Инжектор: что это

Рассказываем, что такое инжектор в автомобиле, какой у него принцип работы и как устроен, перечисляем типы инжекторов, сравниваем с карбюратором

    Инжектор – это система подачи топлива, используемая в большинстве современных автомобилей. Ее основной конструктивный элемент – форсунка, которая обеспечивает впрыск топлива в камеру сгорания. Изначально форсунки работали механически, однако современные модели имеют электронное управление, что обеспечивает обширные возможности для регулировки впрыска.

    История изобретения

    История изобретения

    Конструкции топливных форсунок были известны с начала ХХ века. Так, к 1903 году двигатели Дизеля оснащались дисковыми распылителями топлива, а компанией Thornycroft была представлена конструкция форсунки, работающей под действием горячего пара. В 1906 году был выпущен авиационный двигатель Antoinette 8V, конструкция которого была схожа с современными моторами: V-образная компоновка, 8 цилиндров и многоточечная система впрыска.

    В 1925 году конструктор Йонас Хессельман (ранее возглавлявший инженерный отдел AB Diesel Engines) представил собственную конструкцию автомобильного двигателя. Он мог работать как на бензине, так и на дизеле. Причем в моторе была впервые применена система прямого впрыска топлива в цилиндры.

    В 1936 году на авиашоу в Париже был представлен дизельный двигатель Коатален. В нем впервые использовались форсунки с механическим открыванием клапана и гидравлическим аккумулятором, которые считаются первым воплощением современной системы Common Rail.

    На автомобилях инжекторные двигатели стали массово устанавливаться с 1980-х годов. Введение в 1992 году экологического стандарта Евро-1 и последующие ужесточения требований к безопасности моторов привели к вытеснению карбюраторов. Современный инжекторный двигатель обеспечивает почти полное сгорание топлива и устанавливаются на всех новых автомобилях.

    Принцип работы и устройство

    Принцип работы и устройство

    Форсунка состоит из корпуса распылителя, иглы, гайки, регулировочной шайбы и пружины. Топливо подается по линии высокого давления, а его излишки сливаются в бензобак через топливоотводящий канал

    Наиболее простые механические форсунки работают по принципу клапана. Как только давление в линии подачи превышает давление, развиваемое пружиной, происходит поднятие иглы и сброс топлива в камеру сгорания. Такая конструкция использовалась на ранних дизельных двигателях. Момент срабатывания системы можно было менять, изменяя поджатие пружины: для этого в инжекторе предусмотрена регулировочная гайка.

    Современные моторы оснащаются форсунками с электромагнитным управлением. Такие системы дополнены разъемом питания, якорем ЭМ и обмоткой возбуждения. Благодаря такой конструкции, поднятие иглы происходит не из-за повышения давления, а после срабатывания ЭМ. За счет этого можно точнее дозировать количество впрыскиваемого топлива. Кроме того, существует возможность для многократного впрыска в течение одного рабочего цикла. Изменяя характеристики впрыска, инженеры могут оптимизировать расход топлива и повысить КПД двигателя.

    Отличия инжектора от карбюратора

    Долгое время карбюраторные двигатели были более распространенными, чем инжекторные машины. Эти конструкции имеют ряд принципиальных различий.

    Простейший карбюратор состоит из двух камер: поплавковой и смесительной. Между ними находится жиклер, дозирующий подачу. При расходовании топлива, поплавок опускается, открывая иглу жиклера. В результате топливо поступает в смесительную камеру, где, за счет разности давления, распыляется и смешивается с потоками воздуха. После этого топливовоздушная смесь засасывается в цилиндры двигателя.

    Читайте также: Рассказываем, как проверить аккумулятор, перечисляем все эффективные способы 2022 года, а также помогаем выбрать лучший метод проверки аккумулятора.

    Такая конструкция отличается простотой и надежностью, однако значительная часть мощности двигателя (до 10%) расходуется на смешение и подачу топлива. Кроме того, ограничены возможности для настройки подачи.

    В инжекторных машинах топливо впрыскивается во впускной коллектор или непосредственно в камеру сгорания с помощью форсунок. В отличие от карбюратора, объем подаваемого топлива здесь приближено к количеству, необходимому при заданном режиме работы двигателя.

    Преимущества инжектора перед карбюратором:

    • Точное дозирование топлива. Это позволяет более экономно расходовать топливо и повысить КПД мотора. Наиболее современные типы инжекторных ДВС потребляют в 2 раза меньше топлива, чем последние карбюраторные модели (при условии аналогичной массы и технических характеристик);
    • Увеличение мощности. Улучшение наполнения камеры сгорания, оптимальный угол опережения зажигания и точное дозирование (в соответствии с режимом работы ДВС) приводят к тому, что мощность мотора повышается на 5-10%;
    • Улучшение динамики. Использование инжекторной системы подачи топлива приводит к тому, что двигатель мгновенно реагирует на нажатие педали газа;
    • Более простое ТО. За счет более высоких требований к качеству топлива и условий его подачи, инжектор реже требует чистки или замены.

    К недостаткам инжектора относятся сложность изготовления и высокие требования к качеству топлива. При наличии в нем посторонних включений, форсунки легко засоряются, из-за чего возникают проблемы в работе мотора.

    Типы инжекторных систем

    Типы инжекторных систем

    По количеству форсунок, инжекторные системы делят на моновпрыск (он же одноточечный или центральный) и распределенный впрыск (он же многоточечный впрыск или мультивпрыск). Во втором случае форсунки могут открываться одновременно, либо работать попарно или фазированно. Выделяются также системы, в которых топливо из форсунок поступает прямо в камеру сгорания, а не во впускной коллектор.

    Моновпрыск

    В такой конструкции используется одна форсунка на все цилиндры, которая устанавливается на впускном коллекторе. Наиболее ранний тип систем. Надежны, дешевы и просты в изготовлении. Сейчас почти не используется в связи с возросшими экологическими требованиями.

    Распределенный впрыск

    Здесь для каждого цилиндра предусмотрены отдельные форсунки, установленные во впускном коллекторе — рядом со впускным клапаном. В современных моделях ДВС используется одна из разновидностей распределенного впрыска, а именно фазированный впрыск. При такой конструкции каждая форсунка управляется отдельно в соответствии с фазой работы двигателя.

    Непосредственный впрыск

    В отличие от традиционных систем распределенного впрыска, подача топлива здесь осуществляется непосредственно в камеру сгорания. В результате улучшается экономия топлива (до 20%) и безопасность мотора для экологии. Требования к качеству топлива также повышаются.

    Виды форсунок

    Виды форсунок

    В зависимости от конструкции форсунок, выделяют 4 вида систем.

    Механические

    Механический инжектор – это классическая конструкция, которая отличается простотой и надежностью. В некоторых моделях двигателей применяется до сих пор. Представляет собой клапан с иглой и соплом, который срабатывает при достижении давления настройки пружины. По сравнению с другими типами конструкции, обеспечивает более низкую точность и ограниченные возможности для регулировки, поэтому постепенно вытесняется с рынка.

    Электромагнитные (ЭМ)

    При такой конструкции игла поднимается не за счет возрастающего давления, а под действием ЭМ – по сигналу от ЭБУ. Позволяет более точно регулировать подачу и используется на большинстве бензиновых инжекторных моторов. На дизельных двигателях используется реже из-за ограничений при работе в условиях высоких давлений.

    Электрогидравлические (ЭГ)

    Сочетают преимущества механической и ЭМ-форсунки. В такой конструкции топливо давит на иглу сверху и снизу с равным давлением. При этом камеры связаны между собой, а верхняя камера связана через ЭМ-клапан со сливной магистралью. При подаче электричества клапан открывается, давление в верней камере падает, из-за чего игла поднимается. В результате топливо из нижней камеры впрыскивается в камеру сгорания.

    Такая конструкция надежна и эффективна. Она получила распространение на дизельных двигателях, в том числе с системой Common Rail.

    Пьезоэлектрические (ПЭ)

    По конструкции схожи с ЭГ-форсунками, но для привода клапана используется ПЭ элемент. Последний способен изменять свою форму под действием электрического тока. ПЭ-инжектор — наиболее современный тип систем. Он отличается быстродействием, что обеспечивает впрыск топлива до 9 раз за такт двигателя. Используется на многих современных двигателях, работающих на дизельном топливе.

    Причины плохой работы инжектора

    Причины плохой работы инжектора

    Основной причиной неисправности форсунок остается их засорение. Оно вызвано использованием некачественного топлива с высоким содержанием смол и примесей. Засорение приводит к некорректному образованию смеси, повышенному расходу топлива и увеличению токсичности выхлопных газов. Чтобы снизить риск засорения форсунок, нужно вовремя менять топливный фильтр и заправляться только на проверенных АЗС.

    Читайте также: Рассказываем, как заменить сальник коленвала двигателя в автомобиле, приводим подробную инструкцию, перечисляем последствия несвоевременной замены сальника.

    Также работа форсунок может быть нарушена из-за повреждения электрической цепи или износа инжектора. Во втором случае выполняют замену форсунок.

    Промывка форсунок

    Промывка форсунок

    Существует 2 способа для промывки форсунок:

    • Присадки. При таком варианте очистки в топливный бак заливают присадку и эксплуатируют двигатель в обычном режиме. Способ актуален в качестве превентивной меры или при наличии незначительных загрязнений.
    • Ультразвуковая ванна. При таком способе форсунки снимают с двигателя и очищают их на стенде. Способ требует больших затрат, но позволяет восстановить засоренный инжектор.

    Многие СТО используют безразборный метод очистки. Здесь применяется пневматическая станция, обеспечивающая промывку системы впрыска.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector