Как и при многих других неисправностях, причины высоких холостых оборотов двигателя следует искать от простого к сложному. На самом деле, причин этих может быть немало, но среди них можно выделить наиболее распространённые:
Как видим, эти причины достаточно «размазанные», и их следует конкретизировать. Но первое, что необходимо сделать — это стандартная процедура — заглушить автомобиль, снять отрицательную клемму аккумулятора на 15-20 секунд, затем подсоединить его обратно и проверить, осталась ли проблема.
Итак, если причиной высоких холостых оборотов стало излишнее попадание воздуха в двигатель, то здесь в первую очередь следует проверить тросик дроссельной заслонки. Из-за него заслонка может оставаться излишне открытой на холостых оборотах, вследствие чего и растут последние. Это происходит, так как «мозги» двигателя видят, что в коллектор поступает много воздуха (точнее, кислорода), и потому корректируют подачу топлива, увеличивая её. В результате на холостом ходу растут обороты двигателя. Помочь в этом случае может очистка дроссельной заслонки специальными химическими средствами.
Больше воздуха в коллектор может поступать и из-за нарушения герметичности в системе забора воздуха. В этом случае следует проверить все вакуумные магистрали, сапуны головки и все участки магистрали движения воздуха в двигатель на предмет подсасывания воздуха. Прислушайтесь к шипящим звукам, что может являться ключевым индикатором утечки вакуума и подсоса воздуха.
В этом случае причина кроется в одной из деталей системы зажигания — тоже достаточно частая причина проблемы с оборотами. Здесь следует проверить и при необходимости заменить крышку распределителя, провода зажигания или элементарно свечи зажигания.
Здесь абсолютное большинство причин кроется в самом дозирующем устройстве. Высокие обороты холостого хода в этом случае обусловлены:
Причина плавающих оборотов может крыться в поврежденной крышке распределителя зажигания, высоковольтных проводах или свечах. Эти элементы стоит проверить и при необходимости заменить.
Также стоит отметить и совсем банальные причины, свойственные обоим типам двигателей: неправильная регулировка привода педали акселератора и заедание её самой, связанное с коррозией вала крепления, пружины из-за долгого простоя авто.
Проверка впускного коллектора на герметичность
Подсос избыточного воздуха может стать причиной высоких оборотов холостого хода. Причём, в зависимости от места проникновения избытков воздуха во впускной коллектор, обороты холостого хода либо будут просто повышенными, либо начнут «плавать» – подниматься и падать почти до остановки двигателя.
Если холостые обороты «плавают», то скорее всего имеет место подсос воздуха во впускном коллекторе.
Если имеет место просто нарушение герметичности прокладок впускного коллектора, повреждение вакуумных шлангов или уплотнительных колец, то обороты будут «плавать». Происходит это вследствие того, что количество бензина, подаваемого в цилиндры, будет постоянным, а качество смеси становиться то «богаче», то «беднее». При достижении некоей критической величины (содержания воздуха в топливной смеси) мотор начнёт сбавлять обороты – вплоть до остановки. Но при снижении числа оборотов количество воздуха, поступающего в коллектор, уменьшится, т. е. смесь обогатится и двигатель «оживёт» – обороты холостого хода будут повышаться. Так будет продолжаться пока не устранить герметичность впускного коллектора. На турбированных двигателях подсос воздуха может осуществляться также и через повреждения в интеркулере или соединения воздушных патрубков. При значительном подсосе (например, если соскочил патрубок с интеркулера) двигатель начинает работать со свистящим (или шипящим) звуком. Но иногда выявить место нарушения впускного тракта можно лишь, перекрывая подачу воздуха во впускной коллектор в разных местах по очереди – от воздушного фильтра до самого коллектора.
У дизельных силовых агрегатов плавающие обороты на рабочих режимах чаще всего появляются из-за образования коррозии на плунжерах топливного насоса высокого давления. Ржавчина на этих деталях появляется ввиду наличия в топливе воды. Из-за этого же обороты дизельного двигателя плавают и на холостом ходу.
Последствиями этих рассмотренных причин становятся:
Чтобы предотвратить такие последствия, необходимо регулярно проверять функционирование рассмотренных датчиков и систем. Если неисправность все-таки произошла, то следует сразу принимать меры к ремонту.
Рассмотренные причины плавающих оборотов мотора являются только основными, и существует еще много других причин. Они помогут понять работу автомобиля, и не допустить лишних трат денег на автомастерские. Не ориентируясь в особенностях работы силового агрегата, мы можем подвергнуться мошенническим действиям со стороны мастеров по ремонту автомобилей. Часто дешевый ремонт превращается в большие финансовые затраты, которых можно было не совершать. Следует изучить более подробно устройство и работу своей машины, и она ответит вам длительным сроком службы.
Здесь всё гораздо сложнее: работа инжекторного двигателя связана с множеством датчиков, ЭБУ и другими элементами силового агрегата, в частности, топливной системы. Но обо всём по порядку.
Если это устройство неисправно, мотор может глохнуть на холостом ходу, либо его обороты будут плавать, совершая скачки примерно в диапазоне 600-1200 об/мин. Поэтому необходимо убедиться в работоспособности устройства. Сделать это можно при помощи мультиметра. Ход действий:
Т. е. датчик положения дроссельной заслонки, отвечающий за количество топлива, смешивающегося с воздухом. Если подача горючего будет производиться неправильно, ЭБУ автоматически даст команду и число оборотов на холостом ходу повысится. Поэтому необходимо проверить ДПДЗ:
Для демонтажа достаточно открутить пару винтов крепления. Далее отсоедините торец оси заслонки и, вращая новый датчик, совместите отверстия, чтобы ввернуть винты. Наденьте разъем.
После окончания работ необходимо удалить ошибку из памяти контроллера. Для этого снимите клеммы с аккумулятора на срок, больший, чем 8 часов. Если ошибка не обнулилась, попробуйте проехаться в щадящем режиме, чтобы ЭБУ сбросил ее сам. Если опять неудача – придется обращаться в автосервис (понадобится мотортестер).
Заклинивание этого механического устройства приведет к увеличению количества воздуха, подаваемого в цилиндры. В итоге опять сработает ЭБУ и станет повышать объем топлива для баланса смеси. Для решения проблемы снимите заслонку и прочистите ее химическими средствами. Если результата нет, деталь придется заменить.
Как показывает практика, это устройство довольно часто ломается, т. к. постоянно подвергается температурным перепадам. Его нужно проверить:
После проверок рекомендуется сбросить ошибки ЭБУ, как это было указано выше в разделе о ДПДЗ.
В ходе эксплуатации это устройство постепенно покрывается масляной пленкой, что может привести к выходу из строя термоанемометра – элемента, отвечающего за определения количества воздуха. Если устройство не справляется со своей задачей, ЭБУ получает неверную информацию и движок начинает увеличивать обороты.
Повышенные обороты могут быть и из-за загрязненного воздушного фильтра.
Он может иметь деформации или пробой прокладки. Повышение оборотов на холостом ходу свидетельствует о подсосе воздуха.
Чтобы устранить неисправность придется снимать коллектор. После демонтажа внимательно его осмотрите: деформация может влиять и на прогрев двигателя, его пуск и другие факторы. Повреждения устраняются при помощи шлифовки, что предпочтительнее делать в условиях автосервиса.
Неправильная работа ЭБУ тоже влияет на повышенные холостые обороты. Для восстановления нормального функционирования «мозгов» потребуется специальный кабель, компьютер и программное обеспечение.
Самостоятельно здесь «ковыряться» крайне не рекомендуется: лучше довериться специалистам. На практике, после непрофессионального вмешательства «самоделкиным» всё равно приходится следовать в профильный техцентр для устранений последствий своих же «усовершенствований».
Хоть и редко, но он тоже может стать причиной увеличенных оборотов ДВС на ХХ. Почему так происходит? Если этот агрегат вырабатывает недостаточно тока, ЭБУ даст команду на более сильную раскрутку двигателя, чтобы довести напряжение до нормы. В итоге обороты увеличатся.
Она нужна для удаления через специальный клапан картерных газов, чтобы не допустить повышения давления сверх нормы.
Если вы сумеете найти клапан PCV, то осторожно пережмите пассатижами подходящую к нему трубку: при работающем двигателе обороты должны слегка понизиться. Если этого не произошло, устройство нужно заменить.
Не все авто оснащаются подобной «штуковиной», но именно она может являться «виновницей» высоких оборотов ДВС на холостом ходу, которые могут «автоматически» понижаться и повышаться. Здесь может появиться подсос воздуха из-за нарушения герметичности прокладки роторного вала. Такой же эффект может дать износ деталей турбокомпрессора (например, подшипников).
Очистка дроссельной заслонки
Совсем другая ситуация получится, если будет поступать не просто лишний воздух, а топливовоздушная смесь – например, через щель, образовавшуюся в результате неплотного закрытия дроссельной заслонки. В таком случае высокие холостые обороты двигателя будут устойчивыми. В топливных системах некоторых двигателей предусмотрена полуавтоматическое регулирование подачи топлива в режиме прогрева двигателя – за счёт него большие обороты холостого хода поддерживаются до тех пор, пока не прогреется мотор до заданной температуры. Топливо подаётся по каналу, «обходящему» дроссельную заслонку. Такой канал может закрываться/открываться различными способами – клапан в нём имеет либо электрический привод (соленоид), либо он может быть устроен подобно термореле холодильника – когда двигатель прогревается, то запирается канал.
При высоких холостых оборотах следует проверить весь узел дроссельной заслонки с датчиками и регулятором ХХ.
В любом случае, такой клапан может сломаться, и тогда во впускной коллектор всегда будет поступать избыточное топливо, что будет причиной больших оборотов холостого хода уже после того, как двигатель прогреется. Во всех таких случаях в первую очередь нужно снять корпус дроссельной заслонки и промыть его специальным раствором – в магазинах подобной «химии» продаётся немало. После промывания нужно тщательно осмотреть узел – особенно на предмет заедания или, напротив, излишней разболтанности дроссельной заслонки. Дроссельные заслонки некоторых инжекторных двигателей имеют, кроме того, винт для регулировки холостого хода двигателя или ограничения закрытия заслонки – следует обратить внимание и на них, – поддаётся ли узел регулировке. Зачастую обороты двигателя не падают на холостом ходу из-за заедания тросика «газа» или попадания под педаль посторонних предметов – угла коврика, например. Разумеется, практически всё вышесказанное может относиться и к карбюраторным моторам. Кроме того, характерной неисправностью (или, точнее, отклонением от нормы) для них является неполное открывание воздушной заслонки – в основном, из-за неправильной установки тросика «подсоса». При отсутствии поломок нормальные обороты на холостом ходу карбюраторного двигателя устанавливаются регулировкой с помощью двух винтов – «количества» и «качества» смеси.
О том, что у двигателя случилась неисправность с нарушением оборотов холостого хода, владелец автомобиля узнает по показаниям тахометра. При нормальном функционировании силового агрегата в режиме холостого хода стрелка указателя оборотов находится в одном положении, чаще всего в интервале 750-850 оборотов, в зависимости от марки автомобиля. Если в двигателе возникли неисправности, то стрелка тахометра начинает прыгать вверх и вниз в интервале 500-1500 оборотов, а бывает и больше.
Если в автомобиле отсутствует такой прибор, как тахометр, то скачущие обороты можно определить на слух. Звук работающего мотора становится громче и тише. Неравномерный холостой ход также определяется по повышающейся и снижающейся вибрации, поступающей в салон автомобиля из подкапотного пространства.
Причин нестабильного холостого хода в работе мотора может быть много. Современные автомобили постоянно усложняются в своем обслуживании и устройстве. Обычно без специального оборудования для диагностики нельзя сразу выявить неисправность. Множество разных датчиков и электронных систем, программная оболочка и своя сеть передачи информации становятся частью конструкции современных автомобилей, что значительно усложняет диагностику и ремонт в домашних условиях.
Причины нарушения функционирования мотора могут быть вполне закономерными и распространенными. Наиболее частыми основными причинами нарушения холостого хода мотора, которые можно определить без вспомогательного оборудования, являются:
Сложные неисправности, требующие вмешательства работников диагностического сервиса:
Это далеко не полный перечень причин нестабильности холостого хода, а только наиболее распространенные проблемы.
Чаще всего неравномерные обороты работы мотора возникают на холостом ходу. Однако на промежуточных режимах двигатель может также работать с провалами или внезапными увеличениями оборотов, что наиболее характерно для дизельных моторов. Рассмотрим эти вопросы отдельно более подробно.
Плавающие обороты в режиме холостого хода наиболее популярные на автомобилях, оснащенных инжекторными моторами. Это связано с особенностью настройки работы холостого хода электронной системой двигателя. Электронные мозги машины периодически считывают данные о работе мотора на холостом ходу, и при ее нарушении выдают сигнал соответствующим датчикам на исправление этого положения для корректной работы.
Сбиваться с нормального функционирования холостой ход способен из-за проникновения излишков воздуха в систему подачи топлива, а именно в цилиндры мотора. В этой ситуации датчик расхода воздуха подает сигнал на электронный блок о поступлении в двигатель лишней порции воздуха.
Для выравнивания объема воздуха и топлива, создающего совместно горючую смесь, электронный блок подает сигнал на клапаны инжектора на большее открывание и впуска большего количества топлива в цилиндры. При этом обороты мотора резко повышаются. Далее электронная система получает информацию, что в цилиндры поступило много топлива, и снижает его подачу, от чего обороты сразу снижаются.
Проверить работу этого датчика довольно просто. Нужно снять с него штекер и запустить двигатель. Если после этого обороты стабилизировались, а мощность возросла, то это свидетельствует об исправности датчика. Негерметичные соединения впускных патрубков можно выявить путем подачи сжатого воздуха давлением около 0,5 атмосфер во впускную систему при неработающем моторе. Если есть утечка воздуха, то это легко обнаруживается по шипящему звуку.
Причиной плавающих холостых оборотов может быть выход из строя этого устройства. Он выполнен в виде электромагнита, в устройство которого входит игла с конусным наконечником. Его задачей является выравнивание оборотов двигателя во время холостого хода.
Основной причиной выхода его из строя является износ его деталей: обрыв провода, износ привода иглы или направляющих из-за длительной работы на низкокачественном бензине. При неисправном регуляторе мотор начинает увеличивать или уменьшать обороты.
При функционировании двигателя в картере накапливаются отработанные газы, которые называются картерными. На новом двигателе картерных газов образуется немного, а у двигателя со значительным пробегом объем картерных газов довольно большой. Излишек этих газов выводится через клапан в систему вентиляции, и далее во впускную систему и к дроссельной заслонке. Картерные газы являются составной частью горючей смеси, поступающей в двигатель.
При заклинивании этого клапана из-за большого накопления масляных отложений, находящегося в газе масла, во впускную систему проходит меньший объем картерных газов, горючая смесь обогащается недостаточно. В результате этого обороты мотора на холостом ходу начинают плавать от 750 до 1100.
Система вентиляции картера является сложным устройством, и состоит из множества патрубков и клапанов. Все они могут со временем разрушаться и засоряться. Периодическое обслуживание этой системы обеспечивает стабильное функционирование мотора, уменьшает расход топлива и масла. При плановом осмотре можно своевременно выявить неисправность этой системы. Проблемы выявляются по большому задымлению в моторном отсеке, а также загрязнению мотора.
Выяснить причину плавания оборотов на горячем двигателе можно довольно просто. На запущенном двигателе открыть маслоналивную горловину и поднять ее. Если приэтом работа мотора изменилась, то следует искать неисправность в системе вентиляции картера.
Нередко случается выход из строя датчика расхода воздуха, который коротко обозначается ДМРВ.
Он так же, как и рассмотренный ранее регулятор, при длительной эксплуатации выходит из строя от масляного налета, что приводит к нарушению его работоспособности. Очень редко в датчике расхода воздуха выходит из строя термоанемометр. Это элемент, который отвечает за измерения количества воздуха, проходящего в камеру сгорания мотора. Электронный блок при этом не получит истинных данных о массовом потреблении воздуха и дает сигнал на подачу его в цилиндры, что приводит к плаванию оборотов двигателя.
Задачей этого устройства является регулировка давления воздуха, который поступает в цилиндры двигателя. Она способна заклинить по нескольким причинам:
Наиболее распространена причина нестабильных холостых оборотов мотора для карбюраторных автомобилей. Рассматривая карбюраторные моторы, определим причины, из-за которых появляются перепады оборотов холостого хода.
На дизельных и бензиновых моторах впрыск топлива по своему действию аналогичен. Форсунка распыляет топливо в цилиндр под давлением 1-й атмосферы. Если форсунка засоряется, то распыление топлива осуществляется неравномерно, нарушается геометрия факела распыления. Это приводит к неравномерной работе двигателя, уменьшению мощности и плаванию оборотов.
Выяснить, что форсунки засорены, можно своими руками. Для этого топливная рампа демонтируется совместно с форсунками и снимается с двигателя. Этот способ подходит не для любых машин. Система находится под давлением, подключенной к топливопроводу. При этом видны все распылители форсунок. Далее нужно включить зажигание и несколько раз провернуть двигатель с помощью стартера. Форсунку с неправильным факелом будет сразу видно. Ее необходимо снять и произвести промывку. Перед снятием следует помнить о наличии высокого давления в топливной рампе.
Эти детали требуют постоянного внимания. Срок их службы может быть различным, в зависимости от материала изготовления электродов. Это может быть иридий, платина или никель. Наиболее быстро выходят из строя свечи с никелевыми электродами, их чаще всего меняют совместно с моторным маслом. Расстояние между электродами повышается, они выгорают, и в результате возникает «блуждающая искра», обеспечивающая нестабильное зажигание горючей смеси в цилиндрах.
Визуальный осмотр свечей дает возможность определения их работоспособности, а также качество топливной смеси. При сырой свече, и замасленных электродах ее следует заменить. Однако неисправность может оказаться вовсе не в свече, а в катушке зажигания.
О качестве топлива может сказать цвет нагара на резьбе и электродах. Нормальным считается бурый цвет. Чистая и сухая свеча говорит об ее исправности. На керамическом изоляторе не должно быть следов перегрева оранжевого цвета. Если металлические части свечи черные или белые, то смесеобразование неправильное. Чаще всего проблема возникает в системе впуска воздуха.
Постепенно топливный насос выдает все меньшее давление, которого уже не хватает для нормального функционирования силового агрегата. Насос может работать с перебоями, из-за чего давление создается неравномерно, нарушается стабильность впрыска топлива. Также нарушается герметичность мест соединения топливопровода и насоса, что определяется визуальным осмотром. Имеются и другие причины уменьшения давления топлива. Если топливные фильтры не менять вовремя, то это приведет к трудному прохождению топлива к форсункам, и к высокой нагрузке на насос.
При замене топливного фильтра следует обращать внимание на направление прохода топлива, которое обозначается стрелкой. Фильтры могут иметь регулятор давления, который иногда перестает работать, либо неправильно установлен. Во время установки топливного фильтра не следует забывать о повышенном давлении в системе.
Мотор машины должен быть всегда сухим и чистым. Постоянный уход за поверхностью силового агрегата поможет своевременно выявить разные утечки эксплуатационных жидкостей, вовремя приехать в автосервис и не допустить излишних расходов. Особенно важно вовремя выявить утечку моторного масла. Для этого имеется множество причин, которыми могут быть изношенные сальники, прокладки поддона и крышки клапанов, а также свечных колодцев. Однако мы рассматриваем уменьшение компрессии, связанное с неисправностью прокладки головки блока цилиндров. Большая утечка масла, выходящего под давлением из двигателя, сразу видна на его поверхности.
Повреждение прокладки приводит к неравномерной работе силового агрегата, и проникновению охлаждающей жидкости в моторное масло, а также к гидравлическому удару, короблению блока цилиндров. Своевременная замена поврежденной прокладки предотвратит машину от серьезных неисправностей и сохранит его сухим и чистым.
При не стабильной работе двигателя на холостых оборотах, при скачках или, если долго держатся повышенные обороты, сначала следует проводить диагностику на подсос воздуха.