Рассказываем всё про регулировку фар — в том числе, как её выполнить самому, как проверить регулировку фар, а также делимся советами, как улучшить яркость.
Из-за вибрации, интенсивной эксплуатации, естественного износа сбивается регулировка фар, что снижает безопасность движения. Это приводит к ослеплению водителя встречного автомобиля, освещению меньше 50 метров дороги перед автомобилем, ухудшенному обзору обочины дороги. Но когда требуется настройка фар, как правильно ее делать, проверить результат.
Проверка настроек оптики выполняется в темноте. Машина устанавливается в 5–7 метрах от стены, включаются фары. Если освещение обеих фар находится на одной высоте, указанной на блоках в процентах, то настройка оптики не нужна.
Второй способ проверки – поставить человека в 5 метрах от автомобиля, включить ближний свет. Если яркая полоска проходит в районе колен, то это признак отсутствия проблем с регулировкой оптики.
Важно! Приведенные способы проверки – приблизительные или черновые. Для точной диагностики, тонкой настройки нужен электронный тестер. Этот прибор есть на СТО.
Периодичность регулировки фар зависит от возраста автомобиля. Чем он старше, тем чаще сбиваются настройки оптики. О том, что нужна их корректировка сообщают следующие признаки:
Выполнять регулировку нужно после установки новых блоков оптики, ламп, изменения настроек подвески. При поездке на дальние расстояния не помешает настройка ближнего света фар, дальнего и противотуманок. Это обязательно делается после ДТП, перед техосмотром. Еще одна причина – использование машины для перевозки грузов.
Перед настройкой фар автомобиля своими руками выполняется подготовка. Топливный бак заправляется полностью, а также:
Недостаточно знать, как правильно отрегулировать фары на автомобиле, необходимо выполнять требования безопасности. Обязательна постановка машины на стояночный тормоз, можно подложить башмак, если он не работает. Работы выполняются в перчатках, нельзя касаться проводки.
Найдите регулировочные винты. Они находятся на тыльной стороне фары, точное расположение зависит от марки и модели автомобиля. Информация об этом содержится в технической документации к нему.
Автомобиль паркуется на ровной площадке, когда нет осадков, тумана. Напротив него должна находиться темная стена без изъянов на расстоянии 5–10 метров. Затем включается ближний свет, появляются характерные галочки напротив оптики. Это углы преломления, светотеневая граница. Она должна быть четкой, не разорванной.
Следующий этап регулировки фар своими руками – замер рулеткой расстояния от земли до лампы и между линзами оптических блоков. Затем на стене рисуются мелом, проклеиваются скотчем вертикальные прямые от земли до центра фар, по центру капота и горизонтальная, проходящая через их середину. Лазерный уровень позволит сделать разметку точнее. Вертикальные прямые пересекаются с горизонтальной в двух точках.
Включайте фары для определения направления света. Если пучки находятся выше или значительно ниже горизонтальной линии, то нужна настройка. Теперь рассчитайте, под каким углом должен падать свет. Значение указывается в процентах.
Эта информация содержится в технической документации автомобиля, на оптике. У каждого автомобиля соотношение процентов к сантиметрам разное. Часто 1% соответствует 5 см. Это означает, что на расстоянии 5 метров от стены пучки света должны находиться ниже горизонтальной линии, проведенной по центру фар, на 5 см. Рисуем еще одну горизонтальную линию на этом расстоянии, опускаем потоки света на ее уровень.
Регулировка выполняется с помощью двух винтов. Они меняют положение лампы по горизонтали и вертикали. Для их вращения используется рука, отвертка, шестигранник или звездочка. При этом фары поочередно закрываются картонкой или заклеиваются.
Важно! Чтобы правильно настроить оптику, за рулем должен находиться водитель или груз эквивалентный его весу. Крутить регулировочные винты нужно аккуратно, дозировать усилие, чтобы их не сломать.
У дальнего света отсутствуют четкие линии, поэтому самостоятельную регулировку фар делать проще. Тут часто приходится настраивать положение блоков фар, так как с помощью регулировочных винтов не всегда получается выставить правильный угол свечения. Если в фаре одна лампа, то настраивать нужно только ближний свет. Дальний подстроится автоматически.
При раздельной компоновке, регулировка выполняется по верхней горизонтальной линии, размеченной при настройке ближнего света. Российские стандарты не регламентируют настройку дальнего света иномарок, поэтому использование разметки простой, действенный способ решения проблемы.
Светодиодные фары самостоятельно отрегулировать легко. Лампы в них устанавливаются так, что их плоскость ориентирована вертикально. Иногда позиционирование нарушено производителем. Для его исправления нужна рука. Достаточно выставить светодиоды вертикально.
После установки линз нужна настройка, чтобы не создавать аварийные ситуации на дороге. Что делать, как отрегулировать фары после модификации, если нет желания, времени, денег ехать на СТО. Понадобится ровная площадка, стена, лазерный уровень, малярный скотч, мел, маркер для нанесения разметки.
Центр линзы должен совпадать с галочкой, если в фарах стоит галоген и с началом перелома «полки», когда установлен ксенон. Для выставления такого положения оптика регулируется в вертикальной плоскости. Затем проверяется расположение светотеневой границы линз.
Если они находятся на одном уровне, то все в порядке. Ее наклон в процентах указывается на фарах. Для коррекции отпускается фиксирующая гайка и регулируется положение линзы. Со шпильками сделать это не получится. Тут нужна повторная установка в правильном положении. Рекомендуется устанавливать регулируемые линзы. Приборы с автоматическим управлением капризны в эксплуатации, часто ломаются.
Противотуманная оптика не должна светить высоко, чтобы не слепить встречных водителей или низко, что ограничит дальность освещения дороги. Поток света идет параллельно дороге. Подробно о том, как настроить свет фар в домашних условиях, написано выше.
Процесс аналогичен регулировке ближнего света. На стене рисуется разметка с поправкой на расположение ПТФ. Поток света настраивается в вертикальной плоскости, направляется вверх или смещается вниз. Он должен светить параллельно дороге.
Тусклый свет фар существенно снижает видимость в темноте, в плохую погоду. Водители решают эту проблему установкой ксенона. Но он ослепляет встречных водителей, снижает безопасность движения. Поэтому, чтобы хорошо освещать дорогу, без риска спровоцировать аварию, лучше использовать другие способы. Это замена стекол, фар, другие решения.
К потускнению света приводит пожелтение, выгорание отражателя. Причина – установка ламп большей мощности, чем рассчитана оптика. Результат – сильный нагрев, потеря отражающих свойств металлизированного покрытия. Необходимый для решения этой проблемы материал – фольга. Используется хромовая краска, зеркальная пленка.
Оптика тускло светит из-за проблем с генератором. Замерьте напряжение в сети при заглушенном двигателе, включенных фарах. Обратитесь на СТО, если оно ниже 12 V. Это сэкономит на ремонте электрооборудования, топливе, так как электронная система управления за счет повышения оборотов двигателя поднимает напряжение до 12 V.
Важно! Замена фар не решает проблему с яркостью света, стоит дороже других решений.
Производители комплектуют фары автомобилей слабые, «некачественные» лампы, которые тускло светят. Решение проблемы – покупка, установка более мощных и надежных. Чтобы избежать проблем с заменой, обращайте внимание на форму цоколя, цвет пучков света. После замены лампы фары регулируются из-за возможности смещения спирали. Еще одна причина – риск установки с перекосом из-за неудобной компоновки оптического блока.
Если автомобилю больше 10 лет, то замена ламп не решит проблему с яркостью фар. Причина – подача меньшего напряжения на контакты, чем рассчитано производителем. Напряжение на аккумуляторе 14 V, а на лампе, – 11 V.
Сначала фара по периметру проклеивается малярным скотчем. Затем она мочится водой наждачной бумагой (600, 1000, 1500) или абразивным диском аккуратно снимается тонкий слой с прозрачного элемента оптики. Это делается для удаления желтого налета, помутнений, царапин.
Важно! При шлифовке снимается защитный слой керамолака, который наносится производителем. После полировки его нужно восстановить для предупреждения быстрого помутнения. Для этого используется полиуретановая пленка.
После шлифовки выполняется полировка с использованием специальной пасты. Цветом обозначается ее жесткость. Она наносится на поверхность поликарбоната (из этого материала выполнены фары), равномерно распределяется по поверхности мягкой тканью. Затем растирается круговыми движениями. При образовании гранул, наносите еще пасту. Если используете шлифмашинку, не перегрейте фару, периодически давайте ей остывать.
Для финишной полировки используется мелкоабразивная или мягкая паста и материал с ворсом, типа меха или специальный диск. Это делается для удаления мелких царапин, которые называются голограммами. После правильно выполненной финишной полировки фара должна блестеть. Микрофиброй удаляются остатки пасты.
Замена штатных проводов на те, у которых больше квадратов (питающие 4 квадрата, раздающие 1,5 квадрата), делает свет фар ярче. Это не решает проблему регулировки фар, поэтому нужно знать, как настроить фары самостоятельно. Установка новой проводки приведет к частой замене ламп, так как возрастет подаваемое напряжение.
Со временем контакты соединений проводки окисляются, что приводит к снижению напряжения. Замена проводов, реле увеличивает яркость штатных ламп. Это 10-кратная экономия денег на покупке новых, мощных галогенок. Осветительные элементы должны работать на полную мощность, и установка новой проводки позволяет использовать заложенный в них потенциал.