Развал схождение

Рассказываем, что такое развал-схождение в автомобиле, для чего и в каких случаях нужно делать, приводим углы установки колес

    Для каждой модели автомобиля производитель предусматривает определенное положение колес, при котором будет достигнута лучшая управляемость и устойчивость на дороге. Параметры установки колес, которые настраиваются под углом, называют развал и схождение. Если настройка проведена неправильно, управлять автомобилем будет сложнее. Разберемся в статье, что такое сход-развал автомобиля и как его сделать.

    Сход-развал: что это?

    Сход-развал: что это?

    Положение колес относительно дороги и друг друга настраивается под небольшим углом. Его величина — это главная характеристика развала и схождения. Сама процедура развал-схождение – это регулировка колес автомобиля относительно кузова.

    Схождение – что это: так называют сумму углов между плоскостью центра колес и продольной осью. Если сход положительный, то колеса направлены при движении по направлению друг к другу, то есть сходятся навстречу друг другу. При отрицательном схождении передние части направлены в противоположные стороны, а задние сходятся.

    Развал — это угол наклона колес относительно дороги или другой перпендикулярной плоскости. Его называют отрицательным, если колеса верхней частью наклонены внутрь машины. Положительный развал, когда сверху колеса наклонены от машины в стороны.

    Как правильно: кастор или кастер?

    Угол продольного наклона колеса правильно называть кастер, от английского Caster angle. Он образован проекцией на продольную плоскость оси поворота колеса и вертикалью. Он также бывает положительный и отрицательный. Если ось поворота отклоняется назад от направления движения, то кастер положительный. Если наблюдается отклонение оси вперёд, то кастер отрицательный.

    На заводе производитель устанавливает параметры кастеров, схода и развала, опираясь на несколько факторов:

    • Особенности конструкции
    • Жесткость подвески
    • Пятно контакта с дорогой
    • Размер шин

    Параметры могут различаться даже у автомобилей одной модели, если они имеют разные комплектации и типы подвесок.

    Положительный кастер

    Простыми словами можно охарактеризовать так: колесо находится ближе к передней части машины, чем к месту крепления стойки. Для современных авто это норма. Положительный кастер помогает при увеличении скорости стабилизировать ведущие колеса. Размер отклонения незначительный, обычно угол не более 6°, максимум 10°.

    Отрицательный кастер

    Если колесо ближе к точке крепления, чем к передней части машины, то кастер называют отрицательным. Чтобы легко представить, как это работает приведем пример с тележкой из супермаркета: ее колеса легко вращаются вокруг своей оси и поворачиваются в любую сторону.

    Отрицательным кастером отличались большинство старых автомобилей, таких как Волга ГАЗ-21. Этим компенсировалось отсутствие гидроусилителя руля, обеспечивалось комфортное вождение и управление на скорости. Конструкцию шин тоже делали другой, чтобы стабилизировать колеса.

    Углы установки колес спереди

    Легковые автомобили имеют небольшие отклонения колес от прямого положения. Значения наклона колес индивидуальны для каждой модели и определяются на автозаводе. Последующая регулировка углов установки колес чаще всего они дает приближенный к первоначальным значениям результат, но не дает полного соответствия.

    Читайте также: Рассказываем, стоит ли удалять катализатор автомобиля, и какие ждут последствия, также раскрываем причины удаления катализатора и можно ли ездить без катализатора.

    Обычно устанавливают положительные значения для всех трех параметров — развал, схождение и кастер. Отклонения от ровного положения крайне малы и незаметны внешне. Наклон составляет 1-5 градусов, развала – 0.5-1, схождение – 0-0.2. Такие углы помогают компенсировать упругие деформации подвески, стабилизировать устойчивость ведущих колес.

    Угол настройки задних колес

    Не любая конструкция автомобиля позволяет отрегулировать угол задних колес, например, если установлена балка или мост. Это и не нужно в большинстве случаев. Со временем углы сами изменятся из-за деформации балки. В этом случае самое верное решение — полностью заменить балку на оригинал.

    В большинстве современных авто стоит подвеска типа «макферсон», на ней не получится отрегулировать развал. Кастер регулируется только на передних колесах, а на задних он нулевой. Его значение может измениться только в случае ДТП или замены деталей на неоригинальные. Если задними колесами можно рулить, то кастер присутствует как параметр, который нельзя регулировать.

    Развал-схождение своими руками

    Развал-схождение своими руками

    Проводить настройку углов установки колес самостоятельно не рекомендуется, так как делают сход-развал на специальном оборудовании. Электронная аппаратура позволяет точно вычислить наклон до малейших долей градуса. Если мерить самому, то результат может не соответствовать действительности, а погрешность окажется слишком большой. С учетом невысокой цены на сход-развал, выгоднее доверить его специалистам.

    Если все же делать своими руками, то нужно сначала узнать характеристики подвески.

    В гараже без электронных приборов развал-схождения колес проверяют так: натягивают нить параллельно колесам на всю длину машины. Колеса нужно установить ровно и измерить расстояние от диска до нити в 2-х точках. Если получились разные цифры, то колесо нужно отрегулировать.

    Еще один старый способ — с помощью ватерпаса (строительного уровня). Он прикладывается к диску, чтобы определить степень отклонения пузырька.

    Такими способами можно лишь приблизительно настроить, если нет возможности обратиться в СТО. Найти развал в Москве можно через Яндекс Карты — здесь настроен удобный поиск, где сразу показаны адреса и телефоны автосервисов, а также цены и отзывы.

    Как делается развал-схождение на передних колесах

    Сначала нужно проверить подвеску на исправность. Обязательно измерить давление в шинах — оно должно быть одинаковым на одной оси. Иначе автомобиль будет заносить в сторону колеса с меньшим давлением. Правильное выставление углов в этом случае не поможет.

    В зависимости от рекомендаций производителя развал-схождение делается на полностью пустой машине или наоборот с утяжелением. В сервисе для нагрузки используют канистры с песком или водой.

    Машину загоняют на стенд и ставят колесами на поворотные круги, чтобы снизить нагрузку на подвеску. Колеса при этом не висят в воздухе, они могут менять угол.

    На колеса цепляют датчики (мишени) со стеклом или зеркалом, на которые направляется камера для фиксирования положения колеса.

    В программу вручную вносятся данные о машине — марка и модель, комплектация, модификация. Если в автомобиле установлена пневмоподвеска, нужно указать в программе клиренс для каждого колеса. Стенд учитывает характеристики автомобиля, и дает мастеру понимание, как нужно выставить углы.

    Программа подсказывает, что нужно сделать для расчета углов. Чтобы вычислить развал, машину отгоняют немного назад и возвращают на место. Схождение передних колес определяют, повернув вправо и влево руль. Потом, во время настройки угла, руль в ровном положении и педали нужно заблокировать.

    Если параметры наклонов не входят в допустимый диапазон, но программа выделит несоответствия красным цветом в выведенной на экран таблице.

    Настройка развала на задних колесах

    Обычно в автосервисах регулировка развала-схождения задних колес не делается — конструкция большинства машин этого не позволяет. Однако, и передние и задние колеса должны быть установлены под определенным углом, значение которого зависит от типа подвески, ее конструкции и технических особенностей. Если же такая возможность есть, а на задних колесах выявилось отклонение, то специалист должен их отрегулировать. Настраивают развал задних колес с небольшим отрицательным уклоном. Это позволяет машине оставаться устойчивой на скорости и легче входить в повороты. Обычно такой развал колес устанавливают на заводе. Регулировать его не требуется, за исключением машин с независимой подвеской, где нужно настраивать каждое колесо.

    Установка схождения колес

    Рулевые тяги и наконечники имеют резьбу, с помощью которой можно регулировать их длину. Таким же образом настраивается схождение колес. Специалист меняет положение колес и видит на мониторе результат. Программа показывает максимально точные параметры, не только рассчитанные в градусах угла, но и в минутах (1/60 градуса). Если углы наклона настроены правильно, все показатели будут в зеленой зоне на графике.

    Когда нужно делать сход-развал

    Признаки того, что пора настроить колеса автомобиля:

    • Положение руля смещается в сторону при прямых колесах
    • Машину на скорости уводит в одну сторону. Нужно исключить другие причины — уклон дороги, спущенное колесо, необходимость замены рулевых тяг.
    • Неравномерное изнашивание шин.

    На ровной дороге за городом, где мало машин, попробуйте на скорости отпустить руль. Если машина не едет ровно, а ее уводит в сторону, значит, нужно настроить положение колес.

    Нужно ли делать сход-развал при замене амортизаторов

    Нужно ли делать сход-развал при замене амортизаторов

    После ремонта ходовой в любом случае нужно сделать развал, даже если менялись детали, которые не влияют напрямую на развал-схождение колес. При установке неоригинальных запчастей могут сбиться настройки так, что отрегулировать их уже не получится из-за разной геометрии.

    Влияет ли радиус колес на сход-развал?

    Радиус можно выбирать тот, на котором удобнее ездить. На развал, схождение и угол наклона это никак не влияет.

    Нужно ли делать сход-развал при замене резины с зимней на летнюю?

    Нужно ли делать сход-развал при замене резины с зимней на летнюю

    Сход-развал автомобиля рекомендуется в идеале делать после каждой сезонной смены шин. Особенно если зимние и летние колеса используются с разными параметрами.

    Что будет, если не сделать сход-развал

    В случае неправильной регулировки колес возможны следующие последствия:

    • неравномерный износ покрышек;
    • ухудшение управляемости;
    • повышение расхода топлива;
    • чрезмерная нагрузка на подвеску.

    Некоторые автовладельцы думают, что делать сход-развал не обязательно. В результате из-за отсутствия своевременной настройки положения колес появляется масса проблем. Чтобы избежать их, лучше заехать в СТО, хотя бы раз в год, а лучше — после каждой сезонной смены колес.

    Стоит напомнить водителям, которые не делают развал, что такое легкомысленное отношение может привести не только к износу делателей авто, но и к более серьезным последствиям, таим как аварии. Учитывая низкие цены на услугу в СТО, регулярное прохождение дважды в год вряд ли сильно ударит по бюджету.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector