Печка и перепускающий кран, интегрированные в систему охлаждения машины, являются основными элементами отопления. Нагрев радиатора печки происходит за счет высокой температуры охлаждающей жидкости двигателя, которая поступает и в теплообменник.

Так что если помпа в порядке, термостат работает, вентилятор печки не перегорел, воздуховоды не забиты, уровень антифриза в норме и в системе охлаждения нет воздушной пробки, то причиной плохого обогрева является загрязнение радиатора печки.
Это происходит оттого, что вся грязь, курсирующая по системе, в итоге оказывается в радиаторе отопителя, постепенно закупоривая его ячейки. Это со временем приводит к уменьшению температуры воздуха, попадающего в салон автомобиля.

Для прочистки теплообменника есть два способа: промывка радиатора печки без снятия с машины и эта же процедура, полностью демонтируя его.

Назначение автомобильного отопителя (в народе его именуют «печкой»), понятно каждому — данное устройство предназначено, чтобы поддерживать тепло в салоне автомобиля. Но, функции отопителя немного шире — кроме комфорта, печка необходима для того, чтобы автомобильные стекла не запотевали. Подобная ситуация образуется не только в зимнее время, но и осенью, и весной, когда задача отопителя сводится лишь к решению проблем такого рода.

Конструкция отопителя состоит из вентилятора, заслонок, воздуховодов, регулятора потока жидкости, патрубков для циркуляции охлаждающей жидкости, радиатора. За передней панелью расположен радиатор отопителя, к которому присоединены две трубки. По ним охлаждающая жидкость и поступает внутрь радиатора. Данная жидкость при помощи специальной помпы циркулирует как по системе охлаждения мотора, так и по системе отопления транспортного средства.

Когда мотор нагревается, осуществляется теплообмен. Антифриз охлаждает мотор, забирая его тепло. Горячий антифриз поступает в радиатор отопителя, который нагревается, как обыкновенная батарея. Вентилятор отопителя в это время прогоняет холодный воздух через радиатор. Опять происходит теплообмен — воздух охлаждает радиатор, а радиатор отдает тепло воздуху, который дует в салон. Затем охлажденный антифриз опять оказывается в моторе и охлаждает его. Данная система отопления является наиболее эффективной и распространенной.

Чтобы салон зимой прогрелся, на выходе из отопителя должно быть примерно 30 градусов. Такая температура не только отлично прогреет салон, а и не позволит запотеть стеклам. Положение заслонок регулирует переключатель положения обдува, находящийся на панели приборов. Эти заслонки направляют потоки воздуха в определенную сторону — лобовое стекло, ноги, лицо. Направление воздуха на лобовое стекло требуется практически постоянно. Это необходимо, чтобы в салоне возникало избыточное давление, при котором пыль и грязь не сможет попасть в салон, а стекла не будут запотевать.




Прежде чем промывать радиатор печки, следует убедиться, что причиной недостаточного нагрева воздуха, подаваемого в салон, является именно он, а также, что другие элементы системы охлаждения, такие как термостат и жидкостный насос (помпа), работают в штатном режиме. Для начала прогрейте мотор автомобиля до рабочей температуры. Поднимите капот и найдите патрубок, идущий от термостата к радиатору охлаждения. Если он горячий, значит, термостат работает нормально. Определить работоспособность помпы можно, открыв расширительный бачок и запустив двигатель. Если охлаждающая жидкость из шланга, идущего от радиатора охлаждения, поступает в него, значит, насос рабочий.

Убедившись, что система охлаждения работает, при заведенном двигателе откройте кран отопителя, чтобы ОЖ могла проходить через него. После этого поднимите капот и найдите входной и выходной патрубки радиатора печки. Они оба должны быть горячими. Это свидетельствует о том, что охлаждающая жидкость свободно циркулирует в системе. Если же выходной патрубок немного теплый или холодный – радиатор забит.
Причиной засорения отопителя может быть:
Процесс очистки радиатора заключается в том, чтобы струей воды или специальной жидкости вымыть из него максимальное количество грязи и продуктов окисления. Но до этого желательно растворить накипь, залив внутрь жидкое чистящее средство.

Не все конструкции систем охлаждения позволяют легко демонтировать отопитель салона для его обработки. Поэтому перед водителем стоит задача промыть радиатор печки, не снимая его со своего места установки. В этой ситуации понадобится отключить от центральной системы охлаждения автомобиля и с помощью удлиненных шлангов осуществить операцию.
Забитая система охлаждения
Задача делится на несколько этапов:
В качестве насоса, прокачивающего очистительную жидкость, используется достаточно мощная помпа от ГАЗели.
Можно применить старый бензонасос, но его производительность будет гораздо ниже. Для этой цели подойдет даже б/у прибор.
Прочный шланг должен быть около 3 м и его стенки обязаны выдерживать горячую воду. На таком элементе очистки экономить не стоит, чтобы не обжечься самому или не залить все вокруг горячей водой с агрессивной «химией».
Собираем последовательную цепь из таких элементов:
Схема очистки
В качестве растворителей используется спецсредство Hi-Gear
Более дешевым, но также эффективным вариантом является применение пакетиков с лимонной кислотой в пропорции 100 г на 3-5 л воды.
Замена фильтров во время очистки
Нужно соблюдать меры личной безопасности при работе с агрессивными веществами. Руки потребуется защитить резиновыми перчатками, а глаза закрывают пластиковыми очками.
Заливаем с помощью в получившуюся систему предварительно нагретый раствор, и запускаем помпу. Периодически необходимо очищать фильтр из нескольких слоев бинта или сетки, закрепленных хомутиком, от засорения. Вся операция длится в течение 60-90 минут. Для большей эффективности после прогона в одну сторону, перекидываем шлаги и делаем прогон жидкости в другую сторону.
Чтобы обеспечить длительное поддержание высокой температуры во время процесса, можно на некоторое время опускать в емкость с жидкостью кипятильник.
Зимой плохое состояние печки грозит дискомфортом водителю и пассажирам. В салоне банально будет холодно. Помимо этого, есть и более серьезные последствия:
Этого достаточно, чтобы не запускать состояние автомобиля.
Делая раствор, необходимо придерживаться определенного соотношения — десять литров воды на один килограмм лимонной кислоты, однако вполне достаточно будет семи литров жидкости, а соответственно, 700 грамм кислоты. Далее сливаем охлаждающую жидкость из системы и заливаем в нее заранее подготовленный кислотный раствор. Затем необходимо дать немного нагрузки (можно проехать небольшое расстояние), но, при этом, следите за температурой — она должна колебаться в пределах 70-80 градусов по Цельсию. Спустя сорок минут, сливаем раствор, после чего хорошо промываем всю систему.

Чтобы промыть систему, следует залить в нее чистой воды, прогреть автомобиль и слить ее. Последнюю процедуру необходимо проделать несколько раз. На последнем этапе — заливаем новую охлаждающую жидкость.
В магазинах продается достаточно обширный ассортимент специализированных химических средств. Среди них можно выделить:

Специалисты рекомендуют использовать спец. средстваВозможно применение аккумуляторного электролита (1,27), который поможет очистить всю систему охлаждения.
При использовании таких средств не возникает проблем с пропорциями, они максимально безопасны для деталей автомобиля. Для достижения желаемого результата следует строго соблюдать инструкцию по применению очистителей.
Среди подручных средств многие автомобилисты отдают предпочтение лимонной кислоте, бытовой химии вроде «Антинакипина», «Крота» или даже «Кока-колы». Для медных радиаторов используют каустическую соду или любой щелочной раствор.
Использование бытовых и подручных средств требует особой осторожности. Важно знать пропорции, в которых их разводить. Обычно они требуют добавления большого количества воды.

Если грязи не много лимонная кислота может помочь70% уксус потребуется развести в размере 50 мл на ведро горячей воды, а лимонную кислоту – из расчета 250 г на 10 л воды.
В Коле или Фанте содержится много сахара, который может повредить работе двигателя, поэтому их следует употреблять с осторожностью.

Оборудование требуется нехитрое: два шланга и емкость
Мягко и безопасно почистить алюминиевые детали и удалить загрязнения можно при помощи молочной сыворотки (600 г молочной кислоты развести в 10 л воды) или сильно разбавленной щавелевой кислоты.
Для прочистки радиатора салонного отопителя прямо на автомобиле понадобится:
Также подготовьте емкость для слива старого тосола и требуемый объем свежей охлаждающей жидкости. Нередко автолюбители промывают теплообменник печки без полного опорожнения трубопроводов и рубашки двигателя, но тогда весь мусор, содержащийся в старом антифризе, снова хлынет в чистый радиатор.
Работы сподручнее вести в гараже, оборудованном смотровой канавой. Чтобы удалить отложения, не снимая печки с автомобиля, полностью слейте тосол из мотора в следующем порядке:

На некоторых автомобилях опорожнению мешают кожухи, защищающие подкапотное пространство от попадания пыли снизу. Существует 2 варианта решения проблемы: снять защиту либо использовать длинный шланг, приставляемый к горловине после откручивания пробки.
Прежде всего, необходимо посетить магазин химии. Вам понадобятся специальные очистители труб на основе щелочей, кислота для их растворения, а также специальные вещества, которые позволяют избавиться от накипи. Многие автолюбители применяют для этих целей уксусную кислоту, которая тоже неплохо справляется с поставленной задачей. Однако не стоит путать ее со столовым уксусом.
Промывка радиатора печки «Кротом» предусматривает приготовление жидкости на его основе. Для этого потребуется 10 литров воды и 100 г указанного порошка. Порошок засыпают в подогретую воду, после чего тщательно перемешивают. После этого полученную жидкость рекомендуется процедить (можно через ненужный женский чулок). Такие же пропорции необходимы и для содового раствора.
Чтобы промывка радиатора печки лимонной кислотой была максимально эффективной, ее потребуется не менее 300 г на 10 л воды (30 пачек по 10 г). После растворения полученную жидкость также необходимо процедить.
Теперь разберемся в том, чем же можно эффективно промыть каналы радиатора. Простая вода для этого, согласитесь, вряд ли сгодится. Промывка радиатора печки предусматривает заливание в него средств, которые способны разрушить образовавшуюся и отложившуюся на стенках накипь. Этими средствами могут быть:
Каждый металл противостоит одним агрессивным веществам и беспомощен перед другими.
Об опасностях промывки алюминиевых радиаторов сильными кислотами и входящей в состав средств для очистки канализационных труб щёлочью уже было сказано, остаётся добавить, что и медные радиаторы могут выдержать далеко не всё.
В частности, даже если медь и останется нетронутой, то свинец, входящий в состав припоя, на котором собирается медный радиатор, очень не любит некоторые кислоты. Можно сильно ослабить конструкцию.
Сама медь довольно стойка к кислоте, но проблема в попадании в раствор посторонних веществ. Возможна ситуация, когда медь начнёт интенсивно окисляться, а вот окисел меди смывается кислотой мгновенно.
Так можно растворить весь радиатор. Поэтому точное знание какие металлы стоят на пути промывки позволит предварительно изучить вопрос, узнав насколько активно они реагируют с тем или иным составом. Не забывая про нюансы вроде припоя и материала подводящих патрубков.
Для удаления отложений и грязи из радиатора салонного отопителя допускается применение следующих химических составов:

Совет. Перед покупкой промывочного состава следует проверить, из какого материала изготовлена печка вашего автомобиля – алюминия или меди. Регенты, хорошо очищающие медные трубки, могут нанести вред алюминиевым сотам теплообменника.
Радиатор, сделанный из меди, допускается промывать всеми перечисленными средствами. Единственное предостережение: внимательно изучите инструкцию бытового реагента и убедитесь, что жидкость не повредит резиновым шлангам и пластиковым деталям. При сильном засорении лучше приобрести два химиката – на кислотной и щелочной основе.
Поскольку алюминиевый радиатор печки плохо переносит контакт со щелочью, стоит приобрести лимонную кислоту либо заводское автомобильное средство, предназначенное для подобных теплообменников. В крайнем случае кратковременно используйте слабые щелочные растворы с последующей тщательной промывкой дистиллятом.

Промывка радиатора с помощью лимонной кислоты:
Преимущества — небольшая стоимость, высокая эффективность.
Недостатки — если переборщить с кислотой, это может привести к достаточно неприятным последствиям — со временем кислота может разъесть резиновые и пластиковые элементы системы. Лимонная кислота отличается большой степенью агрессивности, поэтому такую промывку радиатора отопителя вы осуществляете на свой риск и страх.

Промывка радиатора с помощью «кока-колы»:
Преимущества — небольшая стоимость, быстрота, высокая эффективность (в «кока-коле» содержится т. н. ортофосфорная кислота, которая эффективно борется с накипью).
Недостатки такой промывки связаны с содержанием газов и сахара в «кока-коле». Сахар, который находится в составе «кока-колы», может засорить радиатор, а повышенное состояние газов способно оказать отрицательное воздействие на всю систему.

Промывка радиатора отопителя специальными средствами:
Преимущества — эффективность, отсутствие рисков.
Недостатки — медленное действие.

[spoiler title=»Источники»]
[/spoiler]