Check engine: что делать, если загорелся чек

Рассказываем, как решить проблему check engine, из-за чего загорается чек двигателя, можно ли ездить с горящим чеком, а также как сбросить ошибку на популярных моделях автомобилей.

    Практически на каждом современном автомобиле имеются функции самодиагностики. Работают они за счет системы датчиков – в двигателе, коробке переключения передач и пр. Сигнальные лампы на панели управления дают краткую информацию о происходящем. Так, Check Engine означает, что система внутренней диагностики обнаружила ошибки в работе двигателя. И даже при отсутствии в его работе внешних изменений (звук, выхлоп) желательно заехать в сервис для проверки.

    Как работает Check Engine

    «По умолчанию», сразу после включения зажигания лампа Check Engine всегда горит, без миганий. Это указывает на правильное функционирование электронного блока управления (ЭБУ). Сначала требуется проверить исправность-состояние датчиков – на них система подает сигналы, снимает «ответы». И только после сравнения со значениями «зашитыми» в память компьютера, можно будет погасить индикатор, чем уведомить водителя об исправности силового агрегата.

    При выявлении ошибок происходит следующее:

    1. Контрольная лампа Check Engine продолжает гореть или начинает мигать.
    2. Блок ЭБУ записывает в память коды выявленных ошибок.
    3. Попутно включает аварийный режим образования топливно-воздушной смеси.

    Последнее необходимо для продолжения работы двигателя, когда нельзя полагаться на показатели датчиков (вероятно неисправных). В зависимости от ситуации лампа «чека движка» вполне может погаснуть или, наоборот, загореться уже во время движения. Первое означает, что с прогревом все проблемы «самоустранились», а второе – только начали проявляться. В любом случае нужна более тщательная проверка, начиная со считывания кодов ошибок при помощи сканера.

    Горит чек двигателя: причины

    Важно понимать, что загоревшийся «чек» является лишь указателем обнаруженного несоответствия показателей одного или нескольких датчиков штатному значению. Иногда «проблема» заключается в неплотно закрытой крышке бензобака, в плохом контакте на колодках из-за ненадежной фиксации или попавшей туда грязи. Такие «неисправности» легко устранить самому, правда, если знать, куда смотреть и что проверять.

    К одному единственному индикатору Check Engine подает сигнал целый ряд датчиков:

    1. Положение коленчатого вала двигателя (ДПКВ).
    2. Массовый расход воздуха (ДМРВ).
    3. Положение дроссельной заслонки (ДПДЗ).
    4. Подача кислорода (ДК).
    5. Контроль детонации (ДД).
    6. Мониторинг скорости (ДС).
    7. Положение распределительного вала (ДПРВ).
    8. Измерение температуры (ДТ).

    Показатели перечисленных датчиков могут выйти из штатных пределов из-за влияния «смежных» узлов. Например, температура движка резко возрастет, если недостаточно антифриза, не работает помпа, не включается вентилятор, заклинило переключатель большого и малого круга системы охлаждения. Самому выявить истинную причину практически нереально. Больше информации даст сканер в автосервисе, который покажет код ошибки, поможет выявить источник проблемы.

    Перечень типовых причин чека на машине короткий: негерметично закрыта крышка топливного бака, упал уровень моторного масла, барахлит бензонасос, забиты форсунки или свечи нестабильно выдают искру. Иногда Check Engine означает поломку лямбда-зонда, катализатора или указывает на низкое качество топлива. Последнее нередко встречается тем, кому приходится заправляться на разных заправках, когда нет возможности выбирать вариант (поездки по стране и пр.).

    Загорелся чек: двигатель работает нормально

    Впервые индикация ошибок двигателя Check Engine обычно появляется, когда никаких проблем с автомобилем не заметно. Все, как обычно: завели, прогрели, поехали. При обгоне-разгоне силовой агрегат ведет себя привычно, никаких посторонних шумов или запахов нет. Только это обманчивое «спокойствие». Однократное срабатывание датчика действительно не является поводом для паники, но загнать авто в сервис желательно побыстрее.

    Читайте также: Рассказываем, как проверить аккумулятор, перечисляем все эффективные способы 2022 года, а также помогаем выбрать лучший метод проверки аккумулятора.

    Как убрать чек двигателя

    Если автомобиль новый, появление ошибок чаще связано с разовыми сбоями электроники. Такие ситуации решают удалением кодов, записанных в память блока ЭБУ в расчете на то, что они больше не появятся (хотя бы в ближайшее время). Понятно, что это риск оказаться перед фактом поломки двигателя, требующей капитального ремонта. Но после диагностики в условиях автосервиса иного пути у владельца не будет.

    Сброс «чека» при помощи сканера:

    1. Подключить прибор к диагностическому разъему на авто.
    2. Включить зажигание и сканер, нажать на последнем кнопку Read.
    3. Кликнуть Erase (Clear или Yes) на пункте, который требуется удалить.

    Все, индикатор Check Engine должен погаснуть. Если вскорости он загорится опять, рекомендуется провести более тщательную диагностику для выявления причины. Повторное стирание из памяти ЭБУ кодов ошибок ее не устранит, а только на время замаскирует. Иногда таким способом готовят автомобили к продаже, чтобы у покупателя не возникало ненужных вопросов. Поэтому лучше перед решением немного покататься, явные проблемы почти наверняка «выскочат» повторно.

    Как сбросить ошибку в дороге

    Проблему с загоревшимся Check Engine, возникшую во время путешествия, также лучше решать в мастерской. Но легко обойтись и «подручными средствами». Например, на многих российских и бюджетных иностранных марках авто достаточно минут на 15-20 отключить аккумулятор. Чтобы в системе точно не осталось электричества надо нажать на автомобильный сигнал и удерживать его до 30 секунд. Блок ЭБУ должен сброситься в заводские настройки.

    На некоторых авто срабатывает способ без отключения батареи. Водителю достаточно включать и выключать зажигание три раза подряд с секундной паузой после каждого цикла. По завершении надо запустить двигатель и проверить состояние индикатора. Он должен погаснуть, но только при отсутствии критических ошибок. Попутно стоит проверить уровень масла, антифриза, надежно ли закрыта пробка топливного бака.

    Можно ли ездить при ошибке Check Engine

    Ответ на вопрос «можно ли ездить при ошибке Check Engine» сложный. С одной стороны, бортовой компьютер вполне способен и «запретить» передвижение, заблокировав электронную педаль газа. С другой, если таково не происходит, никто не может остановить водителя, если надо куда-то ехать. Решение только за владельцем автомобиля: ему заниматься ремонтом, когда проблема проявится уже не в виде лампочки, а отказавшегося заводиться движка.

    Желательно избегать эксплуатации машины, если обнаружены признаки:

    1. Существенная потеря мощности, ограничения оборотов.
    2. Появление вибраций, иных посторонних звуков под капотом.
    3. Температура блока двигателя поднялась выше нормы.

    В перечисленных случаях лучше вызвать эвакуатор и отвезти авто в ближайший сервисный центр. Или, как минимум, прекратить движение, проверить подкапотное пространство, уровень моторного масла, охлаждающей жидкости, отсутствие подтеков, обрывов проводов. Важно понимать, что при активации лампы Check Engine расход топлива обычно заметно увеличивается и придется заезжать на заправку почаще, чтобы оказаться посреди той же трассы без топлива.

    Коды ошибок Check Engine и расшифровка

    Коды ошибок на большинстве марок сохраняются в формате OBD2. Такой подход упрощает работу автосервисов – достаточно одного сканера с универсальной программой и набором колодок, для подключения к разнотипным диагностическим разъемам. Состоит код из одного символа и четырех цифр. Буква указывает на блок, в котором обнаружена ошибка: P – движок, B – центральный замок или подушки безопасности, C – ходовая часть, U – электроника.

    Цифровое обозначение:

    1. Первая цифра – код производителя.
    2. Вторая цифра – система, где возник сбой (топливная, воздухоподача и т.д.).
    3. Третья и четвертая цифры – порядковый номер ошибки.

    Значение комбинаций каждый производитель выбирает самостоятельно. Согласно этому в память блока ЭБУ «зашиваются» команды контроля-фиксации ситуации. Если бренд поддерживает OBD2, они вполне могут совпадать с «общим» перечнем, но такого обязательства никто не предъявляет. И каждый вправе вносить корректировки в базу кодов, например, из-за наличия «уникальных блоков», каких нет у других производителей.

    Сбросить ошибку на ВАЗ

    На отечественных автомобилях серии ВАЗ работают все перечисленные способы – сброс за полчаса отключением аккумулятора и удаление ошибок при помощи сканера. Оба варианта дадут эффект только при отсутствии серьезных неполадок в работе агрегатов. Если «чек энджин» загорается опять или начинает моргать, обязательно обращение в автосервис для диагностики. Это поможет избежать сложного и дорогого ремонта.

    Сбросить ошибку на BMW

    На моделях, выпущенных до 1987 года, срабатывает замыкание 1 и 7 контактов на 15-контактном диагностическом разъеме. Позже, в 1987-1999 годах, производитель стал комплектовать авто уже 20-контактной колодкой. На ней надо замыкать 7 и 19 контакты. На более новых срабатывает способ без доступа к разъемам. Надо установить ключ зажигания в нулевое положение, нажать-удерживать кнопку сброса суточного пробега и повернуть ключ в положение 1.

    Подождать 5 секунд, отпустить кнопку сброса и снова нажать. Как только индикатор Reset начнет мигать, нажать еще раз. Состояние ошибки сбросится. Повторно получиться провернуть операцию не ранее чем через 100-150 км пробега. На последних поколениях BMW лучше обратиться в сервис для сброса через специальный компьютер. А перед этим провести требуемое по плану техническое обслуживание.

    Сбросить ошибку на Mercedes

    Разовые ошибки приводят к появлению сигнала, который через 30-40 минут погаснет. Если система фиксирует «постоянную» проблему, надо разобраться, почему горит чек в машине. Хотя поначалу можно и просто сбросить состояние электроники. Например, на GL-500 надо убрать пластмассовый ключ и вместо него вставить «обычный», повернуть его в положение 1, нажать кнопку R на панели приборов, далее стрелочку вниз. Откроется сервисное меню.

    Кнопками на руле +/- выбрать пункт Confirmation, войти в него и еще раз кликнуть на пункте Full Service. Произойдет полный сброс. Теперь можно выключить зажигание и вернуть на место ранее снятую заглушку. На ML350 и целом ряде других моделей процедура выглядит схожим образом. Время на «обнуление» уходит порядка 10-15 минут, все это время нельзя вынимать ключ из замка и выполнять какие-то другие операции.

    Сбросить ошибку на Ford

    На Фордах также доступен сброс, если моргает чек, без подключения сканера. Так, на 2-й серии для перезагрузки бортового компьютера достаточно выключить зажигание, нажать на кнопку сброса дневного пробега и удерживая ее повернуть ключ в положение II. Как появится сообщение TEST можно отпустить кнопку и дождаться перезапуска. Сброс настроек осуществляется одновременным зажатием газа и тормоза на 25-30 секунд.

    Сбросить ошибку на Nissan

    На Ниссанах с электронной педалью газа при загоревшемся значке двигателя на приборной панели схема сброса похожая. Надо включить зажигание, после 3-секундного ожидания в течение 5-ти секунд нажать пять раз на газ и отпустить его. По истечении 7 секунд на 8-9 секунд еще раз нажать на него и держать, пока «чек» не начнет моргать. Еще раз зажать педаль на 10 секунд, отключить и заново включить зажигание, проверить состояние Check Engine.

    Сбросить ошибку на VAG (Volkswagen, Skoda, Seat, Audi)

    Семейство автомобилей VAG большое, поэтому лучше уточнять конкретную марку, на которой требуется сбросить состояние индикатора. Разбираться, что такое чек в машине Шкоды или Ауди нет смысла, везде содержание примерно одинаково. На Skoda Fabia сброс произойдет после такой процедуры: нажать кнопку А и одновременно включить зажигание, отпустить кнопку, повернуть ее вправо. Все, система сброшена, можно выключать зажигание и потом проверять состояние.

    Сбросить ошибку на Mitsubishi

    В большинстве случаев авто этого производителя требуют подключения сканера или приложения на мобильном телефоне. Вариант сброса для Мицубиси Паджеро Спорт: выключить зажигание и кнопкой переключения информации на руле выбрать «гаечный ключ». Затем нажать ее более чем на 3 секунды пока индикатор не начнет мигать. После достаточно кликнуть кнопку 1с, как появится надпись Clear, подтвердить ее и дождаться перезапуска системы.

    Куда обращаться, чтобы сбросить ошибку

    Выше мы перечислили возможные способы решения проблемы «проверьте двигатель» (именно так в переводе звучит Check Engine). Но они требуют самостоятельных действий. На практике далеко не каждый владелец автомобиля рискнет копаться в сервисном меню, нажимать комбинации кнопок с «неизвестным» результатом. Проще обратиться к специалистам, которые имеют опыт как сброса состояния индикатора, так и решения проблем, вызвавших «чек».

    Читайте также: Износ деталей — это не поломка.

    Ехать в автосервис

    Решение заехать в ближайший автосервис – универсальное. Да, там наверняка есть оборудование для считывания кодов ошибок, их удаления их памяти бортового компьютера. Это поможет решить задачу без «хитрых» комбинаций кнопок и нажатий педалей. Желательно, чтобы у мастеров имелся опыт обслуживания машин конкретного бренда. Ведь ошибки указывают на возможные поломки и их стоит сразу устранить (после диагностики).

    Ехать к дилеру

    Вариант подходит тем, кто недавно приобрел автомобиль, когда тот еще находится на гарантии от производителя. В дилерских автосервисах гарантированно есть специализированное оборудование и техническая документация по обслуживанию всего модельного ряда. Правда, придется мириться с «фирменным» ценникам на любые действия специалистов. Это окупается за счет сохранения срока гарантии, предполагающей следование рекомендациям (реагировать на тот же «чек»).

    Ехать в «гаражи»

    Наиболее дешевый и простой вариант. Мастера, работающие «на себя» обычно знают все способы сброса ошибок. Только важно учитывать, что это не уберет вероятную неисправность. Например, если мигает «чек» и дергается машина, явно требуется проверить топливо, компрессию на всех цилиндрах, топливный фильтр и целый ряд других элементов. В «гаражах» редко, когда есть профессиональный инструмент и люди с профильным опытом.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector