Рассказываем, что такое докатка, чем отличается от запаски, раскрываем правила эксплуатации
Докатка – это небольшое запасное колесо, которое используется при повреждении основного комплекта шин. Оно не предназначено для продолжительных поездок, но позволяет автомобилю «докатиться» до места стоянки или ремонта.
Докатка представляет собой аварийное колесо, которое хранится в специальном отделении багажника. По диаметру оно совпадает с основными шинами автомобиля, но обладает меньшей шириной. Это облегчает хранение элемента, снижает массу и позволяет увеличить свободное пространство внутри автомобиля. Место для размещения предусмотрено в конструкции большинства современных машин.
Аварийное колесо используется при проколах и повреждениях шин. Оно позволяет самостоятельно добраться ближайшего шиномонтажа, не вызывая эвакуатор.
Интересно! Изначально небольшие запаски использовались на машинах премиум-класса: для них эстетическая привлекательность была важнее функциональности, и компактные вспомогательные шины вполне вписывалось в эту концепцию. В дальнейшем такое оснащение стало распространяться и среди бюджетных автомобилей.
Многие водители путают два схожих понятия – докатка и запаска. Эти элементы отличаются друг от друга по целому ряду характеристик:
Желательно, чтобы диаметр докаточных покрышек соответствовал размерам оригинальных (особенно это важно для полноприводных автомобилей). Тем не менее, многие производители допускают использование докатки с уменьшенным диаметром.
Внимание! Полноценные внедорожники почти никогда не оснащаются докаткой: во-первых, такие автомобили обладают высоким центром тяжести и большой массой, поэтому различия в ширине покрышек нарушат управляемость. Во-вторых, только полноценное запасное колесо способно сохранить внедорожные свойства автомобиля. Кроме того, использование докатки малого диаметра на полноприводных машинах вызовет поломку дифференциала.
Изначально в машинах устанавливались полноценные запасные колеса. Это было связано с тем, что дороги имели низкое качество, а станции технического обслуживания встречались редко. Кроме того, большие размеры автомобилей позволяли брать с собой не одно, а даже несколько запасок.
Однако в последние десятилетия автомобилестроительная отрасль поменяла направление своего развития. Появился спрос на компактные модели с вместительным салоном и багажником. Также были ужесточены требования к расходу топлива и экологическому классу машин. В результате производители стали использовать вместо запасного колеса более компактную докатку.
Небольшие размеры позволяют разместить ее:
Некоторые производители также размещают докатку прямо под капотом.
К преимуществам такого варианта можно отнести и его доступность: технология производства корда и диска здесь значительно упрощается, а требования к прочности снижаются.
Таким образом, использовать полноценную запаску на современных автомобилях попросту нецелесообразно: проколы происходят сравнительно редко, а дополнительно нагружать машину запасными частями не имеет смысла.
Внимание! К недостаткам аварийных шин относят снижение управляемости и увеличение тормозного пути. Поэтому водитель должен заранее разобраться, можно ли ездить на докатке и сколько, исходя из дорожных условий и конструкции автомобиля.
В руководстве по эксплуатации автомобиля указана вся информация, касающаяся ремонта и замены колес, а также использования докатки (включая ее размеры и характеристики). Поэтому при выборе следует ориентироваться на рекомендации производителя.
Главное же требование при покупке – соответствие диаметру основных шин (отклонение может составлять не более 30 мм в меньшую сторону). Вылет диска может отличаться, но не более чем на 50 мм. Если автомобиль эксплуатируется в условиях низкой проходимости или в зимний период, рекомендуется приобрести полноразмерную запаску.
Как правило, ширина покрышки составляет 2/3 от размеров стандартного колеса. Чтобы такая шина могла выдержать вес автомобиля, давление в камере должно быть увеличено примерно в 1,5-2 раза.
Узнать рабочее давление шины можно на ее боковой поверхности, а также из инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, оно составляет 4-4,2 атмосферы (для сравнения – стандартное колесо работает в диапазоне 2-2,8 атмосфер). Максимально же допустимое давление в докатке равно 125% от рабочего значения.
Внимание! Прочность докаточного колеса позволяет ему выдерживать вес автомобиля, не деформируясь и не повреждаясь. При этом, за счет облегченного диска и корда, снижается ресурс его использования.
Установка узкой покрышки на ведущую ось сказывается на тяговых характеристиках автомобиля, а использование ее в качестве управляемого (то есть переднего) колеса влияет на маневренность. Поэтому монтаж производится, исходя из типа привода автомобиля:
Наибольшую сложность представляет движение по покрытиям с низким сцеплением. Поэтому водитель должен заранее разобраться, что такое докатка и использовать ее только в крайних случаях.
Из-за сниженных прочностных характеристик и измененной формы, аварийное колесо имеет ограничения по использованию. Так, его максимальный ресурс не превышает 2000-3000 км. Чтобы снизить негативное влияние на ходовую часть и соблюдать безопасность автомобиля, производители рекомендуют использовать докатку на расстояниях не более:
Как долго можно ездить на докатке зависит еще и от ее диаметра. Если он меньше, чем у основных колес, рекомендуется двигаться на ней не более 50 км.
С какой скоростью можно ехать на докатке зависит от погодных условий и качества дороги. При хорошей погоде и на прямых участках допускается разгоняться до 60-70 км/ч. В поворотах рекомендуется снижать скорость до 20-30 км/ч. При поворотах важно также избегать резких движений и неоправданных маневров – это может привести к потере контроля над автомобилем и заносу.
Читайте также: Для чего нужны красные и жёлтые метки на покрышках.
Чтобы снизить риск аварийных ситуаций, при использовании запасного колеса докатки нужно соблюдать несколько правил:
Использовать докатку на машину можно только на небольших расстояниях. При первой же возможности нужно провести ремонт основного колеса и установить его на место.
Внимание! Аварийное колесо обладает плохими сцепными свойствами и значительно увеличивает тормозной путь. В зимний период рекомендуется отказаться от такого варианта – вместо этого нужно приобрести полноценную запаску.