Рассказываем про цилиндропоршневую группу двигателя, как она работает и из чего состоит, а также раскрываем маркировку поршней.
Содержание
Двигатели внутреннего сгорания – это основная часть автомобиля, которая и позволяет ему перемещаться. Этот основной узел автотранспортного средства представляет тепловую машину. Внутри него химическая реакция сгорания топлива превращается в механическую энергию. Реализуется переход при освобождении энергии в процессе воспламенения. И все это происходит в камере сгорания топлива, с передачей газа через систему цилиндров с вращением коленчатого вала. А, чтобы детально разобраться в основе получения движения, важно рассмотреть работу таких частей, как цилиндро-поршневая группа, которая и выполняет нужную трансформацию.
ЦПГ двигателя: что это
ЦПГ – это цилиндро-поршневая группа. Ее назначение – выполнение вращения коленчатого вала с передачей вращающего движения на ходовую часть автотранспортного средства. А отсюда усилие (движение) распространяется на ведущие колеса. Но, первоначально движение образуется именно в данной группе, где поршень, двигающийся по гильзе, передает движение далее по основным узлам.
В ЦПГ энергия сжатого газа трансформируется в поступательное движение. Далее оно преобразуется в крутящий момент, приводя в движение элементы кривошипно-шатунного механизма.
Состав поршневой группы
ЦПГ включает:
Поршни. Эта деталь совершает возвратно-поступательное движение в направлении вверх-вниз.
Гильзы. Это цилиндрическая полая деталь, внутри которой выполняется движение. Второе название этой детали – цилиндры.
Компрессионные кольца. Они исключают зазор между поршнем и гильзой. Это важно, так как образование люфтов в этой части конструкции двигателя приводит к прорыванию горючих смесей и газов в картер. Конструктивно есть 2 компрессионных кольца.
Маслосъемные кольца. По своему воздействию на гильзу эти кольца снимают излишки масла со внутренних стенок цилиндра (гильзы). Так они предотвращают образование сажи из-за возможного сгорания масла в камере. Присутствует чаще всего одно маслосъемное кольцо. Хотя, встречаются и другие конструкции с точки зрения количества разных видов колец.
Поршневые пальцы. Они соединяют основную деталь и шатун. Фиксация выполняется опрессовкой в точке соприкосновения с шатуном. Там где палец крепится с поршнем, обеспечивается подвижное соединение, которое дает качающее движение.
Юбка поршня. Она придает необходимую высоту цилиндрической части, которая соприкасается с внутренней поверхностью цилиндрического отверстия гильзы. Она является направляющей и может иметь цилиндрическую бочкообразную форму, либо коническую с небольшим углом уклона. Чтобы снизить потери на трении в этой части механизма, на эту поверхность наносится тонкий слой антифрикционного состава.
Бобышка – конструктивный выступающий элемент, который обеспечивает необходимое зацепление.
Шатунный механизм. Дает передачу поступательного движения на элемент коленчатого вала.
Поршень мощного быстроходного дизеля со вставкой под верхнее кольцо. Фото из Википедии
Поршневая группа имеет один ключевой элемент. Состоит он из цилиндра с клапанами и самого поршня, который связан другими деталями с коленчатым валом. Суть его работы в цилиндре (гильзе), можно описать так:
При его перемещении вниз, открывает впускной клапан, через который происходит впрыск ТВС – топливно-воздушной смеси.
Поршень поднимается с одновременным закрытием клапана. Происходит сжатие ТВС. Он перемещается в верхнюю (мертвую) точку.
В этот момент свеча зажигания образует искру. Происходит сгорание ТВС с выделением большого количества газов.
Они оказывают давление. Это вызывает резкое перемещение поршня вниз.
Открывается выпускной клапан, который позволяет отвести выхлопные газы через выпускной коллектор.
Так осуществляется работа с преобразованием и передачей сначала энергии сгорания с возвратно-поступательное движение. А потом с его трансформацией во вращательное.
Из чего состоит поршень
Поршень бензинового двигателя. Фото из Википедии
Поршни двигателя по своему конструктивному устройству объединяют 3 основные части, которые выполняют следующие функции:
Днище поршня берет на себя усилие от газового воздействия и на эту часть приходится максимальная тепловая нагрузка.
Уплотняющая часть исключает прорыв газа, а также передает максимальную часть тепла непосредственно к цилиндру.
Тронк или направляющий элемент. Его функционал – это передача бокового усилия на стенку цилиндра, что позволяет поддержать корректное положение узла.
Если условно объединить днище и уплотняющую часть, то образуется так называемая головка поршня.
Чертёж поршня
Устройство поршня можно детально изучить на чертеже. Тут становится понятным, в каком направлении осуществляется перемещение и какие основные такты может совершать этот узел. Чертеж позволяет изучить, как выглядит поршень и какие размеры в мм имеют основные детали.
Как работает поршень
После того, как становится понятным принцип впрыска топлива, его сгорания и воздействия газов на детали основного узла, стоит изучить более подробно, как это линейное движение трансформируется во вращательное.
Чтобы передать усилия непосредственно от цилиндра к дальнейшим узлам двигателя, могут использоваться:
Кривошипно-ползунный механизм со штоком. Такое сочетание узлов характерно для крейцкопфных двигателей.
Шатун. Он соединяется с основным узлом при помощи сплошного или полого цилиндрического стержня, который называется пальцем.
Важно обратить внимание! Существуют и другие принципы устройства ЦПГ, которые обеспечивают наличие только 2 тактов. В этом случае схема функционирования выгляди т следующим образом:
При перемещении поршня из нижней точки вверх, происходит впуск топлива в камеру сгорания и его поджигание искрой.
Второй такт отмечается самим горением топлива. В этот момент происходит движение ключевой детали вниз. В этом же такте реализуется выпуск выхлопных газов.
НА ЗАМЕТКУ! Поршень – это не только конструктивный узел, который обеспечивает преобразование движения. Он также служит, чтобы отвести избыток тепла от камеры сгорания и обеспечить необходимую герметизацию камеры сгорания топлива.
Виды поршней
Виды детали обусловлены несколькими параметрами:
По конструкции – цельные и составные. Для первых используют метод литья, так как по конфигурации деталь сложная. Для второго типа – различные виды соединений отдельных деталей. Второй вариант – предпочтителен, так как удается добиться более высоких эксплуатационных показателей.
По материалам и технологии обработки цельных деталей их классифицируют на – литые и кованные. Литье происходит под давлением. Так удается получить более точную форму, а значит совершать меньшее количество дополнительных доводок. Для штамповки применяется алюминиевый сплав с добавлением кремний. Эта присадка позволяет получить более высокую прочность. И одновременно с тем, именно кремний дает возможность уменьшить расширение детали при воздействии высоких температур.
Маркировка поршней
Маркировка позволяет судить о:
Размерах узла.
Материале.
Технологии производства. Обозначение содержит номер отливки, схема сборки составного узла.
Допустимых зазорах.
Направлении установки.
Производителе.
И ряде других параметров. Маркировка включает набор – букв, цифр, дополнительных знаков.
Маркировка наносится на поверхности. Дополнительные обозначения набивают на днище. В эту группу знаков входят:
Класс. Это две маркировки – по типу отверстия под стержень в поршне и основной диаметр.
Направление сборки, которое обозначается стрелкой.
Размер, который нужно установить при ремонте.
Группа по массе.
Маркировка ЗМЗ
Примеры маркировки изделия от Заволжского моторного завода:
53-1004015-22.
524.1004015.
Базовое число аналогично группе автомобилей ВАЗ.
Маркировка ВАЗ
Маркировка узла производства ВАЗ зависит от модели. Для автомобиля 2110 маркировка обозначается – 1004015. Номинальный диаметр – 82 мм. После двух ремонтов он может быть увеличен до 82,8 мм. Допустимый интервал зазора в пределах – 0,025…0,045 мм.
Маркировка Тойота
Маркировка двигателя Toyota содержит:
Латинские буквы. Обозначают размер отверстия под палец.
Цифры. Указывают на габарит в области юбки.
Стрелки. Обозначают направление установки.
Поршни завода «Мотордеталь»
Маркировка двигателей, которые производит завод «Мотордеталь — Кострома» объединяет:
Знак EAL и название страны производителя.
Группы по массе и диаметру.
Номер.
Знак ОТК.
Дата производства.
Допустимый зазор между взаимодействующими поверхностями.
Заеданиях и заклиниваниях. Они образуются в результате воздействия многочисленных тактов перегрева и охлаждения. Это свидетельствует об износе детали. Образуется из-за нарушения циркуляции масла и охлаждающего состава; засорах; неполадках в радиаторе или вентиляторе; повреждении помпы.
Длительном применении неподходящего топлива с низким октановым числом. Здесь происходит сбой в работе топливных форсунок или системы зажигания. Могут появляться задиры на рабочих поверхностях.
Разрушении колец. Это состояние вызывает излишне высокая температура в цилиндро-поршневой группе.
А также ряде других условий, когда нарушается полноценная работа двигателя.
Установка поршня в двигатель
Для этой манипуляции необходимо выполнить подбор детали. Купить рекомендуется оригинал или приближенный к нему узел, который будет соответствовать размерным и иным показателям. Ремонт выполняют:
Приобретением и сменой только блока цилиндров вместе с кривошипно-шатунным механизмом.
Полной заменой двигателя внутреннего сгорания. Этот вариант является более затратным, но гарантирует точное соответствие всех деталей и их слаженную работу в дальнейшем. Особенно в том случае, если приобретен оригинал завода производителя.
Если выполняется установка только нового узла, то выполняют следующие действия:
Сливают остатки масла. Демонтируют головку вместе с прокладкой.
Снимают нагар с верхней части гильзы. Вытаскивают поршень. Определяют причину сбоев.
Замеряют диаметр. Это важно выполнить тщательно, чтобы верно подобрать габарит.
Снимают поддон и спускают остатки масла.
Осматривают дно на отсутствие обломков и металлических сломанных частей.
Масляную пленку анализируют на просвет. Если в ней наблюдаются искринки, это указывает на износ вкладышей.
Основную часть вытаскивают вместе с кольцами и шатуном. При наличии на нем задиров, трещин, посинения в области юбки и прочих дефектах, его меняют на новый. Чаще всего это происходит вместе с бронзовой втулки с головки, шатуном и пальцем, так как эти детали работают вместе.
Чтобы обеспечить корректное функционирование автомобиля, за этой услугой лучше обратиться к мастерам. И, хотя цена ремонта в этом случае существенно увеличивается, но зато обеспечивает бесперебойность и гарантию.