Говорить всевозможными терминами большого смысла нет, терминологию оставим профессионалам. Так что разберем этот аспект устройства авто более детально, с употреблением понятных слов.
Система, позволяющая остановиться у любого автомобиля, будь то Газель, легковая иномарка или тяжелая фура, отвечает за процесс остановки. При этом останавливаться мы должны самостоятельно, контролируя этот процесс. Другими словами, данный механизм отвечает за снижение скорости машины, ее полную остановку и сохранение стоячего положения.
При этом, сила торможения может создаваться несколькими путями:
Тормозная система автомобиля ГАЗель состоит из трех систем. – рабочая система с двухконтурным раздельным приводом торможением осей, привод действует на тормозные механизмы всех колес; – запасная тормозная система, функцию этой системы выполняет каждый контур рабочей тормозной системы; – стояночная(ручная) тормозная, которая действует на задние тормозные механизмы колес. Рабочая тормозная система. На автомобилях газель, применяется гидравлический при class=’ipsHr’>
Автомобилем Газель используется тормозная система, называемая гидравлической. Данный тип установлен на всех автомобилях этой марки и подразумевает наличие гидравлического тормозного привода, состоящего из двухкамерного вакуумного усилителя и основного тормозного цилиндра. Естественно, это лишь малая часть тех элементов, из которых состоит весь механизм торможения.
Газель тормозная система
В конструкцию гидравлической системы входят следующие элементы:
Работать все эти элементы должны крайне четко, как и любой другой механизм машины, ведь от их синхронности и корректной эксплуатации напрямую зависит ваша безопасность. Что же касается принципа их работы, то он дольно сложен.
Выжимая педаль тормоза, водитель приводит в действие главный цилиндр. Далее в работу включается усилитель, благодаря которому усилие от нажатия ногой на педаль возрастает в десятки раз. После этого, внутри главного тормозного цилиндра резко увеличивается давление тормозной жидкости, которая устремляется к цилиндрам. В конечном итоге, благодаря цилиндру срабатывает конечный этап системы, колодки прижимаются к дискам колес и Газель останавливается.
Рабочая ТС — двухконтурная, так как разделена на передний и задний контуры. Если система работает исправно, то работают сразу два контура.
На автомобиле Газель используется гидравлический тормозной привод, состоящий из нескольких деталей.
К ним относят:
Главный цилиндр с бачком прикрепляется к вакуумному усилителю. Деталь создает давление в двух гидравлических контурах. Полость бачка разделена на две части. Тормозная жидкость между поршнями приводит в действие задние тормозные механизмы, а объем жидкости между поршнями и пробкой — питают передние механизмы.
Пробка бачка оснащена датчиком уровня тормозной жидкости. Когда герметичность системы нарушается, на панели загорается лампочка.
Вакуумный усилитель – неразборный. Его он выйдет из строя, его следует заменить новым. Чтобы проверить его герметичность, необходимо включить двигатель на 60 секунд, а затем отключить его и нажать на тормозную педаль. Если не возникло характерного шипения, то усилитель меняют на новый.
Последний элемент списка установлен в приводе задних тормозных механизмов. При торможении регулятор изменяет давление тормозной жидкости в цилиндрах механизмов задних колес. Деталь находится на раме, и реагирует на нагрузку через пружину.
Запасная ТС – образована контуром рабочей. Если один из контуров перестанет функционировать, то второй возьмет на себя всю его работу. Однако эффективность торможения значительно снизится.
Главное требование к запасной ТС — присутствие следящего действия, т.е. пропорциональности между тормозным моментом на колесах Газели и усилием на педали.
Стояночная ТС — механическая, включает в себя привод, который действует на тормозной механизм задних колес. Новые модели газелей совсем недавно начали оснащать стояночным тормозом с воздействием на задние колеса.
Привод имеет рычаг, передний и два задних троса, соединенных между собой уравнителем. Кроме этого, в механизме присутствуют разжимные звенья и иные рычаги. Воздействуя на систему тросов и рычагов, колодки прижимаются к барабанам, тем самым производя торможение.
Храповый механизм, состоящий из зубчатого сектора и «собачки», фиксирует основной рычаг. Кронштейн крепления, с помощью которого рычаг закреплен в кабине, имеет выключатель. В процессе фиксации рычага выключатель включает на панели приборов лампочку.
Рычаг возвращают в начальное положение во время растормаживания. Для этого стоит нажать кнопку на рычажной рукоятке. После этого тяга вытянет «собачку» из зацепления. Стояночная ТС растормаживается под силой задних тросов и пружинок. Контрольная лампа при этом потухает.
Передние колеса имеют дисковый механизм торможения, а задние — барабанный. Диски при этом вентилируемые. Они прикреплены к ступице несколькими болтами. Плавающая скоба механизма имеет основание, закрепленное на поворотном кулаке. Направляющие пальцы крепко связывают данное основание с его корпусом.
Корпус, в свою очередь, включает в себя поршень и уплотнительные детали. Клапан прокачки с колпаком удаляет воздух из цилиндра корпуса. В пазе основания находятся тормозные колодки. Рабочая поверхность диска защищена щитом, который блокирует попадание влаги и грязи, а также охлаждает диск.
Барабанный тормозной механизм имеет двухпоршневой колесной цилиндр, тормозные колодки и устройство авторегулировки зазора между ними. Верхняя часть тормозных колодок находятся в стержнях поршней, а нижняя часть – около опорной пластины.
Рабочие цилиндры оснащены устройством, которое поддерживает просвет между колодками и барабаном. Данное устройство представляет собой стальное кольцо с разрезом, находящееся в тормозном цилиндре. Рядом с разрезом расположено отверстие для прокачки.
Тормозные барабаны автомобиля — цельнолитые, изготовленные из чугуна.
Стояночный тормоз не требует ремонта, но ему необходима регулировка. Когда автомобиль останавливают стояночным тормозом, рычаг фиксируется на верхних зубьях сектора. Для этого производят регулировку привода.
Алгоритм регулировки:
Исключив зазор между разжимным звеном и рычагом, водитель может приступить к затягиванию гаек крепления эксцентрика. На этом моменте процесс регулировки привода стояночного тормоза Газели завершен. По завершению работы, следует установить заглушки и приступать к регулировке на втором колесе.
Если стояночная система не будет правильно отрегулирована, то это приведет к неполному растормаживанию колес.
С ABS
Элементы тормозной системы автомобиля: 1 – тормозной диск; 2 – тормозной механизм переднего колеса; 3 – тормозная трубка тормозного механизма правого переднего колеса; 4 – главный тормозной цилиндр; 5 – бачок гидропривода; 6 – вакуумный усилитель; 7 – толкатель; 8 – педаль тормоза; 9 – датчик положения педали тормоза и выключатель сигналов торможения; 10 – колодки заднего тормозного механизма; 11 – колесный цилиндр; 12 – тормозная трубка тормозного механизма правого заднего колеса; 13 – тормозная трубка тормозного механизма левого заднего колеса; 14 – задние тросы стояночного тормоза; 15 – уравнитель; 16 – блок ABS; 17 – пе- редний трос стояночного тормоза; 18 – выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 19 – рычаг стояночного тормоза; 20 – сигна- лизатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 21 – тормозная трубка тормозного механизма левого переднего колеса
Без ABS
|
На автомобиле применен гидравлический тормозной привод, который состоит из двухкамерного вакуумного усилителя 3 (рисунок 8.1), двухпоршневого главного тормозного цилиндра 2 с бачком, регулятора давления 5, установленного в приводе задних тормозных механизмов. |
Передний контур привода воздействует на дисковые тормозные механизмы 1 передних колес, задний контур — на барабанные тормозные механизмы 4 задних колес. |
В бачке главного цилиндра установлен поплавковый сигнализатор 7 аварийного падения уровня тормозной жидкости. |
Проверка рабочей тормозной системы
При работающем двигателе и исправном вакуумном усилителе педаль тормоза при торможении не должна доходить до пола кабины — зазор между педалью и полом должен быть не менее 40 мм. |
Работоспособность вакуумного усилителя проверяется следующим образом: при неработающем двигателе необходимо нажать на тормозную педаль 3—4 раза, а затем, при последующем нажатии на педаль, удерживая ее с усилием 300—400 Н (30—40 кгс), пустить двигатель. При исправном усилителе педаль несколько переместится к полу, и будет слышно шипение воздуха, проходящего через фильтр усилителя. |
Если педаль не перемещается или ее перемещение затруднено, то причина в неисправности усилителя или неправильной регулировке двигателя на холостом ходу. |
Исправность системы сигнализации аварийного падения уровня жидкости в бачке главного цилиндра проверяется путем нажатия на стержень поплавка. При этом на панели приборов должна загореться лампа красного цвета. |
В случае неисправности в гидроприводе рабочей тормозной системы происходит отказ одного из контуров и утечка из нeгo тормозной жидкости. Неисправность привода фиксируется загоранием на комбинации приборов лампы красного цвета, которая включается сигнализатором аварийного падения уровня жидкости в бачке главного цилиндра. |
При нажатии на педаль тормоза оставшийся исправный контур обеспечивает достаточно эффективное торможение автомобиля, но при этом увеличивается ход педали и торможение начинается при зазоре между педалью и полом кузов 15—40 мм. |
Техническое обслуживание тормозных систем включает проведение плановых работ, предусмотренных руководством по эксплуатации автомобиля, и выполнение работ, связанных с поддержанием работоспособности автомобиля. |
В процессе эксплуатации автомобиля периодически проверяется уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, герметичность гидравлического привода тормозов, а также исправность рабочей тормозной системы и работоспособность стояночной. |
Ремонтные работы, связанные с восстановлением работоспособности узлов и деталей тормозного управления, предполагают замену изношенных деталей, уплотнительных манжет, защитных чехлов, диафрагм, а также проведение работ по восстановлению и поддержанию работоспособности узлов и деталей. |
Перед выполнением ремонтных работ узлы и детали тормозного управления должны быть тщательно промыты теплой водой с моющими средствами и высушены сжатым воздухом. Применение бензина, дизельного топлива, трихлорэтилена или каких-либо других минеральных растворителей недопустимо, так как оно вызывает повреждение резиновых деталей. Для смазки трущихся деталей при сборке применяются жидкости НГ-213 ТУ 38.101.129-80 и касторовое масло ГОСТ 6757-73. |
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
По сути, тормоза автомобиля относятся к немногочисленному разряду систем, появившихся на машинах сразу. Фары, «дворники», отопление, кондиционер, электроискровое зажигание, даже генератор со стартером пришли в автомобилестроение гораздо позже. Конечно, патриархальные тормозные системы называть «системами» в полном смысле этого слова некорректно. Тем не менее эти приспособления изначально худо-бедно, но со своей работой справлялись, снижая скорость самодвижу-щихся экипажей вплоть до полной остановки.
Позаимствованы механизмы были, как и многие другие компоненты, у карет. Обитые
кожей колодки прижимались к ободу/шине.
Но логическое развитие автомобильного транспорта требовало от тормозной системы постоянного наращивания эффективности, и ее схема с течением времени только усложнялась.
В рамках нашей публикации невозможно перечислить даже основные вехи этого безостано-
вочного прогресса, скажем лишь, что гидравлика сменила механику с большим противодействием автолюбителей.
Поверите ли, но дисковые тормоза появились раньше барабанных, но не прижились в силу ряда конструктивных недостатков, и только спустя несколько десятилетий снова заявили свои права на существование.
Были еще и ленточные системы, правда, их эпоха закатилась достаточно быстро. Опять же по причине недостаточной эффективности в мире, ежесекундно ускоряющем темп своей жизни и, как следствие, передвижения.
Практически ежегодно в конструкцию автомобильной тормозной системы и се компонентов внедрялись нововведения — дополнительные механизмы, новые материалы и усовершенствования… Но никогда раньше, до появления электроники, тормозные системы не совершали столь глобальных эволюционных скачков.
Новый витом развития
Начнем с того, что электроника смогла результативно устранить извечный конфликт между человеком и механизмом, снизить человеческий фактор. Это справедливо не только в отношении тормозных систем, но применительно к ним наиболее ярко, поскольку речь идет о безопасности.
Человек может не обладать достаточными навыками, неправильно оценивать ситуацию, время его реакции, наконец, нередко отстает от ситуации на дороге. Все это замешано на физиологии, жизненном опыте, состоянии здоровья и огромной массе прочих объективных и субъективных факторов.
С другой стороны, и механизм небезупречен. В нем могут быть изъяны, что наглядно продемонстрировал гидравлический привод, усиленный вакуумным усилителем.
Создание антиблокировочной системы — ABS — стало первым шагом в этом направлении. Инженерам с помощью электроники, срабатывающей за долю секунды, удалось победить опасную блокировку колес во время резкого торможения. С ней боролись разными способами долгие годы, но только электроника со своим быстродействием помогла найти действенный выход.
Эта победа ознаменовала новый виток развития тормозных систем и определила их перспективы.
Стабилизация
Как уже было отмечено, лавинообразно увеличиваются трафик и скорости, растут мощности моторов, а человек, при том что он венец творенья, не обладает молниеносной реакцией. Благо к середине 80-х к прекрасно зарекомендовавшей себя ABS добавился новый функционал нротивобуксовочной системы. Этот этап очень важен, так как стал промежуточным на пути создания революционной системы электронной стабилизации ESP, которая сегодня, по сути, выходит далеко за рамки сугубо тормозной системы.
Система ESP, представленная в 90-е, по определенному алгоритму распределяла тормозные усилия на разные колеса, удерживая автомобиль на дороге, при движении и маневрировании но мокрой/скользкой поверхности, препятствуя потере его управляемости.
Кстати, с 2011 года в Европе ESP является обязательной к установке на все транспортные средства, поскольку (как показывают исследования) она предотвращает более 80% аварий, вызванных заносами. Она аккумулирует в себе функции ABS и противобуксовочной системы, обеспечивая стабилизацию автомобиля и уверенное движение по безопасной траектории.
На сегодняшний день актуально 9-е поколение ESP. Его возможности гораздо шире, чем у первых итераций. Развитие системы продолжается, теперь она контролирует все важнейшие системы управления автомобилем, от противооткатной системы до адаптивного круиз-контроля с функцией stop&go, системы удержания автомобиля в полосе и даже системы динамической стабилизации, когда уже не только тормозное усилие, но и крутящий момент распределяется на каждое колесо по отдельности. Сегодня на блок управления ESP завязаны системы активного удерживания водителя и пассажиров (активные подголовники и ремни безопасности), датчики ESP также помогают в работе подушек безопасности. Разумеется, ESP нс управляет этими системами, но при формировании конкретного управляющего или корректирующего воздействия на автомобиль в целом или конкретную систему «мнение» ESP зачастую имеет решающее значение.
Распределение тормозных усилий
Идеологию ABS развивает система распределения тормозных усилий. Чаще всего она обозначается аббревиатурой EBD — Electronic brakeforce distribution, но поскольку у разных производителей функционал подобных систем может различаться, встречаются и другие сокращения.
Вообще, стоит сразу сказать, что в отношении названий электронных систем единообразия на рынке нет, за исключение разве что ABS, ESP. Поэтому никогда не будет лишним уточнить, что скрывается за теми или иными буквами и с технологической, и с функциональной точки зрения.
Отличие EBD от ABS в том, что она работает не только в момент экстренного торможения, но вообще всегда, когда автомобиль тормозит. В общем случае (нюансов довольно много) реализация выглядит так. Используя датчики ABS, EBD анализирует частоту вращения каждого из колес, чтобы индивидуально дозировать тормозное усилие на них, путем регулировки давления тормозной жидкости, подводимого к каждому из колесных механизмов. Благодаря этому, даже когда колеса находятся на разных по своим характеристикам поверхностях (сухие, сырые, сыпучие и проч.) и при разной загрузке транспортного средства, предотвращается занос и сокращается тормозной путь.
Может показаться, что EBD в чем-то похожа на ESP. На самом деле EBD — это как раз и есть составная часть современной ESP, но отвечающая за свою узкую сферу — распределение тормозных усилий.
A ESP, как мы поняли выше, это глобальная, многоуровневая структура, выходящая далеко за пределы тормозной системы.
Кстати, когда в своем автомобиле вы нажимаете кнопку деактивации ESP, вы отключаете не всю ESP целиком, а как раз только EBD (возможно, и еще какие-либо — зависит от каждого конкретного автомобиля). Но полностью ESP отключить невозможно, и это правильно.
Усилитель торможения Система усиления торможения (или система экстренного/аварииного торможения) довольно хитрая и главным образом адресована водителям с замедленной реакцией. Как ясно из названия (а маркетинговых названий у нее множество), она усиливает тормозное воздействие при резком, но слабом нажатии на педаль тормоза.
Посредством датчиков система определяет, насколько быстро и с каким усилием человек за рулем ударил по тормозам. И если понимает, что это был именно удар но тормозам в последний момент, стремительно увеличивает давление в гидроприводе тормозов, чтобы предельно сократить тормозной путь. В некоторых случаях система включает в себя радары и камеры, чтобы определить реальность угрозы. Также на рынке существуют итерации системы автоматического аварийного торможения. Важно, что последние поколения систем могут самообучаться, анализируя манеру вождения автовладельца.
Появились и усилители, которые, взаимодействуя с камерами и радарами адаптивного круиз-контроля, узнают расстояние до внезапно возникшего препятствия (пешехода, автомобиля и проч.) и рассчитывают нарастание тормозного усилия таким образом, чтобы избежать столкновения, не особо «насилуя» тормозную систему экстренными действиями. Хотя в данном случае корректнее говорить уже не просто об усилителе, а об имплементации соответствующего функционала в юрисдикцию ESP.
Электронная педаль
Электронная педаль не имеет прямой механической/гидравлической связи с тормозной системой/механизмами. Фактически это своеобразный датчик, перемещение которого преобразуется в электронный сигнал для блока управления. Проанализировав это сигнал, а также сигналы от других датчиков, среди которых датчик поворота рулевого колеса, датчик скорости, датчик поперечного ускорения и т.д., блок отдает управляющую команду клапанам, регулирующим давление в тормозном контуре.
Но на этом процесс не заканчивается. Важно получить еще и обратную связь, проконтролировав исполнение управляющего воздействия и оценив, насколько оно адекватно для каждого колеса. Далее следуют анализ и корректировка тормозных усилий.
Автономность
Анализируя эволюцию тормозной системы, невольно понимаешь, что все ее развитие обусловлено единственной целью — созданием благоприятных и технически реализуемых условий для обеспечения безопасного автономного вождения. Это значит, что требования к надежности, интеллектуальности и исполнительности электроники значительно возрастают. И не важно, говорим ли мы про автомобили с ДВС или электромобили с каким угодно источником электроэнергии, тормозная система должна будет работать безупречно.
Она не исчезнет из перспективных беспилотных транспортных средств, какими бы они ни были, пока они движутся по дорогам. Более того — основная нагрузка ляжет именно на нее, и если сегодня основным блоком управления в автомобиле является блок управления двигателем, то в автономном им, безусловно, станет блок управления тормозной системой.
Несомненно, возможности электропривода с точки зрения взаимодействия с колесами гораздо шире, нежели у ДВС, но решающее значение будет иметь функциональность тормозной системы. В этом смысле тормоза — это система вечной эволюции.
Возможно, в будущем она будет называгься как-то иначе, но по сути это будет тормозная система с расширенным функционалом, некий модуль, способный собирать информацию со всех систем авто, в том числе о текущей дорожной ситуации. Чтобы затем проанализировать данные, поступающие с сотен датчиков, с камер, радаров и лидеров и разослать исполнительным механизмам и системам сигналы, определяющие поведение ТС и режим его движения. (использован метериал журнала Автокомпоненты)
Как обычно, подходя к вопросу о различных поломках и неисправностях, их насчитывается огромное количество.
Газель схема тормозной системы
Однако, существует ряд проблем, с которыми водители сталкиваются гораздо чаще, по этой причине следует знать некоторые из них, например:
Этот список можно продолжать еще довольно долго, однако, тут приведены самые распространенные примеры проблем, которые испытывает тормозная система.
При любом проявлении хотя бы одной из них, следует незамедлительно обратиться к специалистам за диагностикой, иначе вы подставляете опасности не только свою Газель, но и всех ее пассажиров, в том числе и себя.
При эксплуатации автомобиля нужно: периодически проверять техническое состояние деталей влияющих на работоспособность тормозов. Таких как: тормозных барабанов, колодок, пружин, защитных чехлов. Входе эксплуатации и износа накладок тормозных колодок, зазор между колодками и барабаном поддерживается автоматически и нет необходимости в его регулировке. Износ тормозных накладок контролируется через специальное смотровое отверстие, которое расположено в защитном щите, предварительно нужно class=’ipsHr’>
Перед началом проведения работ по ремонту задних тормозных механизмов необходимо очистить их от грязи, а так же продуктов износа и продуть сжатым воздухом. Разбирать задние тормоза необходимо в следующей последовательности: – снять тормозные колодки (см. подраздел «Замена колок тормозных механизмов задних колес»); – от цилиндра отсоединить трубопровод, снять цилиндр и разобрать его. Для того что бы разобрать цилиндр необходимо снять резиновые защитные колпаки. После class=’ipsHr’>
Ремонт диска проводится в том случае, если на его рабочей поверхности имеются не очень глубокие риски или в том случае, если его биение составляет не более 0,15 мм. Проверку осевого биение проводят специальным индикатором при его вращении. В остальных случаях проводится замена диска на новый. Снятие тормозного диска осуществляется в следующем порядке: — поставить автомобиль на ручной тормоз и установить под задние колеса противооткатные упоры; — ослабить гайки крепления пер class=’ipsHr’>
Снятие гидроагрегата АБС с автомобиля делается в следующей последовательности: — отключить штекер колодки жгута проводов АБС от разъема 4 (см.рис. ниже) гидроагрегата; — открутить и отсоединить от гидроагрегата 5 все шесть трубопроводов; — немного открутив и ослабив три гайки 2 (см.рис. ниже) на которые крепится гидроагрегат к кронштейну 3(см.рис. ниже) и снять скрепления гидроагрегат. Установка гидроагрегата АБС проводится в следующем поряд class=’ipsHr’>
Для нормальной и долговечной работы тормозной системы и системы сцепления, нужна периодическая замена тормозной жидкости, так как при эксплуатации автомобиля тормозная жидкость из атмосферы впитывает влагу, что снижает её температурные характеристики, а также вызывает коррозию на деталях тормозной системы, таких как цилиндры и поршни. Тормозную жидкость необходимо менять в тормозной системе и в сцеплении с регламентом прохождения ТО описанным в «Сервисной книжке»
Обслуживание тормозной системы на автомобиля марки ГАЗ включает в себя проведение плановых работ, предусмотренных регламентом ТО, а также работ, связанных с поддержанием работоспособности тормозной системы и автомобиля в целом. При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять исправность аварийной сигнализации тормозной системы (уровень тормозной жидкости), герметичность привода тормозов, исправность рабочей тормозной системы и системы ручного тормоза. Не допускается даж class=’ipsHr’>
Педаль тормоза. Тормозная педаль 2(см.рис ниже) устанавливается на втулке 10 на кронштейне педали 3, который прикручивается к щитку передка кабины. Сам кронштейн прикручивается шестью гайками к щитку, где четыре гайки закрепляют одновременно и тормозной модуль 1. К тормозной педали присоединяется на шарнире толкатель вакуумного усилителя. На также крепится и выключатель 11 сигнализатора торможения. У соединения тормозной педали с втулкой устанавливаются пластиковые class=’ipsHr’>
После замены тормозной жидкости, а также при попадании в систему воздуха и после проведения ремонтных работ связанных с разгерметизацией тормозной системы, обязательно нужно прокачивать тормозную систему и удалить весь попавший туда воздух. В автомобиле ГАЗель тормозной модуль состоит из двух независимых гидравлических контуров, каждый из которых необходимо прокачивать отдельно. Вначале нужно проводить прокачку тормозного механизма, который более удален от главного цилиндра, то есть располо class=’ipsHr’>
Ход педали тормоза увеличен. Причина неисправности Метод устранения Завоздушенность в системе гидропривода Прокачать тормозною систему Течь тормозной жидкости Проверить резьбовые соединения найти и устранить течь. Педаль без увеличения усилий медленно опускается при включенном ручном тормозе. Главный цилиндр перепускает ж class=’ipsHr’>
[spoiler title=»Источники»]
[/spoiler]