Одним из крупнейших автомобилей в мире является карьерный грузовик. Техника рассчитана на транспортировку по бездорожью сыпучих навалочных материалов весом до 500 т. Из-за внушительной массы и габаритов такие машины нельзя перегонять по автотрассам. Их привозят на участки эксплуатации разобранными, а в холода часто не глушат во избежание перемерзания. Тем не менее, крупный самосвал незаменим в горной добыче, открытой разработке полезных ископаемых, строительстве гидротехнических и дорожно-магистральных комплексов.
Содержание
Конструкция карьерного самосвала
Основные узлы: двигатель, рама с колесами, кузов. Они выполнены из стали. Техника работает за счет энергии дизельного двигателя внутреннего сгорания. В механических моделях мотор передает импульс коленчатому валу, который вращает колеса.
Гибридные карьерные машины — последнее поколение самосвалов. В них дизельный двигатель передает крутящий момент генератору, который запускает электромотор. Колеса вращает ток, а не энергия сгоревшего топлива. Технология снижает тепловую нагрузку на мотор при затяжных подъемах. Применяется на сверхтяжелых грузовиках.
Движение колес согласовывает трансмиссия. Схема работы модуля определяет тип привода техники: передний, задний, полный, со средней осью. Трансмиссия бывает механической, гидромеханической и электромеханической. Первая надежная, просто ремонтируется. Гидромеханическая дает плавный ход без рывков при переключении передач. Электромеханическая быстро срабатывает, мгновенно останавливает внедорожник даже под наклоном. Также не нуждается в замене рабочих жидкостей.
ВАЖНО! Наибольшей проходимостью обладает полноприводный тяжелый грузовик!
Рама — несущая конструкция автомобиля. Состоит из продольных балок лонжеронов, усиленных поперечинами. К раме крепят рулевое управление, двигатель, опрокидывающий механизм, подвески колес и кузова. Опрокидывающий механизм на гидроцилиндрах. Передняя стенка кузова наклонена от кабины водителя. Так основной вес груза смещается к задней оси, повышается устойчивость машины.
Виды карьерных самосвалов
Классификация опирается на следующие критерии:
- Параметры двигателя (тип, мощность). Дизельные дешевле в закупке и обслуживании. Часто замерзают при -35 °C. Для работы в морозы до -60 °C необходима арктическая солярка. Электрические моторы проще заводятся в холода, но их цена выше в производстве и ремонте.
- Рама. Может быть цельной или шарнирно-сочлененной (articulated dump truck, ADT). Монолитная ставится на самый большой самосвал. Шарнирная рама позволяет технике преодолевать вязкий размытый грунт, но уступает цельносварной по несущей способности.
- Трансмиссия. Механическая, электронная, смешанная.
- Привод. Передний, задний, полный или на среднюю ось.
- Скорость движения. От 50 до 70 км/ч.
- Грузоподъемность. Малые — до 100 т, средние — 100—350 т, крупные — от 450 т.
- Направление выгрузки. Назад, боковая, двусторонняя.
- Тип, вместительность кузова. Стандартные платформа, открытый бункер с шапкой или без. Под заказ выпускают модели со съезжающими платформами, бункерами.
Машину подбирают под конкретные условия эксплуатации. Учитывают совокупность критериев. Практика показала наивысшую эффективность полноприводного транспорта с разгрузкой через задний борт. Остальные варианты на карьерах не прижились.
Основные марки
Рынок большой транспортировочной техники насчитывает более сотни производителей. Компании выпускают автомобили под собственными брендами. Встречаются модели совместных производств разных фирм.
Безупречной репутацией пользуются следующие марки:
- КамАЗ. Российский производитель с полувековым опытом выпуска внедорожников, тракторов, комбайнов, тягачей. Головной завод находится в городе Набережные Челны. В 5 субъектах России работают еще 11 подразделений. Дочерние предприятия КАМАЗа выпускают продукцию в Индии, Китае. Они собирают надежный, недорогой в обслуживании транспорт.
- БелАЗ. Всемирно известный белорусский бренд. Предприятие выпускает 80 карьерных самосвалов, среди которых самый большой БелАЗ 75710 с грузоподъемностью 450 т превосходит мировых конкурентов. Автомобили бренда экспортируются в США, Европу, Африку, Австралию, Канаду, Латинскую Америку. Действует разветвленная сеть брендовых сервисных центров.
- Terex (Unit Rig). Американская корпорация выпускает оборудование для горной отрасли и открытой промышленной добычи ископаемых. Ассортимент марки включает 4 карьерных самосвала с нагрузкой до 400 т.
- Caterpillar (Cat®). Продукция американского бренда отличается долговечностью, внушительной грузоподъемностью, образцовой проходимостью. Карьерная техника Cat включает 17 моделей транспорта с полезной нагрузкой до 363 тонн.
- Komatsu. Страна происхождения марки — Япония. Предприятие делает упор на качество машин. Срок службы внедорожников Komatsu исчисляется десятилетиями. Бренд выпускает 14 моделей крупного карьерного транспорта. Дочернее предприятие компании работает в российском Ярославле. Здесь собирают 90-тонный Komatsu HD785.
- Hitachi. Японская компания, название которой стало синонимом надежности. Бренд предлагает на выбор 5 моделей спецтехники для добывающей отрасли.
- Liebherr. Немецкий концерн выпускает оборудование для промышленности и бытовых нужд. Бренд продает 4 модели карьерных транспортеров с полезной нагрузкой от 100 до 363 тонн.
Интересно! КАМАЗ шестой год подряд выигрывает ралли «Дакар»!
Перечень производителей неполный. В России самосвалы выпускают АЗ «ГАЗ», АЗ «УРАЛ», «Тонар», «Яровит Моторс», «АвтоКрАЗ». Заводы построены во времена СССР. Их продукция надежна, но уступает именитым брендам по тоннажности. Допустимая грузоподъемность самосвала перечисленных марок составляет 60 т. Этого недостаточно для работ на карьере.
ТОП-5 крупнейших самосвалов
Индустрия тяжелых транспортеров предлагает решения для сложнейших задач. Мощность, вместительность некоторых моделей поражает воображение. Хотя некоторые марки вышли на рынок спецтехники более 10 лет назад, они неизменно попадают в ТОП крупнейших машин мира.
Caterpillar 797F
Первый автомобиль линейки сошел с американского конвейера в 2008 году. Вплоть до 2013-го Caterpillar 797F носил титул самый большой карьерный самосвал в мире. При габаритах 15.09˟9.53˟7.44 м он весит 623 700 кг. Заднеприводный автомобиль с V20 двигателем на 3793 л. с. и семиступенчатой механической трансмиссией способен развивать скорость до 68 км/ч при полезной загрузке в 400 т.
Радиальные шины размером 59 / 80R63 компания Michelin разработала специально для Caterpillar 797F. Стоимость каждой покрышки превышает $70 тыс. Закупка машины обойдется в $3.5—5 млн. На сборку потребуется месяц. Средний срок службы Caterpillar 797F составляет 20 лет.
Liebherr T 284
Ближайший конкурент Caterpillar 797F. Серийное производство Liebherr T 284 запущено в 2004 году. Грузовик относится к транспорту с полезной нагрузкой в 363 т. Длина авто равна 15.3, ширина — 9.52, высота — 7.84 метра. Способен перевозить до 400 т. Мощность обеспечена 20-цилиндровым дизель-электрическим двигателем на 3650 «лошадей». За маневренность отвечает полноприводная трансмиссия. Сведения о состоянии внедорожника выводятся на электронный дисплей. Ездит на шинах 59 / 80R63. Стоит Liebherr T 284 $4—5 млн.
БелАЗ 75601
Габаритные параметры грузовика 14.9˟9.28˟7.22 метра. Масса — 250 000 кг, а грузоподъемность БелАЗА 75601 — 396 т. Внедорожник предназначен для перевозки горных пород при температурах -50…+50 °C. Мощность обеспечена четырехтактным дизельным двигателем на 20 цилиндров с турбообдувом и электронным управлением. Машина развивает скорость до 64 км/ч. За проходимость отвечают колеса 59 / 80R63 с электроприводом. Новый внедорожник 75601 обойдется от 200 млн руб.
Terex MT 6300AC
Компания Unit Rig представила Terex MT 6300AC на международной выставке строительного оборудования «MINExpo» в 2008 году. Модель потеснила обосновавшийся на рынке Liebherr T 282B.
Интересно! В 2010 году предприятие Unit Rig реорганизовано в Bucyrus. До настоящего времени параллельно продается техника под марками Unit Rig, Terex, Bucyrus.
Двуосный карьерный самосвал Terex (Bucyrus) MT 6300AC размерами 14.63˟9.5˟7.7 м весит 236 000 кг. Рассчитан на транспортировку до 400 т. Предельная скорость движения ограничена значением 64 км/ч. Двигатель гибридный. Мощность мотора 3750 лошадиных сил. Цена Terex (Bucyrus) MT6300AC $4 млн.
Komatsu 960E-1K
Двухосный самосвал с жесткой сварной рамой разработан структурным подразделением японской компании в американском Иллинойсе в 2008 году. Питается Komatsu 960E-1K от четырехтактного 18-цилиндрового мотора с генератором переменного тока. Длина транспортера 15.6 м. Ширина и высота — 9.1.9 и 7.37 м соответственно. Снаряженная масса автомобиля равна 580 т при грузоподъемности в 327 т.
Самый большой самосвал в мире
С 2013 года лидерство в категории принадлежит БелАЗ 75710. Полноприводный внедорожник превосходит конкурентов по мощности, проходимости, маневренности, выносливости. Машине принадлежит мировой рекорд грузоподъемности в 503.5 тонны. Достижение зафиксировано книгой Гиннесса по Европе и СНГ. По состоянию на 2022 год рекорд остался недостижимым для конкурентов.
БалАЗ 75710 — это карьерный самосвал для транспортировки грузов весом до 450 т при температурном режиме окружающей среды -50…+50 °C. Масса внедорожника равна 390 500 кг при размерах 20.6˟9.87˟8.26 метров. Колесная база включает 8 радиальных бескамерных шин 59 / 80R63. Привод полный. Трансмиссия электронная с пневмогидравлической подвеской. Каждое колесо управляется отдельно.
Читайте также: Читайте наш обзор на новый КамАЗ 5490 Нео, в котором раскрываем технические характеристики, особенности.
Грузовик приводится в движение турбированным 2˟16V4000-мотором с парой электрогенераторов. Мощность узла 2330 л. с. Разгоняется нагруженный БелАЗ 75710 до 64 км/ч. Кабина водителя оборудована комплексами поглощения шума, вибрации. Есть климат-контроль. Предустановлены системы видеонаблюдения за водителем, индикаторы загрузки кузова.
Анонсы производителей спецтехники на ближайшие автомобильные выставки не дают оснований полагать, что до 2030 года у БелАЗа 75710 появятся конкуренты. Продукция белорусского концерна остается лидером отрасли. Уже продано 3 экземпляра модели 75710. Четвертая проходит обкатку на заводе, готовится к отгрузке покупателю.
Перспективным направлением разработок по модернизации карьерных самосвалов считается перевод техники на газомоторное топливо. Компания Komatsu объявила об испытаниях 63 тонного HD605-7 на электротяге. Эксперты скептически относятся к разработкам. Двигатели внутреннего сгорания на практике доказали превосходство над электрическими по цене, производительности, ремонтопригодности. Вот почему пока дизельная спецтехника остается незаменимой на карьерной добыче.
Заснеженный карьер, куча рабочей техники и люди в теплой рабочей одежде – картинка, которая сопровождала все мое детство и крепко отпечаталась в памяти. Я вырос в городе, который основан вокруг добычи полезных ископаемых. Ближе к моей юности объект закрыли, а город начал потихоньку затухать, и кто-то уезжал оттуда, кто-то оставался доживать там свой век. Вид подобной техники вызывает у меня двойственное ощущение. С одной стороны, это напоминает о моем детстве, по которому скучаешь, а с другой – это столько людей и их семей, которые остались без средств после закрытия предприятия. Единственное радует, что у некоторых (в том числе и у меня) получилось оттуда выбраться и в люди выбиться.
Доброго времени суток. Да уж, достаточно мрачная и печальная картина. Здорово, что у вас получилось поменять свою жизнь к лучшему.
Из вашего топ-5 самых больших самосвалов я вживую не видел только Caterpillar. Остальные так или иначе мне попадались по долгу службы. Правда за рулем я ни разу не сидел (у меня немного другая специфика), но пощупать и поездить в кабинах мне доводилось почти на каждом.
Очень любопытная статья, мне понравился стиль изложения и большое количество конкретики. Я вообще всю жизнь очень увлекаюсь всякого рода техникой. И военной, и подобными самосвалами в том числе. Но, к сожалению, по профессии я очень далек от подобных областей. Поэтому за свою жизнь я хоть и сменил много автомобилей, но абсолютно каждый из них относился к классу легковых авто. А мне бы очень хотелось, хотя бы разок, прокатиться на такой здоровенной и мощной махине. Кто знает, может быть, я когда-нибудь осуществлю эту свою маленькую мечту)
Я большую часть жизни проработал на месторождениях, где активно используют нашу и белорусскую технику для перевозки руды. Я очень много лет просидел за «малым» грузовиком на 100 тонн. Меня вообще всегда забавляла эта классификация, которую вы используете в статье. Человек, который хоть раз в жизни увидит такой «грузовичок» или тем более прокатится на нем, точно не обзовет его «малым». Это такая зверская махина, с которой еще нужно суметь совладать и управиться.
Выражаю личную благодарность автору статьи. Было очень приятно увидеть, что вы не забыли и упомянули «Дакар» и успехи нашей техники в этом соревновании. Мне кажется, что молодежь сейчас вообще не интересуется этим, хотя это очень адреналиновое и увлекательное соревнование. Да и по зрелищности, как мне кажется, оно не уступает всему, что сейчас актуально и на слуху.
Доброго времени суток. Спасибо за ваш комментарий и приятные слова. Разумеется, я не мог обойти «Дакар» в статье, которая посвящена, в том числе, КАМАЗу.
Я буквально полтора года работал в отрасли, где используются крупные самосвалы. За это время я успел поездить на как на БЕЛАЗах, КАМАЗах, так и на японцах. И скажу я вам, что несмотря на рекордные размеры БЕЛАЗа и невероятный успех КАМАЗов в дакаре, если мне предоставляли выбор, я однозначно садился за японца. Очень приятная, удобная и податливая техника (вряд ли это информация я открыл кому-то глаза, ведь все понимают, что японцы умеют и могут в технику).
Меня не сильно удивила информация о том, что КАМАЗ по-прежнему пользуется спросом. Наши вообще умеют делать дешево и сердито, особенно, в области производства автомобилей. Может быть, наши еще вернутся на рынок не только в области самосвалов, а смогут показать всем и в айти, и в ракетостроении, ну и во многих подобных областях.
Доброго времени суток. Здорово, что вы не теряете оптимизма и надеетесь на лучшее.
Забавно читать комментарии других пользователей, в которых они с таким умилением говорят о самосвалах. Я имел несчастье работать в сфере, где активно используют эту технику. И скажу я вам, что это очень капризная и противная в плане обслуживания техника. Самосвалы (особенно отечественные) очень любят ломаться, а даже те, что ломаются реже, требуют тщательного контроля и постоянного обслуживания. Так что вам вряд ли понравилось бы возиться с такой «игрушкой». Мне уж точно на всю жизнь хватило…
Мне доводилось работать на небольших белазиках, которые по размеру не сильно превосходили обычные грузовики. Модели, похожие на самосвалы из этой статьи, я видел только в журналах, когда был ребенком. Ну, и, если мне не изменяет память, у меня в детстве был здоровенный желтый белаз в миниатюре, на котором мы с ребятами таскали песок с соседней стройки (за что периодически нам прилетало по шапке, но нас это не сильно останавливало).
Доброго времени суток. Действительно, у многих людей этого поколения были такие же или похожие игрушки.
За свою насыщенную жизнь я вдоволь насмотрелся на всякого рода технику. Уже 4 год я плаваю матросом на международных кораблях (работаю в американской компании, но сам я из Калининграда). Самое сильно впечатление на меня произвела, почему-то, техника в Индии. Не могу точно сказать, чьего производства были модели (полагаю, что это что-то импортное, вроде японцы), но махины поистине впечатляющие и, что самое главное, шустрые (кто когда-нибудь работал на кораблях, перевозящих руду и подобные субстанции, меня поймет). Загрузка зачастую занимает от 3 дней до нескольких недель, поэтому хорошая и быстрая техника – это возможность поскорее выйти в море.
Доброго времени суток. Спасибо, что уделили время и рассказали интересную историю о своей профессиональной деятельности. Уверен, что у человека вашей профессии в запасе есть еще много интересных историй.
Не знаю, как с этим вопросом сейчас, но я точно помню, что году в 10-11 (мне тогда было около 13 лет), я видел, как здоровенный белаз ехал практически по центру города, и никого не волновало, что он может попортить дорожное покрытие. Конечно, это было не в Москве и не в Питере, но даже будучи ребенком я понимал, что проезд такой здоровенной техники в центре города – это что-то странное (хоть меня и заинтересовала, и впечатлила настолько громадная махина).
Доброго времени суток. Удивительная история! Такой транспорт наверняка повредил бы дорожное покрытие, особенно, если проехал бы по центру города.
Я, конечно, слышал, что Белаз известен во всем мире, но я и подумать не мог, что он до сих пор занимает лидирующие позиции в плане востребованности. Аналогично и с мировым рекордом по размеру и грузоподъемности. Я сам не из Белорусии, но подобная информация о наших, СНГшный странах, все равно вызывает во мне приятные патриотически ощущения. Здорово, что у нас получается держать первенство в некоторых областях.
Доброго времени суток. Здорово, что моя статья принесла вам положительные эмоции.
Да уж… Такого рода техника у меня всегда какой-то благоговейный трепет вызывала. Это у меня еще с детства (у меня отец работал на огромном камазе и изредка брал меня с собой, чтоб я технику «пощупал»). Помню, подойдешь к такой махине, а сам едва ли до колеса головой достаешь. Так что да… Вот она настоящая производственная и добывающая мощь. Глаз радуется, когда понимаешь, что не все по тиктокам сидят, а кто-то нужную и важную технику производит. И кто-то с помощью нее занимается важным делом.
Доброго времени суток. Спасибо, что оставили такой добрый и трогательный комментарий. Здорово, что у вас остались такие яркие и интересные воспоминания о отцовской работе.