Почернение масла – явление, встречающееся довольно часто. Большинство автовладельцев мало внимания уделяет состоянию автомобиля. А зря. Ведь вовремя обнаруженная неисправность поможет избежать капитального ремонта, за который придется платить немалые деньги.
Самым распространенным признаком, что в автомобиле что-то не так, считается изменение цвета смазки. При заливке цвет состава был прозрачный. Прошло немного времени, и масло почернело. Это явление всегда вызывает тревогу. Причем иногда потемнение происходит очень быстро.
Множество автолюбителей интересует, с какой скоростью чернеет масло в двигателе. Цвет смазки прямо не зависит от пробега авто. Значение имеют следующие факторы:
Если двигатель новый, абсолютно исправный, то изменение цвета смазки зависит от элементов, включенных в ее состав.
Высококачественное масло становится потемневшим не ранее, чем через пару тысяч километров пробега. Однако и здесь также имеется множество нюансов. В автомасле могут содержаться различные присадочные вещества. Если в мотор залита смазка с малой концентрацией щелочи, промывание станет осуществляться медленно, следовательно, масло быстро темнеть не будет.
При любом раскладе смазка почернеет. Это не всегда означает, что ее надо заменять. Если же автомасло остается светлым, задумайтесь. Возможно, оно не промывает движок, из-за чего детали сильно загрязняются. В подобной ситуации желательно заменить смазку на иную.
Помните, что нельзя ездить на масле больше, чем рекомендовал автоизготовитель. Обусловлено это тем, что при езде масляная жидкость расходует собственные присадочные вещества. Ввиду этого со временем она не справляется со своими задачами (включая промывание).
Откладываясь в маслоканалах, грязь и сажа станут уменьшать их размер, пропускную способность. Если вовремя не заменять смазку, мотор окажется закоксован. Слой грязи сделается настолько толстым, что новая жидкость просто не сумеет смыть его. Это отразится на мощности двигателя, уменьшит его эксплуатационные показатели.
Как известно, в составе любого смазывающего вещества для ДВС могут быть присадки. Более того, их может быть множество и каждая из них внедряется в состав расходного материала с определенной целью. В частности, это могут быть химические элементы, отвечающие, к примеру, за снижение трения элементов двигателя, за температурные свойства, за вязкость и так далее.
Щуп для проверки уровня смазывающего материала с остатками черного масла
И одной из таких присадок является вещество, отвечающее за щелочный показатель. И недаром, ведь щелочь — это очень важный элемент в составе любого смазывающего материала. В частности, она ликвидирует химические вещества, которые могут попасть в систему смазки во время эксплуатации моторной жидкости. Кроме того, щелочь предотвращает появление в моторе осадков и отложений, одновременно удаляя всю грязь и вредоносный нагар.
Но если щелочи содержится в ММ недостаточно, то двигатель изнашивается гораздо быстрее и, соответственно, будет засоряться всевозможными осадками и отложениями. А, значит в том, что масло быстро чернеет в двигателе, нет ничего удивительного. Итак, рассмотрим в целом причины, почему ММ может быстро темнеть в моторе:
Отработанная жидкость черного цвета
Можно выделить естественные и злокачественные факторы:
К естественным относятся причины, в результате которых происходит изменение химического состава без потери смазывающих, моющих и охлаждающих свойств смазки.
У каждого смазочного материала имеется установленный заводом изготовителем эксплуатационный срок, в течение которого функции масла выполняются на должном уровне при нормальных условиях эксплуатации.
Обеспечивается защита путем удержания во взвешенном состоянии продуктов износа, накопление которых влечет за собой почернение масла в бензиновых и дизельных двигателях, без влияния на защитные и смазывающие функции.
Это неисправности систем автомобиля или нарушение правил эксплуатации, в результате которых свойства смазочного материала утрачиваются.
Почему темнеет масло — видео
Использование неподходящей по требованиям смазки приводит к снижению функций и изменению ее химического состава в результате изменений в работе двигателя.
Вопрос о том, является ли почернение смазки плохим признаком, является одновременно психологическим и практическим. Практика показывает, что от чистого моторного смазочного вещества люди получают глубокое моральное удовлетворение. Опытные автомобилисты часто считают, что автомасло хорошего качества вообще не должно становиться темным, разве что ближе к 10 000 километров пробега.
Плохая смазка испортит мотор
Подобное мнение уходит корнями в прошлое, когда качество автосмазок было совсем другим. Хорошее моторное смазочное вещество тогда отличалось от плохого, помимо прочего, еще скоростью своего загрязнения. И такой фактор как чернота смазки считался одним из важнейших показателей потребности в его замене. Самые же дешевые масла становились черными уже после 500 км, поэтому автовладельцы относились к ним отрицательно – мало кому понравится каждую неделю менять смазку.
Нужно заметить также, что автомасла в те годы могли чернеть даже не благодаря присадкам, а именно в результате плохого качества самих смазок, поэтому проблемы тех времен вполне понятны. При этом возникает сомнение в том, является ли подобное отношение справедливым для оценки качества современной продукции и состояния двигателей?
Постоянная чистота современных моторных масел может говорить не об их высоком качестве и не о чистоте мотора автомашины.
Чаще всего можно сделать противоположный вывод: автомасло неспособно справляться с одной из важнейших своих обязанностей. Оно просто не может поддерживать рабочее состояние двигателя и обеспечивать его защиту от вредных продуктов изнашивания. Причина кроется в том, что темнеющее масло «поглощает» все эти продукты. При этом оно их как бы «связывает», не позволяя оседать на поверхностях элементов мотора. Кроме того, при этом кислотные «осадки» никак не контактируют с металлическими деталями, что предотвращает повышение износа и коррозию этих элементов.
Постоянно чистое масло является свидетельством того, что данная функция просто не работает. Несмотря на то, что чистая капля смазки на щупе выглядит всегда приятнее, чем грязная, в плане ухода за двигателем это является недостатком.
В некоторых случаях масло в двигателе чернеет почти сразу, иногда для этого требуется время. На этот процесс влияют несколько факторов:
Если после замены автомасла в силовом агрегате остались различные отложения, оно начнет быстро чернеть. Важно следить за масляным фильтром и не допускать его загрязнения. Чтобы масляные каналы всегда оставались чистыми, его необходимо часто менять. Если масло отличается высоким качеством, его детергентные свойства не изменяются во время эксплуатации. Взвешенные частицы будут оставаться в фильтре, двигательная система будет постепенно очищаться.
Специалисты советуют осуществлять очистку в несколько этапов. Присадки имеют самые разные свойства, некоторые из них ведут себя очень агрессивно, они могут привести к печальным последствиям.
Хорошие автомобильные масла всегда имеют оптимальную вязкость. Чтобы двигатель меньше изнашивался, не стоит пользоваться обыкновенной промывочной жидкостью.
Почернение моторного масла иногда связано с прорывом газов. В этом случае без капремонта не обойтись. Временно решить проблему поможет:
В основном такая ситуация возникает в старых моторах. Явно виден повышенный расход горючего, масло исчезает прямо на глазах. Только полноценный ремонт сделает мотор работоспособным.
Для опытного автомобилиста нетрудно определить, когда требуется выполнить замену. Он ориентируется по пробегу автомобиля и цвету масляного состава.
Почему быстро чернеет масло? Одной из причин данного явления считается плохое состояние силового агрегата. Если блок цилиндров и поршневая система изношены, происходит увеличение объема прорвавшихся газов. Чернеющим масло становится из-за этого.
Последствия не своевременной замены масла
Если в моторе на бензине неполадки с системой питания, смазка будет темнеть с еще большей скоростью. Например, ввиду неверной регулировки в цилиндровый блок поступает обогащенное топливо. По причине высокого объема горючего данная смесь не сможет полностью сгореть. Появится сажа, которая осядет на цилиндровых стенах. Автомасло, промывая их, уберет сажу, но она останется в смазке, изменит ее цвет.
В дизельных движках масляная жидкость будет темнеть намного быстрее, чем в ДВС на бензине (даже при полной исправности агрегата). Обусловлено это особенностями топливной системы и горючего.
Когда горит дизель, появляется много сажи. Она проникает в картер с прорвавшимися газами. Ввиду этого в дизельных ДВС смазка темнеет с большей скоростью.
Если вас беспокоит, почему чернеет масло, знайте, что это нормальное явление. Не нужно переживать, потому как потемнение – хороший признак, если оно постепенное и не мешает эксплуатации авто.
Намного хуже, если масляная жидкость не изменяет собственного цвета. В будущем это плохо отразится на двигателе, потому как грязь забьет каналы, следовательно, начнется масляное голодание деталей. Из-за этого происходит заклинивание ДВС.
У большинства водителей, которые сменили марку смазки, возникает вопрос, почему масло в двигателе быстро почернело. Когда в мотор залит низкокачественный нефтепродукт, в нем накапливается много грязи. После заливания высококачественной смазки она смывает все загрязнения. Чтобы в следующий раз автомасло не изменило своего цвета, уменьшите периодичность замены примерно в два раза.
Также требуется иногда заменять маслофильтр. Это даст возможность сократить количество загрязнений. Если масло быстро чернеет, вероятно, значительно изношен двигатель. Необходимо проводить полный ремонт.
Устройство масляного фильтра
Для того чтобы понять, почему быстро почернела смазка, надо проверить мотор на работоспособность, измерить давление под капотом. Это позволит определить, какова истинная причина потемнения.
На этот вопрос нельзя дать четкого ответа, поскольку, как сказано выше, причины почернения жидкости могут быть самыми разными.
Если ММ некачественное, то его нужно просто заменить. Обратите внимание, некоторые умельцы, когда увидели черное ММ в своем двигателе, меняют расходный материал на такой же. Этого лучше не делать, ведь так вы никогда не поймете, действительно ли от низкого качества расходной жидкости она стала черной.
То же самое касается и ММ, в котором недостаточно щелочи. В таком случае лучше перейти на эксплуатацию другой марки жидкости. Перед тем как сделать это, ознакомьтесь со спецификациями вашего транспортного средства и, в частности — двигателя внутреннего сгорания. Бывают такие случаи, когда смазывающее вещество просто не подходит определенному автомобилю в силу своих свойств и характеристик.
В этом случае нужно изучить не только спецификацию ДВС, но и тщательно подбирать ММ по составу и свойствам. Возможно, некоторые вещества, добавляемые в определенные марки ММ, не должны эксплуатироваться в моторе.
Возможно, причина, по которой ММ быстро чернеет или темнеет, вовсе не связана с его качеством, а кроется в неисправности ДВС. В этом случае вам потребуется ремонт силового агрегата. Описывать эту процедуру мы не будем, поскольку она индивидуальна для каждой отдельной машины.
Черный нагар внутри мотора — последствия регулярного использования некачественного моторного масла
Рекомендуем вам воспользоваться инструкцией по эксплуатации, если вы решили самостоятельно устранить проблему либо же обратиться за помощью к специалистам. Конечно, в этом случае придется заплатить определенную сумму денег, но иногда лучше один раз переплатить, чем регулярно сталкиваться с одной и той же проблемой. Тем более, если вы не имеете опыта в разборе силового агрегата, то самостоятельно заниматься этим мы вам настоятельно не рекомендуем.
Периодически рекомендуется производить промывку силового агрегата. Особенно, если вы переходите с одной марки ММ на другую. В промывке мотора нет ничего сложного. Если вы хоть раз меняли расходный материал самостоятельно, то процесс промывки двигателя у вас затруднений вызвать не должен.
Для промывки ДВС приготовьте:
Самодельная емкость
Гаечный ключ для откручивания пробки сливного отверстия слива ММ
Промывочное вещество Ликви Моли (можно выбрать любую другую «промывку»)
Краткая инструкция по промывке:
Откручивание пробки сливного отверстия
Слив черного расходного материала из двигателя
Заливаете промывочное вещество в ДВС
Если вы не уверены в том, что «промывка» полностью удалила все отложения, то процедуру можно повторить еще раз. Обратите внимание: некоторые «гаражные» специалисты иногда проводят промывку ДВС обычным керосином или дизельным топливом. Они мотивируют это тем, что «много раз уже такое делали и ничего страшного не произойдет».
Действительно, промывать ДВС керосином можно, но только в соотношении 1:2 к промывочной жидкости. Но лучше не экспериментировать с этим, поскольку на практике промывка ДВС керосинам не вредила только отечественным машинам. Рекомендуем вам не слушать советы людей, в своей жизни занимавшихся только ремонтом «ВАЗов».
Если с вашим ДВС все в порядке и в этом уверены, а также не сомневаетесь в высоком качестве заливаемого вами ММ, то, может быть, не стоит обращать внимания на его цвет?
Как сказано выше, расходный материал высокого качества должен вымывать компоненты ДВС от нагара и отложений, так может нужно радоваться тому, что черное масло, а не внутренние детали агрегата? Вам нужно понаблюдать за этим: в идеале ММ начинает темнеть после 1-2 тысяч километров пробега после замены. Если это так — то бояться вам нечего.
Чернеющее или черное масло это не всегда плохо. Часто говорит о том, что смазочный материал хорошо выполняет возложенные на него обязанности. Защитные, моющие и смазывающие функции масла обеспечивают надежную защиту двигателю внутреннего сгорания.
Однако исключать возможности неисправности не стоит. При слишком быстром чернении смазки рекомендуется установить точную причину и при необходимости принять соответствующие меры. Что убережет от непредвиденных поломок и дорогостоящего ремонта.
Причины, вызывающие изменение цвета смазки для дизельных и бензиновых двигателей одинаковые. Меры, позволяющие установить точные причины, предпринимаются идентичные, что для первых, что для вторых ДВС.
Следует также рассмотреть, почему масло может становиться более темным с различной скоростью. В первую очередь, на это влияет внутреннее состояние самого двигателя, а также величина коэффициента щелочных присадок, содержащихся в используемой смазке. Так, в случае несоблюдения рекомендованных интервалов замены автомасла или использования плохого (дешевого) вещества, в моторе начинают скапливаться отложения, оседающие на металлических элементах. Чем больше в двигателе оседает такой грязи, тем быстрее начинает темнеть масло, «отъедающее» отложения с моторных элементов.
Количество щелочных присадок напрямую влияет на интенсивность удаления различной грязи.
Смена масла
Таким образом, даже в случае средней степени загрязнения мотора использование низкощелочного масла приводит к замедленному удалению отложений. При этом высокощелочные автомасла способны потемнеть уже после 200-300 километров пробега. То есть количество грязи в моторе и щелочи в смазке оказывают в совокупности прямое влияние на скорость потемнения.
Если говорить о побочных эффектах современных почерневших масел, то они отсутствуют как таковые. Смазка с большим количеством щелочи, взявшая грязь на себя, в принципе, способна продолжать работать в моторе на протяжении всего периода замены. Единственная особенность таких автомасел заключается в их относительно коротком сроке эксплуатации, составляющем в среднем от 5 до 7,5 тысяч километров. Кроме того, в высокощелочных маслах обычно не содержатся сильные присадки против старения. В связи с этим не рекомендуется их длительная эксплуатация, превышающая 10 000 км в климатических условиях нашей страны. Да и сами масла, имеющие хорошие моющие свойства, не способны столько проработать – они скорее сгорят в моторе от старости.
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать три основных вывода: