Рассказываем, как проверить аккумулятор, перечисляем все эффективные способы 2022 года, а также помогаем выбрать лучший метод проверки аккумулятора.
Состояние аккумулятора автомобиля влияет на две вещи: работу оборудования, подключенного к бортовой сети, на стоянке и возможность запуска двигателя. Второе особенно критично на морозе, когда емкость любой батареи снижается, а масло внутри движка густеет и затрудняет его работу «на холодную». В этой статье разберем вопрос, как проверить аккумулятор различными способами, доступными без специальных знаний.
Подойдет любой прибор, способный измерять постоянное напряжение – цифровой, стрелочный, в том числе универсальный вариант «мультиметр». Перед использованием лучше убедиться, что он исправен в случае с современным устройством надо включить его, убедиться, что индикатор начал работать, показывая «0». Затем переключить в режим измерения сопротивления, лучше со звуковым сигналом, и замкнуть щупы. Прибор должен показать тот же «0» (плюс запищать).
Последовательность проверки аккумулятора мультиметром:
Напряжение выше 13,0В укажет на хороший уровень заряда. Если мультиметр показывает 12-12,7В, это означает, что АКБ разряжен на 50-70%. То же значение будет при измерении под нагрузкой, т.е. с подключенной бортовой сетью, поэтому ее надо отключать перед проверкой. При уменьшении напряжения ниже 11,9В начинается сульфатация пластин, аккумулятор надо заряжать, чтобы не испортить его. Правда, это относится только к моделям класса «обслуживаемые».
На заметку! На аккумуляторах со штатным напряжением 24В нормой при полном заряде считается 25,2-25,4В без нагрузки.
Важно учитывать, что при разной температуре результат проверки будет разным. Как и в случае подключения нагрузки. Поэтому вариант подходит только для первичного тестирования. Например, если авто долго стояло на улице или в гараже, и перед первым запуском двигателя хочется убедиться в уровне заряда батареи, способности обеспечить работу стартера. Если нужны более надежные результаты, рассмотрим, как проверить АКБ другими способами.
Точнее состояние батареи покажет так называемая нагрузочная вилка. Это универсальный прибор, позволяющий замерять напряжение 12-24В с имитацией реальной нагрузки. В конструкцию включено сопротивление (резистор), вольтметр, размещенные в одном корпусе. Принцип действия основан на имитации подключения стартера, ток нагрузки примерно 100-250А. Проверять им можно батареи емкостью до 190-240 А*ч, более чем достаточно для тестирования АКБ легковых машин.
Теперь подробнее, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность:
Если под нагрузкой оно становится меньше 7,8В, батарею надо менять. Или для начала полностью зарядить и повторить тестирование. После снятия нагрузки в первые секунды напряжение должно возвращаться к уровню 12,4-12,7В. Это укажет на способность устройства выдерживать нагрузку от стартера. Правда, такие измерения обычно проводят в теплом помещении и неизвестно, в каком состоянии будет аккумулятор при отрицательных температурах.
Измерить напряжение, пусть и под нагрузкой, недостаточно, чтобы понять состояние аккумулятора. При внешней исправности он может оказаться неспособным длительное время выдавать требуемый ток. Например, если приходится заводить автомобиль после длительной стоянки на морозе, когда агрегаты «промерзли», масло загустело. Более объективную картину покажет тестер тока холодной нагрузки, показывающий значение пускового тока прокрутки(ССА).
Особенности способа:
Еще применение тестера исключает короткое замыкание. Методика интересна при покупке новой батареи, когда еще можно не заботиться о вопросе, как проверить зарядку аккумулятора. Зато вот пусковой ток очень важен. Чем он выше, тем меньше просадка напряжения и увереннее крутится стартер даже на морозе. При подключении тестера сначала надо ввести номинальное значение тока, написанное на этикетке.
В процессе тестирования прибор сравнит его с фактическим. И даст заключение – товар оригинал или дешевая подделка. Если речь идет о батарее, которую используют уже пару лет, то «резюме» будет указывать на возможность продолжить эксплуатацию или на необходимость замены. Особое внимание на результаты желательно обращать зимой. Чем ниже реальный пусковой ток, тем выше риски оказаться лицом к лицу с проблемой запуска двигателя.
Перечисленные выше способы дают поверхностную информацию – какое напряжение сейчас на клеммах, способен ли АКБ прокручивать стартер. Остается вопрос, как проверить автомобильный аккумулятор с учетом типовой нагрузки: это постоянно подключенная сигнализация, периодически включается акустика, работа стеклоподъемников, навигатора, другого оборудования. Понадобится специальный прибор, разрядное (нагрузочное) устройство.
Оборудование позволяет получить целый ряд показателей:
Принцип работы следующий. Нагрузочное устройство постепенно разряжает аккумулятор, чтобы оценить время, в течение которого он сохраняет эксплуатационные свойства. Например, на случай, если вышел из строя генератор. Такой способ тестирование пригоден для всех типов батарей, даже применяемых в источниках бесперебойного питания, на погрузчиках и иной спецтехнике. Его редко используют физ. лица, им обычно важнее, как проверить заряд аккумулятора автомобиля.
Читайте также: Нюансы покупки запасных частей Cummins
Без покупки специальных приборов доступно два способа проверки – мультиметром и визуально, путем осмотра конструкции на предмет наличия внешних повреждений. Так, трещины в корпусе возникают из-за плохой фиксации аккумулятора на посадочном месте. При сильном морозе любой пластик становится хрупким. В результате электролит начинает подтекать. Его следы можно найти даже при визуально незаметных трещинах.
Встречается еще одна типовая проблема – окисление поверхности клемм. Такое происходит из-за саморазряда батареи даже при полном отсутствии потребления. Перед тем, как проверять состояние аккумулятора, надо обязательно убрать окислы наждачной бумагой. Трещины можно заклеить, но перед этим желательно убрать подтеки раствором пищевой соды (чайная ложка на стакан воды). По завершении трещины проклеить тем же суперклеем.
Теперь о методике проверки:
Если есть время и возможность, можно собрать последовательную цепь из нескольких лампочек. Их общая мощность должна соответствовать половине штатной, для конкретной модели батареи. После подключения такой схемы к клеммам АКБ через 5 минут появится возможность сделать выводы – более тусклое свечение, чем изначально, укажет на сильный износ, необходимость замены или хотя бы «тренировки» на стационарном зарядном устройстве.
Без приборов чаще приходится проверять новые аккумуляторы, на момент покупки. Первое, что важно уточнить – год выпуска. Стоит избегать экземпляров, которые стояли на витрине больше двух лет. В них могли уже начаться необратимые изменения химии, способные привести батарею в негодность за пару-тройку месяцев. Снятие показание мультиметром – минимум, стоит сделать проверку АКБ нагрузочной вилкой.
Существует три «общих» типа автомобильных батарей: обслуживаемые, мало обслуживаемые и необслуживаемые. Первый вариант отличается от остальных тем, что большой объем занимает так называемый электролит. Он представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде, в соотношении 35% к 65%. От уровня жидкости зависит эффективность работы аккумулятора, а иногда даже исправность.
Читайте также: Техническое обслуживание
Так, при снижении уровня ниже нормы, пластины батареи начнут «осыпаться». Это повлияет на максимальную емкость, она резко упадет, как и время автономной работы. Одновременно слишком большого уровня также стоит избегать. На морозе раствор может замерзнуть и разорвать корпус АКБ. При оттаивании в кислоте будет масса металлических узлов, которые, вероятно, испортятся и выйдут из строя.
Методы проверки уровня электролита:
Проще всего работать с аккумуляторами, на корпусе которых установлен индикатор напряжения. Такие модели все равно надо тестировать на пусковой ток, остаточную емкость, но для покупки достаточно и встроенного инструмента.