Крестовина карданного вала

    Кардан, карданный вал или кардан-передача есть почти во всех автомобилях с задним или полным приводом. Это очень важный элемент трансмиссии, а часто приводов дополнительного оборудования, позволяющий передавать крутящий момент между несоосными агрегатами. Выглядеть карданы могут по-разному, но всегда в их основе используется шарнир с крестовиной. И это дает преимущества ее клиентам, ведь из-за особенностей конструкции и принципа работы крестовина карданного вала выходит строя гораздо чаще других элементов.

    Как выглядит крестовина кардана

    Так же, как и звучит ее название. По своей сути, это прямой крест с короткими, одинаковыми осями. Но в автомобилестроении все не так просто, и конструкция крестовины немного сложнее ее видимой части:

    • Тело обязательно должно быть достаточно прочным для возможных нагрузок, и хорошо сопротивляться коррозийному воздействию, ведь она плохо защищена от грязи, воды и технических жидкостей
    • Для свободного движения цапф в проушинах вилок и меньшего износа на шипы обязательно надеты небольшие подшипники, чаще всего игольчатого типа
    • Чтобы подшипник не выскочил из проушины, вся крестовина находилась в нужном положении, а шарнир держал форму, используются разнообразные фиксаторы – стопорные кольца, пластины и другие детали
    • В карданах старого образца и во многих новых моделях в теле крестовины устроена масленка и протоки, по которым смазка подается к подшипникам

    Почему ломаются крестовины

    Сама конструкция и принципы устройства кардана таковы, что крестовина по определению одна из самых маленьких деталей, но нагрузка на нее такая же, как на вилку или трубу. И это только в прямом положении! Когда угол между сопрягаемыми агрегатами изменяется, нагрузка на цапфы и саму крестовину значительно увеличивается. И чем больше угол, тем значительней воздействие, а при приближении к 25 градусам оно становится критическим.

    Также нужно учитывать коррозию и трение. Пусть здесь используются подшипники и специальная смазка, но это не панацея. Рабочий износ поверхностей, повреждение их вследствие химических реакций неизбежны. А еще понемногу деформируются шипы, что приводит к неправильному положению и… увеличению нагрузок. Поэтому, крестовины карданных валов обычно не ремонтируют, а меняют в сборе, и желательно, проводить замену всех аналогичных деталей узла с последующей балансировкой кардана.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector