременно являются и управляемыми. Задняя же ось почти не влияет на тяговую характеристику и маневренность. Соответственно, докатка устанавливается сзади (таким же способом, как и на полном приводе).
    • Задний привод. В этом случае управляемыми остаются передние колеса, а задние становятся ведущими. Рекомендуется устанавливать докатку на задней оси (кроме тех случаев, когда машина обладает высокой мощностью), избегая при этом резких стартов с места и труднопроходимых участков. Также допускается установить колесо спереди – при этом нужно будет аккуратнее проходить повороты.

    Наибольшую сложность представляет движение по покрытиям с низким сцеплением. Поэтому водитель должен заранее разобраться, что такое докатка и использовать ее только в крайних случаях.

    Сколько можно ехать на докатке

    Из-за сниженных прочностных характеристик и измененной формы, аварийное колесо имеет ограничения по использованию. Так, его максимальный ресурс не превышает 2000-3000 км. Чтобы снизить негативное влияние на ходовую часть и соблюдать безопасность автомобиля, производители рекомендуют использовать докатку на расстояниях не более:

    • 200 км — при сухой погоде;
    • 100 км – зимой и в дождь.

    Как долго можно ездить на докатке зависит еще и от ее диаметра. Если он меньше, чем у основных колес, рекомендуется двигаться на ней не более 50 км.

    С какой скоростью можно ехать на докатке зависит от погодных условий и качества дороги. При хорошей погоде и на прямых участках допускается разгоняться до 60-70 км/ч. В поворотах рекомендуется снижать скорость до 20-30 км/ч. При поворотах важно также избегать резких движений и неоправданных маневров – это может привести к потере контроля над автомобилем и заносу.

    Читайте также: Для чего нужны красные и жёлтые метки на покрышках.

    Правила езды

    Чтобы снизить риск аварийных ситуаций, при использовании запасного колеса докатки нужно соблюдать несколько правил:

    • Во время движения скорость не должна превышать 60 км/ч на прямых и 30 км/ч в поворотах;
    • Следует избегать резких маневров – поворачивать и отпускать руль нужно плавно и аккуратно;
    • Диаметр докатки должен быть приближен к размерам основного колеса – особенно, на полноприводных автомобилях;
      Нужно заранее начинать торможение, не допуская блокировок покрышки;
    • Если в конструкции автомобиля предусмотрена электронная блокировка дифференциала, ее рекомендуется отключить (особенно, при различии в диаметре покрышек);
    • Разгон следует выполнять плавно, без резких нажатий на педаль газа.

    Использовать докатку на машину можно только на небольших расстояниях. При первой же возможности нужно провести ремонт основного колеса и установить его на место.

    Внимание! Аварийное колесо обладает плохими сцепными свойствами и значительно увеличивает тормозной путь. В зимний период рекомендуется отказаться от такого варианта – вместо этого нужно приобрести полноценную запаску.

     

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector