К современным двигателям внутреннего сгорания (ДВС) предъявляются высокие экологические требования. В бензиновых моторах снижение количества вредных выбросов решают путём использования нейтрализаторов. Выхлоп дизельного ДВС очистить сложнее, поскольку в нём содержится высокая концентрация сажи и оксидов азота. Проблема сажи решается при помощи противосажных фильтров. Для борьбы с оксидами азота применяют технология BlueTec. Она предусматривает нейтрализацию выхлопных газов посредством системы снижения токсичности выхлопа (SCR). В её работе участвует водный раствор мочевины adblue.
Содержание
- 1 Отличие дизельного двигателя от бензинового
- 2 Как не ошибиться с выбором: BlueTec
- 3 Мочевина для дизеля AdBlue: что это
- 4 Что такое мочевина на грузовиках
- 5 Почему система не распространена в России
- 6 Что если система вышла из строя
- 7 Что будет, если не залить AdBlue в авто
- 8 Как самостоятельно отключить BlueTec
Отличие дизельного двигателя от бензинового
Хотя оба силовых агрегата относятся к двигателям внутреннего сгорания, их работа основана на разных принципах. В цилиндры бензинового мотора подаётся топливовоздушная смесь, которая сжимается поршнем и затем воспламеняется искрой от свечи зажигания. В дизельный двигатель сначала подаётся воздух. Под действием давления поршня он сжимается, нагреваетесь до высокой температуры. Когда в камеру сгорания топливный насос впрыскивает солярку, она самовоспламеняется без участия электрической искры.
Бензиновые моторы более экологичны, так как выбрасывают в атмосферу меньше вредных веществ по сравнению с дизелем. Зато КПД дизельных двигателей существенно выше, а расход топлива при равном пробеге – меньше.
Как не ошибиться с выбором: BlueTec
Российский рынок AdBlue насыщен фальсификатами. Чтобы не купить некачественный продукт, следует обратить внимание на следующие моменты.
- Убедиться в надёжности производителя. Его товар должен иметь торговый знак AdBlue® и сертификат соответствия соответствующему стандарту.
- Допускается использовать раствор мочевины, продаваемый под торговым знаком производителей авто (например, AdBlue VW): автозаводы продукт не изготавливают, а только предоставляют право на использование своей торговой марки.
- BlueTec для грузовых и легковых машин идентичны.
Отечественный продукт по качеству не отличается от импортного аналога при условии, что он изготовлен по российскому ГОСТ Р ИСО 22241.
Преимущества и недостатки системы
Жидкостная система нейтрализации не только очищает выхлоп от вредных примесей. К её достоинствам также относится:
- увеличение мощности силового агрегата;
- снижение расхода горючего;
- экономичность – расход мочевины дизеля грузовика на 100 км составляет всего 5-7% от потребляемого топлива в зависимости от экологического стандарта (Евро-4, 5 или 6) и условий эксплуатации.
Легковой дизельный автомобиль потребляет в разы меньше: с бачком объёмом 20 л он может проехать без долива раствора adblue до 15-20 тыс. км.
Читайте также: Вебасто — что это такое? Рассказываем, что такое вебасто в автомобиле, как это работает, как настроить и многое другое.
В то же время использование адблю доставляет водителям немало проблем, среди которых:
- усложнение конструкции автомобиля (присутствие инжектора, дополнительных датчиков и др.);
- высокие требования к качеству солярки;
- неустойчивость к низким температурам (жидкость замерзает уже при -12 0С);
- дополнительные эксплуатационные расходы (цена 20-ти литровой канистры составляет не менее 1 тыс. руб.).
Мочевина для дизеля AdBlue: что это
Для лучшего понимания, что такое реагент adblue и для чего он нужен, рассмотрим некоторые из его характеристик.
Из чего состоит
По внешнему виду реагент Adblue – жидкость без цвета и запаха. В её состав входит карбамид (мочевина) и деминерализованная (деионизованная) вода в пропорции 32,5:67,5 соответственно.
Для чего нужна мочевина для дизеля
Раствор AdBlue позволяет очищать вредный выхлопной газ, выбрасываемый дизельным мотором в атмосферу, от вредных примесей. Автотранспортные средства, оборудованные каталитической системой SRC, наносят минимальный вред окружающей среде. Без использования мочевины соблюсти требования экологических стандартов ЕС не удастся. Следовательно, эксплуатация автотранспорта с недостаточно чистым выхлопом становится невозможной.
Из чего делают
Требования к качеству мочевины для авто изложены в различных стандартах:
- международный ISO 22241-1;
- германский DIN 70070;
- российский ГОСТ Р ИСО 22241.
В готовом двухкомпонентном средстве должно содержаться 32,5% высококачественной мочевины (карбамида). Оставшаяся часть – 67,7% приходится на воду, прошедшую процесс деминерализации.
Принцип работы
Основа работы SRC – химическая реакция отработанных выхлопных газов с раствором мочевины, который находится в отдельном бачке и впрыскивается в газовый поток отдельной форсункой. Поступив в катализатор, мочевина начинает разлагаться и выделять аммиак. Последний вступает во взаимодействие с оксидами азота, преобразуя их безвредный для окружающей среды чистый азот. Выброс также содержит водяной пар и углекислый газ. Впрыск раствора контролирует ЭБУ (электронный блок управления), а эффективность работы самой системы отслеживают датчики NOx.
Что такое мочевина на грузовиках
Грузовик с дизельным двигателем, оснащённый реагентом Adblue, выбрасывает в атмосферу на 90% меньше вредных веществ, чем автотранспорт без системы нейтрализации SRC. Реагент заливается в отдельный резервуар, горловина которого находится рядом с топливным баком. Каталитическую систему SRC в обязательном порядке устанавливают на грузовики, отвечающие экологическому стандарту Евро-4 и выше.
Почему система не распространена в России
На большей части территории России зимы суровые, а точка замерзания раствора мочевины – около -12 0С. Поэтому на холоде водители, чьи автомобили оснащены системой SRC, испытывают массу неудобств. Простейший способ решить проблему – отказаться от очистки выхлопа ради спасения катализатора. На такой шаг подталкивает и то, что установка нагревателя мало что даёт. С учётом сложившейся ситуации надзорные органы с пониманием относятся к соблюдению экологических норм. В итоге возникает парадоксальная ситуация. Для чего нужна мочевина в дизельном двигателе – понятно, однако использование SRC часто оказывается неэффективным (а иногда и невозможным).
Что если система вышла из строя
Система SRC достаточно сложная. Она требует качественного нейтрализатора и тонкой настройки. При нарушении правил эксплуатации система может отказать, и тогда придётся решать, что с этим делать.
Варианты решения при выходе системы из строя
Вариантов несколько. Самый простой и надёжный – полная или частичная замена компонентов системы. Однако это очень дорогое удовольствие, что заставляет автовладельцев искать другие пути решения проблемы. Например, отключить подачу AdBlue в катализатор. Но сделать это самостоятельно непросто. Скорее всего, придётся обращаться в специализированный автосервис.
Ещё один способ – поставить электронный эмулятор AdBlue, имитирующий исправную работу SRC. Но и на этом пути немало подводных камней. Велика вероятность купить недоброкачественную или неподходящую для вашего авто «обманку» без гарантии её надёжной работы.
Что будет, если не залить AdBlue в авто
Уже упоминалось, что такое раствор adblue и как он работает. Осталось выяснить, как будет вести себя машина при отсутствии в баке адблю.
Здесь всё зависит от марки двигателя и автомобиля. Некоторые модели дизелей просто не захотят заводиться. Другие потеряют мощность и перейдут в так называемый «аварийный» режим. Также может загореться индикатор «Check Engine» и начаться отсчёт оставшихся запусков мотора.
Надёжный способ избежать подобных проблем – контролировать уровень AdBlue и своевременно доливать жидкость после получения сигнала от бортового компьютера.
Как самостоятельно отключить BlueTec
Методов деактивации системы своими руками существует несколько.
- Установить резистор вместо температурного датчика для достижения эффекта якобы замёрзшей мочевины. В этом случае ЭБУ просто откажется активировать насос, подающий жидкость в инжектор. Метод не годится для систем с подогревом реагента.
- Отключить систему путём перенастройки (перепрограммирования) блока управления и системы диагностики (иначе она будет постоянно выдавать ошибку).
- Установить эмулятор, который посылает ЭБУ ложный сигнал об исправности SCR.
Прежде чем приступить к переоборудованию автомобиля, автовладельцу стоит подумать над целесообразностью подобного вмешательства. Зачем приобретать дорогую машину, если нет уверенности в её работоспособности без дальнейших переделок?