Вопрос о том, можно ли разбавлять хладагенты водой, и как разбавлять концентрат антифриза, волнует многих автолюбителей. В принципе, ответ на первый вопрос положительный. Но делать это стоит лишь при условии строгого соблюдения пропорций.
Основой охлаждающей жидкости, а в нашем случае – тосола, является смесь воды и гликола. От нее зависит способность состава не замерзать, вязкость, теплоемкость и все остальные качества. Самые распространенные охлаждающие жидкости в России создаются на основе этиленгликоля. Но такой состав может неблагоприятно сказаться на материалах системы охлаждения. Медь, чугун, сталь, алюминий и латунь – все они плохо переносят контакт с таким антифризом.
На основе этиленгликоля нормируются основные показатели охлаждающих жидкостей. Такие характеристики, как плотность, внешний вид, температура, при которой начинается кристаллизация, коррозийное воздействие, все это зависит от главного элемента в составе. Но данный факт не оговаривает качества, которые необходимы для смешивания разных жидкостей. Импортные антифризы соответствуют установленным нормам. И исходя из норм ASTM и SAE, регламентируются смешивающие и концентрирующие свойства жидкости.
Бывают ситуации, при которых уровень антифриза в бачке меньше допустимой нормы. Долить жидкости требуется совсем немного. И тут перед нами предстает вопрос – можно ли смешать воду з ОЖ, ведь жидкости не хватает совсем чуть-чуть. Соответственно рекомендаций, которые дают заводы-изготовители ОЖ, доливать воду в антифриз запрещено. Обосновывается запрет тем, что в составе антифриза есть соответствующие добавки, которые благоприятно воздействуют на систему охлаждения, обладают хорошими смазывающими и охлаждающими свойствами.
Обычная вода таких свойств не имеет. Если же использовать вместо антифриза воду, то это может повлечь за собой некоторые последствия. Жесткая вода может разъесть внутренние детали системы. Очень часто такие детали сделаны из алюминия. Помимо этого, когда вода циркулирует по системе охлаждения, она проходит сквозь решетки в радиаторе, тем самым в скором времени может понадобиться его чистка.
Антифриз – слово, которые «на устах» у всех водителей – понятие обширное, выступающее обобщающим названием охлаждающих жидкостей, к которым и относится тосол.
К активным веществам данных жидкостей можно отнести:
О тосоле в данном случае речь будет идти непосредственно в первом варианте, т.к. в основе его лежит сложный спирт – этиленгликоль, который уже давно хорошо зарекомендовал себя в роли отличной охлаждающей оптимизации температурной среды для чугунных узлов и деталей.
Для стальных же конструкций тосол использовать не рекомендуется, так как он может стать причиной образования коррозии. Поэтому если в техническом паспорте автомобиля указано то, что необходимо использовать антифриз на солевой или глицериновой основе, тосол лучше не применять, подробнее в статье тосол или антифриз.
Как известно, антифриз (охлаждающая жидкость – ОЖ) регулирует температурные режимы работающего двигателя. Летом состав не позволяет силовому агрегату перегреться, а зимой – замерзать. Технический состав разработок представлен соединением двух основных веществ:
Для предотвращения коррозийных процессов и посторонних химических реакций при попадании воздушных масс производитель обогащает антифризы различными присадками (2%!).
В зависимости от производителя эти соотношения могут быть иными, но всегда смесь характеризуется четкими пропорциями. Поэтому, прежде, чем что-то залить в антифриз, нужно ознакомиться с инструкцией. У каждой марки ОЖ существует установленный показатель вязкости, при котором состав эффективен. Вязкость влияет на температуру замерзания или испарения в жару.
Ни один производитель не порекомендует доливать воды в антифриз. Если, конечно, это не заводской концентрат, изначально предназначенный для разведения. Когда же автовладелец применяет полностью подготовленный состав, эксперименты крайне нежелательны. Техническая жидкость – это совокупность химических соединений, и если необдуманно развести её водой, можно разрушить всю систему охлаждения.
Отечественного автомобилиста напугать сложно. Тем более, что на практике, зачастую, случаются ситуации, когда раздобыть антифриз попросту негде (нет автомагазинов поблизости и т. д.) или человек элементарно испытывает финансовые затруднения.
Для таких случаев в автомобильной среде существует неписаное правило: Разбавлять ОЖ нельзя, но если антифриз невозможно купить, а его уровень безобразно низок, — то очень даже можно.
Тогда и доливается вода вместо антифриза. Не сильно увлекаясь, конечно, не возводя в систему и с учетом наработанных проб и ошибок. Главное при этом — разбавлять так, чтобы сохранить баланс жидкости (воды не должно быть больше).
Определение температуры замерзания охлаждающей жидкости
Сначала определяем температуру замерзания охлаждающей жидкости.
Добавлять нужно только дистиллированную воду, так как в обычной водопроводной воде содержатся различные соли, приводящие к образованию коррозии и накипи.
Для этого при помощи ареометра берём пробу из расширительного бачка автомобиля или емкости с антифризом. На поплавке ареометра в верхней части имеются деления с температурой замерзания. Сравниваем полученные значения с температурой, указанной на канистре антифриза. Если её под руками нет, то средняя температура замерзания антифриза -40С. Исходя из полученных данных, путём долива воды доводим охлаждающую жидкость до требуемой температуры замерзания. Долив воды в зимнее время не рекомендуется, во избежание замерзания охлаждающей жидкости и повреждения системы охлаждения.
Так как в составе антифриза есть значительное количество воды, то если добавить воду в антифриз ничего плохо не будет. Просто происходит разбавление, снижается концентрация. Чем больше воды добавить, тем хуже стану свойства антифриза.
Но, бывает, что рекомендуют добавить воду в антифриз. Этот подход применяют когда происходило кипение антифриза, при котором вода испаряется, а оставшаяся жидкость в системе охлаждения становится высококонцентрированной. Но при добавлении надо знать пропорции. Из-за превышенного количества воды в системе охлаждения появится ржавчина.
Внимание: смешивать воду с антифризом можно только летом. При минусовых температурах такой разбавленная охлаждающая жидкость быстро может прихватиться и замерзнуть.
Если такой антифриз замерз, то придется вложить в ремонт в узлы автомобиля. Обычно при замерзании охлаждающей жидкости разрывает радиатор печки и двигателя, а также лопаются патрубки и трескаются шланги.
Даже, если антифриз кипел и он стал высококонцентрированным, то лучше добавлять такого же класса и такой же марки антифриз. Зимой надежнее эксплуатировать машину антифризом высокой концентрации.
Вывод по добавке воды в антифриз таков — если пришлось добавить воды, то немного.
При добавлении антифриза добавлять антифриз только такого же класса, который был залит ранее (G11, G12, G12+, G13) и такого же цвета. В основе антифриза класса G-13 пропиленгликоль.
Некоторые марки антифриза доступны только в виде концентрата. В состав таких охлаждающих жидкостей (далее – ОЖ) входит этилен или пропиленгликоль, а также защитные присадки. Этиленгликоль замерзает при температуре ниже – 13 градусов Цельсия, поэтому такие хладагенты даже нужно разбавлять, поскольку тогда их температура перехода в твёрдое состояние понижается. Производители обычно указывают на упаковке, как правильно разбавлять концентрат антифриза, и необходимые процентные соотношения.
Залив розового антифриза
Вместе с тем, не стоит забывать, что в составе «Тосола» и некоторых хладагентов уже есть дистиллированная вода в необходимом объеме и в дополнительном разбавлении они не нуждаются. В ОЖ, кроме этиленгликоля и дистиллированной воды, содержится комплекс ингибиторов коррозии, защищающий внутренние поверхности системы охлаждения двигателя от агрессивного воздействия этиленгликоля. Если ОЖ развести слишком сильно, свойства этих присадок ослабляются или пропадают совсем, что приводит к коррозии, образовании накипи, осадка и т.п.
Поэтому «Тосол» и неконцентрированные ОЖ нужно разводить лишь в случае необходимости и небольшими объемами воды.
Как было сказано выше, разводить концентраты нужно. Ещё одна причина, по которой ОЖ разводятся – поддержание необходимого уровня жидкости в радиаторе. Это особенно актуально в тёплое время года. Содержащаяся в растворе вода испаряется, а в радиаторе остается по сути тот же концентрат. В таком случае разбавление ОЖ необходимо. Если этого не сделать, этиленгликоль повредит внутренние комплектующие системы охлаждения. Важно помнить, что разбавленный антифриз надо сменить перед наступлением зимнего сезона.
Образование накипи и коррозия, вследствии сильного разбавления хладагента
Можно ли смешивать Тосол с водой в зимнее время? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, если мешать с водой Тосол или антифриз, у него будет повышена температура замерзания и коэффициент расширения. Сильно разбавленный хладагент может просто загустеть или даже кристаллизоваться прямо в системе охлаждения, что приведёт к неисправности двигателя.
С другой стороны, если случится утечка охлаждающего средства и его отметка упадёт ниже допустимого уровня, возникает риск перегрева двигателя. Поскольку более подходящий раствор может не всегда оказаться под рукой, добавление воды в радиатор будет допустимой мерой для поддержания нужного уровня ОЖ. Т.е. мешать антифриз с водой, в том числе и в зимнее время, допустимо, но только если отсутствуют более подходящие средства.
Залив тосола в систему охлаждения
Для корректного разведения охлаждающего средства надо учитывать температурный режим, при котором он будет эксплуатироваться. Обычно хладагент имеет температуру замерзания в пределах – 65 градусов Цельсия. Поскольку такие морозы – редкость в умеренных широтах, нужно повысить температуру замерзания. Для этого и нужно мешать его с водой.
Для разбавки охлаждающего средства, как концентрата, так и уже разведённого, подходит только предназначенная специально для этого дистиллированная вода. Нельзя мешать ОЖ с аптечной дистиллированной водой, добавлять её из-под крана, или из естественных водоёмов. Она содержит большое количество минеральных солей, в том числе производных кальция и магния, которые образуют накипь в процессе работы двигателя. В случае, если дистиллированной воды нет, можно заливать обычную, предварительно прокипятив её в течении получаса.
Некоторые производители антифризов утверждают, что для разбавления их концентратов необязательно брать дистиллят. Существует простой способ проверить это: в заранее подготовленную прозрачную ёмкость надо налить антифриз и добавить туда воды. После чего оставить на 24-48 часов. Если за это время раствор помутнеет или в нем образуется осадок, то лучше использовать дистиллированную воду.
Яркий цвет и отсутствие осадка — признаки того, что разбавленный простой водой антифриз пригоден для использования
Смешивание воды с охлаждающими жидкостями допустимо, а в случае с концентратами даже необходимо. К примеру, «Тосол» можно разбавить водой, если надо поддержать его уровень в радиаторе. Но для корректной работы разбавленных ОЖ нужно соблюдать указанные производителями соотношения. Лучше всего для смешивания подходит дистиллированная или прошедшая очистку от минеральных солей вода.
Можно ли смешивать тосол с водой? Да! Если делать это грамотно, никаких последствий данная процедура за собой не повлечет.
Разведение концентрированного антифриза водой
В магазинах можно увидеть два варианта охлаждающей жидкости: готовый антифриз и концентрат для самостоятельного разбавления. С готовым антифризом проще – купил и заливай. Зато он дороже. С концентратом нужно немного поработать.
Концентрированный антифриз разводится дистилированной водой
Пропорции просты и не требуется дополнительных расчётов. Концентрат разбавляется дистиллированной водой в равных количествах. Например: на литр антифриза потребуется литр дистиллированной воды.
В случае эксплуатации автомобиля в условиях сильного мороза пропорцию следует изменить. 70%!антифриза нужно разбавить 30%!дистиллированной воды.
При удачном смешивании тосола и антифриза, то есть когда повезло, основные компоненты состава обоих жидкостей одинаковы, — то образование осадок и закупоривание каналов не будет. Но, очень трудно узнать состав обоих жидкостей.
Если основы этих жидкостей разные, то при добавлении тосола в антифриз или антифриз в тосол, жидкость может сразу стать мутной и с осадком или это произойдет после естественного нагрева двигателя или используя предпусковой подогрев двигателя.
Образовавшийся осадок, хлопья, кисель на дне — все это приведет к остановке циркуляции и перегреву двигателя. А перегрев двигателя дорого обходится. Также из-за осадков в ОЖ может забиться помпа, радиатор и патрубки, а это приводит к более сложному ремонту, нежели, например, замена предохранителя омывателя (сложность здесь у многих: как найти предохранитель омывателя).
Остановка циркуляции может произойти и при заливке одного только антифриза, но подделки, которая сворачивается при нагреве.
Покупать можно как уже готовый для заливки антифриз, так и антифриз концентрат (высококонцентрированный), который необходимо разбавить чистой водой перед заливкой в систему.