Немецкие КПП ZF на грузовых автомобилях КАМАЗ

    Описание модели

    Коробка передач ZF 16S1650 МАЗ механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и двухступенчатого демультипликатора. Оснащена резервным насосом рулевого управления с приводом от ведущих колес, который обеспечивает работоспособность гидроусилителя руля в случае отказа основного насоса ГУРа.

    КПП ZF 16S1650 устанавливается на грузовиках повышенной тонажности МАЗ: 544008, 643008 и других.

    Технические характеристики

    ХарактеристикаЗначение

    Передаточные числа 11,64-0,83
    Максимальный входной крутящий момент, Н*м: 2200
    Вес устройства *404 кг.(*Зависит от заправки маслом и типа упаковки)
    Габариты, Ширина x Длина x Высота, мм 1500 x 960 x 790

    Устройство и принцип работы

    Каждая разновидность коробки передач ZF на КамАЗ имеет свое устройство. Так, 6-ступенчатые модели ZF 6S — механические, имеют синхронизаторы на 1, 2, 3, 4, 5 и 6 передачах.

    Ступенчатый редуктор

    КПП ZF 9S1310 включает:

    • 4-ступенчатый редуктор с пониженной скоростью и обратным ходом с кулачковыми муфтами;
    • планетарный демультипликатор, удваивающий количество передач.

    В результате образуются 9 скоростей для езды передним ходом и 1 — задним. 4-ступенчатая часть характеризуется механическим переключением и имеет сервошифт. Схема переключения передач — «двойное Н» или «каскадное Н».

    Демультипликатор имеет клапан и пневмоцилиндр двойного действия и обеспечивает:

    • при «двойном Н» — автопереключение при перемещении из ряда 3/4 в 5/6 и наоборот;
    • при «каскадном Н» — преселекторное переключение на рычаге переключения передач.

    В коробках передач ЗФ Ecomid шестерни приводятся в действие синхронизаторами, процесс осуществляется такими способами:

    • без двойного выключения сцепления при установке с низших на высшие скорости;
    • без участия акселератора и выключения сцепления при переходе с высших на низшие передачи.

    КПП ZF 16 была создана для тяжелых грузовиков, ведь чем больше дифференциация ступеней, тем меньше нагрузки оказывается на двигатель, автомобиль быстрее разгоняется. Конструкция коробки передач зф 16 с 151 предполагает наличие синхронизатора, что намного упрощает процесс переключения передач, продлевает срок работы двигателя, сцепления и самой КПП.

    Важно помнить, что ремонт грузовиков лучше осуществлять в специализированном боксе, чтоб в последствии не возникло проблем на дорогах. Мастера специализирующиеся именно на ремонте грузовых автомобилей понимают разницу между ремонтом легковых и грузовых машин.

    Скоростная модель

    16-скоростная модель КПП ZF 16S151 состоит из:

    • редуктора;
    • демультипликатора;
    • переднего делителя.

    Редуктор представляет собой синхронизированный узел с 4 передачами, имеющий переключающие валы заднего или переднего моста, сервоустройство Servoshift. Включение задней скорости обеспечивается зубчатой муфтой, установка передач — по схеме «двойное Н» или «налагающееся Н».

    Демультипликатор переключает скорости в 2 режимах:

    • при переходе между 3/4 и 5/6 и наоборот, осуществляемом по схеме «двойное Н»;
    • с помощью преселектора по схеме «налагающееся Н».

    Сервошифт — пневмомеханический орган управления с главным цилиндром.

    Для осуществления переключения необходимо пневмоусиление. КПП может быть укомплектована коробкой отбора мощности и гидродинамическим тормозом-замедлителем. При большем количестве скоростей уменьшается нагрузка, перемещение транспорта по дороге становится ровнее, на 15% понижается расход топлива.

    Компания ZF: история и производственные мощности

    Трансмиссия ZF коробка

    Начнем с того, что ZF является немецким производителем, а коробки передач и другая продукция данного немецкого концерна хорошо известны по всему миру. Агрегаты и узлы ЗФ активно используются как немецкими автопроизводителями, так и другими.

    Более того, КПП ZF ставятся даже на российские автомобили. Сегодня ZF входит в тройку крупнейших производителей комплектующих для автомобилей в Германии и пятнадцати крупнейших мировых поставщиков деталей, агрегатов и узлов для авто в мире.

    Компания ZF имеет богатую историю. Полное название Zahnradfabrik GmbH, что дословно означает «завод шестерен». С самого начала данная компания, которую зарегистрировали еще в далеком 1915 году, специализировалась на производстве шестерен и коробок передач для летательных аппаратов, автомобилей и судов.

    Завод был построен в городе Фридрихсхафен (Германия), где еще в 1908 г. базировалось предприятие Цеппелин. Фактически, мощности данного предприятия легли в основу ZF. По состоянию на сегодня компания произвела большое количество коробок передач как для обычных городских авто и  гоночных машин, так и для грузовиков, автобусов и спецтехники.

    Кстати, концерн ZF стал использовать данное название официально только в начале 90-х. При этом компания уже давно выпускала достаточно широкий ассортимент продукции, а не только шестерни и КПП.

    Сегодня мощности компании находятся в разных странах мира, так как с 1958 г. компания ZF начала активно развиваться, открывая заводы за пределами Германии. Для справки, в составе концерна ZF отмечены более 120 заводов, которые находятся на территории 27 разных стран.

    Кстати, в РФ с 2005 года успешно работает совместное предприятие ZF и «КАМАЗ», известно как ZF KAMA из города Набережные Челны. Данное предприятие производит КПП для отечественных грузовиков.

    При этом основные мощности традиционно расположены в Германии, среди которых можно выделить 3 ведущих в отдельных направлениях. Прежде всего, ZF Friedrichshafen является штаб-квартирой и главным заводом по производству КПП и узлов шасси для грузовых авто.

    Также следует отметить ZF Saarbruecken, специализацией предприятия является разработка и выпуск КПП, а также шасси для легковых авто. Параллельно внимания заслуживает и ZF Passau, где объединены два предприятия по производству КПП и мостов для автобусов, а также дорожной и строительной техники.

    Коробка передач ZF

    ZF АКПП

    Продукция ZF сегодня включает в себя большой список элементов трансмиссии, шасси, ходовой части для грузовиков, легковых авто и спецтехники. Компания ЗФ изготавливает МКПП на различные виды техники, АКПП для легковых авто и грузовиков, сцепление, ведущие мосты, ГУР, редукторы и т.д.

    При этом многие агрегаты ZF выпускается под собственной маркой, благодаря чему компания имеет большую популярность. Например, ресурс МКПП ZF и надежность коробок передач для грузовых и коммерческих авто (линейка Ecolite, Ecosplit, Ecomid) делают данный бренд весьма узнаваемым.

    Не отстают по популярности и АКПП (AS Tronic для грузовиков, eTronic, AS Tronic lite, коробки автомат Ecomat). Также продукция ZF активно устанавливается на модели Volkswagen, Audi, BMW, Renault, Iveco, MAN и DAF и т.д. При этом с АКПП ZF принято ассоциировать надежность, известное немецкое качество и большой ресурс агрегатов.

    Коробка — автомат ZF

    Коробка ZF 8HP

    Коробка передач ЗФ «механика» традиционно считается надежным решением с большим ресурсом. При этом сегодня ничего особенного в этом нет, так как кроме немцев качественные МКПП выпускают и другие производители. Другое дело, коробки автомат.

    На фоне конкурентов АКПП ZF не уступают, а в отдельных аспектах даже превосходят автоматы других производителей. Кстати, первыми по достоинству оценили коробки автомат ZF именно в компании BMW, которая начала массово устанавливать КПП данного производителя на свои модели, начиная с престижных БМВ 7-й серии и заканчивая компактными BMW первой серии.

    Что касается современных версий автоматов, следует отдельно упомянуть популярную 8-ми ступенчатую автоматическую коробку передач ZF. Данная восьмиступенчатая АКПП сегодня остается востребованной даже с учетом появления большого количества РКПП и вариаторов. При этом 8-и ступенчатая коробка автомат ставится не только на BMW, ее можно встретить на премиальном Bentley и многих других авто.

    Естественно, с выходом первой версии такой коробки (6-и ступенчатой) на рынок в 2009 году многие производители, следуя мировой тенденции покупки агрегатов у сторонних производителей с целью удешевления производства,  немедленно обратили внимание на новинку от ZF. В результате АКПП ЗФ появилась на многих авто с автоматом.

    Первой версией стал 6-и ступенчатый автомат, который получил большую популярность, после чего была выпущена вторая версия данного агрегата, но уже на 8 ступеней. Обновленная трансмиссии ZF была представлена в 2014 г. Давайте рассмотрим, почему 8-и ступенчатая АКПП стала бестселлером.

    • Итак, хорошо известно, что достаточно долго автоматические коробки АКПП имели всего 3 передачи для движения вперед. Конструкция надежная и проверена временем. Однако есть и минусы, главным из которых являются потери, снижение КПД автомата, увеличение расхода топлива.

    Далее инженеры стали усложнять автомат, появилась четвертая передача, стала активно использоваться блокировка гидротрансформатора и т.д. Но и этого оказалось недостаточно, чтобы успешно конкурировать с «роботами» и вариаторами. Именно по этой причине в АКПП передач стало еще больше, что необходимо для повышения КПД трансмиссии, а также для экономии горючего и снижения уровня вредных выбросов в атмосферу.

    Если просто, чем больше передач имеет ступенчатая коробка, тем  производительнее и экономичнее такая трансмиссия работает в паре с двигателем, позволяя мотору «крутиться» в диапазоне оптимальных оборотов. Естественно, расход топлива уменьшается, снижается количество вредных выбросов. Также машина становится более «эластичной» при езде, ступенчатая коробка с большим количеством передач обеспечивает высокую плавность хода.

    Такой подход позволил сохранить все плюсы «классического» автомата, при этом по ряду показателей и характеристик не уступать CVT и преселективным роботам с двойным сцеплением. Фактически, компания ZF в условиях жесткой конкуренции разработала действительно легендарную 8-и ступенчатую автоматическую коробку.

    Блокировка гидротрансформатора
    Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое блокировка гидротрансформатора. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и назначении блокировки ГДТ, а также об основных проблемах «бублика» АКПП, которые связаны с блокировкой гидродинамического трансформатора.

    Указанный 8-ми ступенчатый автомат ZF модно считать «универсальным», так как трансмиссия ZF может стоять на авто с различным типом привода (передний, задний, полный привод). Агрегат может ставиться в паре с бензиновыми моторами, а также и дизельными. Еще коробка ZF может ставиться и на гибридные авто. Также  8-ми ступенчатая коробка получила расширенный диапазон выходной мощности.

    В результате коробку автомат ZF можно ставить в паре с любым типом двигателя с разной мощностью и крутящим моментом, независимо от расположения ДВС, продольно или поперечно, а также на машины с разным типом привода.

    Еще можно выделить уникальное ПО данной АКПП, что позволяет самому производителю автомобиля адаптировать настройки под разные модели. Естественно, большинство производителей  приняли решение купить коробку ZF вместо разработки собственной АКПП. Данный агрегат активно разошелся по всему миру.

    Например, такую КПП можно встретить на BMW, Alfa-Romeo, Alpina, Aston Martin, Audi, Bentley, Chrysler, Iveco, Jaguar, Jeep, Land Rover, Maserati, Range Rover, Rolls-Royce, Volkswagen и т.д.

    Переключение КПП ZF на автомобилях КамАЗ

    Для того, чтобы продлить срок эксплуатации КПП, а также снизить расход топлива необходимо использовать наивысшую передачу, а также осуществлять движение при средней скорости вращения коленвала.

    КамАЗ 6520 оснащен коробкой передач зф16. На рисунке изображена схема переключения передач:

    Схема переключения КПП ZF КамАЗ

    Коробка передач имеет синхронизатор, который облегчает переключение. Ряд 3-4 и 5-6 являются нейтральными в схеме «двойное Н». Для того, чтобы выбрать ряд 1-2 или 7-8, необходимо переместить рычаг в направление нужного ряда.

    Порядок переключения передач для схемы «налагающаяся Н» будет немного иным. Холостой ход осуществляется в рядах 3-4 и 7-8. Так же, как и в предыдущем случае, переключение на ряд 1-2 и 5-6 осуществляется путем направления рычага в сторону этого ряда. В среднем положении ряда рукоять возвращается в исходное положение. Переключение на ZF 9 происходит таким же путем.

    Как правильно переключать

    Производителем КПП ZF16 подготовлены рекомендации по эксплуатации. Можно найти множество схем с пояснениями, наглядно показывающими, как правильно переключать.

    Начало движения необходимо осуществлять только на 1 передаче. Включать передачи нужно при выключенном сцеплении (педаль нажата до упора). Также важно учитывать, что переключение должно осуществляться при минимальной скорости холостого хода.

    Передачи переключаются рычагом в соответствии со схемой. Замедляясь, необходимо переключать передачи в строгой последовательности от 8 до 1. Запрещается при скорости выше 30 км/ч переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший.

    Чтобы перейти с ускоряющей передачи на замедляющую в делителе (и наоборот) необходимо поднять/опустить переключатель управления делителем, удерживать 1 секунду и опустить педаль сцепления – передача переключится автоматически.

    КПП ZF 16 была создана для тяжелых грузовиков, ведь чем больше дифференциация ступеней, тем меньше нагрузки оказывается на двигатель, автомобиль быстрее разгоняется. Конструкция коробки передач зф 16 с 151 предполагает наличие синхронизатора, что намного упрощает процесс переключения передач, продлевает срок работы двигателя, сцепления и самой КПП.

    Обслуживание и ремонт

    КамАЗы с автоматическими и механическими коробками ZF должны проходить техническое обслуживание (ТО) в условиях автосервиса, иначе возможны проблемы с гарантией. ТО заключается в замене масла. Периодичность зависит от типа КПП и условий эксплуатации машины. Чаще всего замена ГСМ производится через 45-90 тыс. км пробега, при особо сложных условиях эксплуатации — не реже 1 тыс. рабочих часов.

    Что необходимо для продления срока эксплуатации КПП

    Для того, чтобы избежать поломки, необходимо следовать рекомендациям по эксплуатации, данным производителем.

    Необходимо правильно переключать передачи, в соответствии со схемами (двойная или каскадная Н).

    Также важно регулярно проверять уровень трансмиссионного масла, менять его каждые 30 тыс. км пробега. О том, какое масло необходимо для конкретной модели КПП, производители всегда сообщают.

    Зимой очень важно прогреть коробку передач, иначе загустевшее масло не сможет достаточно хорошо смазать детали, что приведет к их преждевременному износу.

    Начинать движение всегда нужно на 1 передаче, переключение должно осуществляться при выключенном сцеплении.

    Также важно своевременное ТО, во время которого проверяются и при необходимости регулируются все элементы трансмиссии.

    Контроль уровня

    Заправочные объемы указаны на заводской табличке, расположенной сбоку КПП. Перед заполнением емкости сливают отработку, заливают трансмиссионную жидкость через отверстие. Проверка уровня масла осуществляется так: уровень считается правильным при достижении нижней кромки контрольного отверстия или при вытекании материала из него.

    Как выбрать масло

    Какое масло выбрать

    В коробки ZF 9S1310 ТО и ZF 16S151 подходит масло, соответствующее перечню смазочных материалов TE-ML 02. Его можно узнать во всех пунктах ТО компании. Производитель рекомендует использовать масло для трансмиссии ZF-Ecofluid M.

    Как подобрать масло

    Объем масла в коробке ZF 9 составляет 9 л, на КамАЗ ZF 16 для стандартного монтажа — 11 л, при замене — 8 л.

    Неисправности и их устранение

    Если включение передач затруднено, причина — неполное выключение сцепления. В данном случае его регулируют и проверяют клапан, к которому подключается делитель. Клапан подключения должен быть всегда чистым и не закрываться. При неправильной настройке устройства возможно разрушение синхронизатора.

    Ремонт коробки

    При попадании ржавчины, конденсата и других загрязнений из системы ресивера в клапаны и цилиндры КПП самостоятельно отключается. Устанавливают заблаговременно отвод конденсата из пневмоочистителя с водоотделителем, если он отсутствует. Слив выполняют 1 раз в неделю, зимой каждый день.

    При самопроизвольном выключении передач в делителе регулируется ход рычага механизма.

    К характерным поломкам КПП ZF относится самопроизвольное выключение демультипликатора, посторонние шумы при его включении. Проблема может возникнуть из-за неправильной эксплуатации: переключение передач на S при скорости выше допустимой выходит из строя синхронизатор или его отдельные детали.

    Коды ошибок АКПП ZF

    Коробка передач-автомат ZF AS-Tronic может сообщать о возникших неисправностях. Для того, чтобы устранить неполадку, достаточно сопоставить код с возможной причиной поломки.

    Некоторые коды ошибок SPN:

    • 2 – возникло короткое замыкание в переднем делителе (клапан Y2)
    • 10 – отсутствует давление воздуха на главный клапан
    • 13 – короткое замыкание в цепи подключения КОМ
    • 21 – произошло быстрое замыкание сцепления
    • 27 – нет сигнала в шину CAN
    • 35 – неисправность выхода клапана Y3 (передний делитель)
    • 63 – неполадка при отключении КОМ

    Замена масла

    Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный — ежегодно. Если автомобиль Камаз с коробкой ZF эксплуатируется на строительных площадках или в тяжелых погодных условиях, то замену масла рекомендуется производить через 45 тыс. км. пробега или через 1000 моточасов работ двигателя.

    Периодичность замены масла

    • Тяжелые условия эксплуатации:
      • 02A — 1 год или 60 000 км.
      • 02B, 02C, 02H — 1 год или 120 000 км.
      • 02D, 02E, 02L — 2 года или 240 000 км.
    • Магистральные перевозки:
      • 02A — 1 год или 90 000 км
      • 02B, 02C, 02H — 1 год или 160 000 км.
      • 02D, 02E, 02L — 2 года или 300 000 км.

    Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм. Залейте масло через маслозаливное отверстие до тех пор, пока уровень его не достигнет нижнего края отверстия или будет уже выливаться из него.

    Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.

    Проверка сцепления

    Для того, чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, должно безупречно работать и сцепление. Для его проверки сделайте следующее:

    • На холостых оборотах выжмите сцепление.
    • Не позднее чем через 20 секунд медленно и аккуратно включите заднюю передачу.

    Если при этом будет слышен скрежет, то сцепление нужно регулировать или полностью проверить его работоспособность.

    Вентиляция КПП

    Т.к. при движении автомобиля в коробке передач происходит нагрев масла, то внутри образуется повышенное давление. Для сброса излишнего давления вверху корпуса коробки есть специальный сапун. Периодически проверяйте его чистоту.

    Заводская табличка

    Заводская табличка расположена в верхней части корпуса коробки передач. Обычно от туда вам потребуется только три позиции:

    1. Номер КПП по спецификации.
    2. Тип КПП.
    3. Серийный номер КПП.

    Отбор мощности на КАМАЗ с КПП ZF:

    Для модернизации или ремонта бывает необходимость приобретения необходимых комплектующих. В нашем каталоге вы можете подобрать коробку отбора мощности на КПП Камаз или ZF устанавливаемых на Камаз и комплектующие для их установки. Мы так же продаем гидрооборудование для установки на шасси.

    Вот разделы каталога ,где вы без труда сможете подобрать необходимое для установки дополнительного оборудования комплектующие и узлы ,

    • Вал отбора мощности
    • Коробка отбора мощности
    • Гидронасос необходимой производительности

    Коробка отбора мощности для КПП ZF прямая
    Вал отбора мощности на КПП ZF камаз

    Отзывы о ремонте АКПП в компании ZFMaster


    «Я из Мурманска, автомобиль Рендж Ровер Спорт 3.6, пробег 230 тыс км. Последние 60 тыс км беспокоила сильная дрожь, долго думал куда обратиться, мониторил рынок. Выбрал зфмастер, в июне поехал с семьей на юг с остановкой в Москве чтоб отремонтировать акпп. Приехал в Москву ночью с 4 на 5 июня, в 8:30 был в зфмастер уже. Обещали за один день сделать и сделали. Уже съездил на юг и вернулся в Мурманск.» Сергей
    СергейОпубликовано на yell.ru «Пока я ожидал свой автомобиль в офисе, они все сделали всего за 4 часа. Оплатил столько, сколько и было оговорено изначально. Все обошлось, если не изменяет мне память, в пределах 76 тысяч. Гарантия на год, гарантийный талон на руки. Планирую приехать масло заменить. Всем вполне доволен, особенно мастер у них супер.»

    Василий Валентир
    Василий ВалентирОпубликовано на yell.ru «Я пользовалась их услугами, но ощутить в полной мере не смогла по причине угона машины. Ездила 5 дней и нареканий не было, даже показалось что помягче стала. Многие из клуба делали там коробки, все норм было. Рекомендации у них отличные. Бешеный Эд, Кот в Бочке у них можешь спросить. По моим ощущениям абсолютно норм все делают…»

    Валерия
    ВалерияОпубликовано на audi-club.ru «Ремонтировал акпп в зфмастере, все очень понравилось, парни выполняют работу профессионально быстро, располагаются в очень удобном месте, 500 метров 3-е кольцо, всего в 10 минутах от центра

    Пётр Зимин
    Пётр ЗиминОпубликовано на yell.ru «Долго читал отзывы. Много общался с разными конторами. После жёсткого кастинга выбрал зфмастер, так как до этого ещё 11 лет назад ремонтировал у них акпп на бмв е32. Коробку мне сделали тогда в течении дня .Для того времени это был нонсенс. Я даже сперва в это не поверил. Но прошло уже куча времени а оказывается в этой фирме до сих пор работают те же самые мастера. Сейчас у меня х6. Делал её где-то месяц назад. При ремонте присутствовал и всё видел своими глазами. Заплатил 80тыс.руб. Месяц ездит машина просто как новая. Даже то что мне не нравилось изначально в работе акпп они устранили. Всем советую. Вот они точно профи.»

    Виктор Ломтюгов
    Виктор ЛомтюговОпубликовано на yell.ru «Владею сервисом в Ставрополе, работаю по коробкам только с ЗФмастером. Все быстро, четко, проблем нет никаких, а главное фиксированная цена, что и мне удобно объявляя тоже фиксированную цену своим клиентам.»

    Иванович
    ИвановичОпубликовано на yell.ruПредыдущаяСледующая

    Что в итоге

    С учетом приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что далеко не всегда авто производители самостоятельно разрабатывают и изготавливают узлы и агрегаты для своих авто. Закупка готовых коробок передач, элементов ходовой части и других агрегатов и узлов позволяет заметно удешевить производство.

    АКПП Jatco СVT
    Рекомендуем также прочитать статью о том, что представляет собой производитель АКПП Jatco. Из этой статьи вы узнаете о компании Джатко, а также почему автомат Jatco и вариатор принято считать одними из самых популярных и надежных в мире. Результатом такого подхода является использование агрегатов, которые выпускают ведущие мировые бренды, специализирующиеся на производстве коробок передач, ГУР, мостов и т.д. При этом если речь идет о КПП, среди лидеров можно выделить ZF, Aisin, Jatco.

    Напоследок отметим, что пример 8-и ступенчатой коробки автомат ZF наглядно демонстрирует возможность широкого распространения одного агрегата по всему миру и возможность его установки на модели авто разных марок и производителей.

    [spoiler title=»Источники»]

    • https://dvigatelkama.ru/korobka-peredach-zf-16s1650-maz/
    • https://SpecMahina.ru/kamaz/kpp-zf.html
    • http://KrutiMotor.ru/korobki-peredach-zf/
    • https://miniteh.com/articles/Informaciya/Nemeckie-KPP-ZF-na-gruzovyh-avtomobilyah-KAMAZ
    • https://gearbox-zmt.online/kpp-zf-na-kamaz/
    • https://www.zfmaster.ru/

    [/spoiler]

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru

    Обсуждение закрыто.

    Наверх
    Adblock
    detector