Круиз-контроль

Круиз-контроль: что такое и как работает

Рассказываем, что такое круиз-контроль, как им пользоваться и как работает в автомобиле.

    Может быть, круиз-контроль — это проверка пассажиров перед посадкой на корабль? Звучит похоже, но нет. Если коротко, это ещё одна встроенная в автомобиль система, которая облегчает жизнь водителям. Зачем напрягаться, если машина может сделать часть работы за вас? Ниже мы подробнее расскажем о том, что это такое, какие бывают виды, как его устанавливать и пользоваться.

    Что такое круиз-контроль

    Что такое круиз-контроль

    Круиз-контроль (происходит от англ. cruise control, по-русски также «САПС» или «автодрайв») — это устройство, задача которого поддерживать постоянный скоростной режим без участия человека. Принцип работы такой: когда водитель отпускает педаль газа, гаджет подаёт сигнал, и скорость увеличивается. И наоборот: если машина едет под горку, САПС снижает ход движения автомобиля. На первый взгляд, такая функция может показаться излишеством. Но практика показала, что в долгой и изматывающей дороге круиз-контроль оказывает водителям огромную помощь. Автодрайвы делятся на два вида:

    1. классический (пассивный);
    2. активный круиз-контроль (он же адаптивный).

    Из чего состоит круиз-контроль

    Состав приборов системы cruise control меняется в зависимости от ее вида.

    Классический — это относительно простое устройство. Состоит из датчиков, блока управления и привода.

    Адаптивный немного «поумнее» и имеет другие функции (о них ниже), поэтому в него входят ещё цифровой радар и процессор.

    Как узнать, есть ли на авто круиз-контроль

    Для этого достаточно взглянуть на руль. Блок управления обычно располагается на нем или под ним.

    Допустим, возможности увидеть машину вживую нет. Тогда можно почитать информацию на сайтах производителя или автосалона.

    Как работает круиз-контроль

    Как работает круиз-контроль

    Автодрайв может работать и на механической, и на автоматической коробке передач.

    На «автомате»

    Начнем с автомата, потому что механика не даёт круиз-контролю реализовать свой потенциал полностью. Передачи переключаются автоматически, что значительно упрощает работу автодрайва.

    Принцип действия простой. Основная задача САПС — движение с постоянной скоростью. Водитель давит на акселератор. Например, ему нужно поддерживать 80 км/ч.  Система запоминает скорость и угол наклона педали. Если в дальнейшем идёт рассогласование (например, при спуске или подъеме в гору), устройство отдаёт соответствующую команду на сектор газа для увеличения или уменьшения подачи топлива.

    На «механике»

    Теперь разберёмся, как работает круиз-контроль на механике. В целом схема такая же, но есть нюанс. Автодрайв не может регулировать такую коробку передач, поэтому иногда машина может просто не вытянуть подъем в очень крутую горку, и водителю все же придётся либо нажать на газ, либо переключить трансмиссию. Но при этом круиз-контроль автоматически отключается. Позже его придётся включать заново.

    Как пользоваться круиз-контролем

    Как пользоваться круиз-контролем

    Есть разные модели, но установка практически на всех одинаковая.

    На панели управления, как правило, есть 4 кнопки:

    Кнопка Функция управления круиз-контролем
    ON/OFF Включить/выключить
    Set/Accel Установить (фиксация скорости)/ Увеличить скорость (2 км/ч)
    Resume Восстановить (если водитель по какой-то причине отключил устройство)
    Coast Снизить скорость (на 2 км/ч)

    Для настройки и активации круиз-контроля необходимо:

    1. Включить его нажатием кнопки ON.
    2. Разогнать автомобиль до необходимой скорости, зафиксировать ее (клавиша SET).
    3. Для увеличения скорости необходимо нажать Accel. Для снижения — Coast. На педали жать не нужно — это отключит систему.
    4. Малейшее нажатие на тормоз или газ дезактивирует систему. Это касается круиз-контроля и на механике, и на автомате. Поэтому, если нужно восстановить прежнюю скорость, нужно нажать Resume.

    На некоторых моделях нет кнопок ON (вместо неё используется Set) и Off (потому что система выключается педалями).

    Ещё один важный момент: при включённом автодрайве нельзя снимать руки с нуля. Иначе он отключится.

    Что такое адаптивный круиз-контроль

    В конце 90-х гг. появилась улучшенная версия классического автодрайва — адаптивный круиз-контроль. Помимо старых функций, он выполнял ещё одну, очень важную — следил за дорогой. Благодаря встроенному цифровому радару и дополнительным датчикам, активный автодрайв запоминает скорость впередиидущей машины и расстояние до неё. Если эта дистанция вдруг начинает сокращаться, устройство замедляет машину.

    На заметку: в некоторых автомобилях, например, BMW, встречается ещё один вид — динамический. Помимо вышеперечисленного, он умеет замедлять движение при повороте и определять состояние дорожного покрытия, а ещё защищает машину от повышенного напряжения.

    Как проверить круиз-контроль

    Работу САПС можно проверить только на скорости более 40 км/ч. На меньшей он просто не запускается.

    Если всё-таки оказалось, что система не работает, не нужно сразу бежать в автосалон. Можно воспользоваться автосканером и попробовать устранить ошибки самостоятельно.

    Самые распространённые причины сбоя:

    • перегорел предохранитель;
    • проблемы с контактами и концевиками;
    • несовместимость деталей;
    • неисправность тормозной системы и ABS;
    • неправильная работа ламп стоп-сигналов.

    Читайте также: Как правильно мыть машину на мойке самообслуживания

    Как установить круиз-контроль самому

    Как установить круиз-контроль самому

    Сразу оговоримся, что круиз-контроль работает почти на всех современных автомобилях, но нужно проверять, есть ли эта опция в «мозгах» машины в принципе.

    Если есть, то дальнейшая установка зависит от комплектации автомобиля. На какой-то понадобится больше деталей, на какой-то меньше.

    Подготовка: выключить зажигание, убрать ключ из замка, отсоединить минусовую клемму аккумулятора, если есть подушки безопасности — отключить и снять. Подождать хотя бы 20 секунд.

    Набор необходимых инструментов:

    1. фигурная отвертка;
    2. шило или острые ножницы;
    3. нож;
    4. головки подходящего размера;
    5. гаечные ключи;
    6. саморезы или шурупы;
    7. сам круиз-контроль;
    8. тросик для подключения (если не входит в комплект к автодрайву);
    9. кронштейн.

    Установка:

    1. Выбрать место для установки круиз-контроля. Чаще всего ставят около топливного фильтра. Обязательно должно быть сухо и с возможностью подвести трос от педали газа. Также не должно быть сильных изгибов.
    2. Подключить к педали газа второй трос. Другой конец подвести и подключить к САПС.
    3. Подключить к тахометру зеленый провод, который отходит от ЭБУ круиз-контроля. Красный провод необходимо соединить со стопами.
    4. Установить кнопку включения/выключения системы с помощью двойного серого провода. Необходимо подключить массу (черный провод), чтобы кнопка работала без ошибок.
    5. Разобрать руль и установить блок управления.
    6. Теперь нужно обязательно проверить автодрайв. О том, как включить круиз-контроль и настроить его, писали выше.

    Читайте также: Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

    Когда запрещено пользоваться круиз-контролем

    Люди зачастую слишком полагаются на устройства, за которые заплатили немало денег. Но есть ряд ситуаций, когда девайсы, даже самые умные, лучше выключить.

    Во-первых, когда скользко. Лёд или лужи мешают соприкосновению автомобиля с асфальтом. Водитель легко теряет управление. А каким бы современным ни был автодрайв, он не сможет вовремя отдать команду на снижение скорости. Такие ситуации возможны в любое время года.

    Во-вторых, при долгих поездках, если водитель слишком устал. Монотонность затормаживает быстроту реакции, а круиз-контроль в некоторой степени снимает с человека ответственность. И вот автомобилист едет расслабленный, а из-за кустов внезапно выскакивает олень или какой-то лихач.

    Плюсы и минусы круиз-контроля

    Подводя итог, разберём преимущества и недостатки устройства.

    Плюсы:

    1. Экономия. Автомобиль поддерживает стабильную скорость, поэтому ему не приходится расходовать лишнее топливо.
    2. Снижает нагрузку на ноги и нижний отдел спины.
    3. Делает маршрут на дальние расстояния проще.

    Минусов поменьше, но они существенны:

    1. Водитель легко теряет бдительность, а ни одно, даже самое умное устройство, не гарантирует полную безопасность.
    2. Как и любой девайс, выходит из строя, а ремонт может вылиться в копеечку.

    И немного нейтральной информации:

    • нет особого смысла приобретать круиз-контроль, если вы не покидаете пределы города;
    • лучше использовать только на прямых трассах (за исключением динамической версии), потому что при нажатии педалей на спусках и поворотах система будет каждый раз отключаться.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector