Рассказываем, как выполнить чистку дроссельной заслонки автомобиля, где она находится и какое средство лучше выбрать.
Двигатель состоит из разных узлов и деталей, выполняющих строго определенные функции, проблемы в одной части приводят к нарушению работы всей системы. Регулировку подачи воздуха внутрь камеры сгорания обеспечивает дроссельная заслонка (ДЗ или дроссель). Со временем на ней оседает нагар и пыль, тогда она требует чистки. Если этого не делать, то возникают проблемы в запуске двигателя, заслонка начинает залипать, пропускать воздух, появляются плавающие обороты. Разбираемся, как часто необходимо чистить ДЗ, какие ошибки встречаются, что используют для чистки.
Определимся, для чего необходима деталь. Итак, дроссельная заслонка — это задвижка, регулирующая приток воздуха в камеру внутреннего сгорания двигателя автомобиля. Для чего это нужно? Чтобы топливо сгорало, в камеру должен поступать воздух, без его участия процесс невозможен, но количество потока непостоянно — оно меняется в зависимости от режима работы авто.
На малых оборотах требуется небольшое количество воздуха. При движении на скорости, в гору, при сложных условиях вождения объем потребления топлива увеличивается и, соответственно, для его более эффективного сгорания воздуха должно быть больше. Дроссельная заслонка как раз и регулирует воздушный поток, обеспечивая эффективное использование нефтепродуктов, повышая давление в системе до атмосферных значений при открытом клапане или, образуя вакуум при его полном закрытии.
Дроссель устанавливается в двигателях, работающих на бензине, без него водитель не сможет управлять оборотами. В дизельных силовых агрегатах задвижки также имеются, однако они предназначены для выполнения других функций: остановки мотора при аварийной ситуации и для восстановления рециркуляции газов.
В классическом варианте заслонка устанавливается между фильтром и коллектором. Это не труднодоступное место, так что добраться до нее несложно — для этого необязательно обладать специальными навыками и инструментом.
Основная функция дроссельной задвижки — пропуск в двигатель внутреннего сгорания топливовоздушной смеси в необходимой концентрации. От этого зависит: стабильная работа двигателя, расход топлива, другие параметры.
На заметку. Производители не торопятся отказываться от установки ДЗ в дизельных двигателях несмотря на то, что особой потребности в их использовании нет, но узел применяется для критического отключения силового агрегата, что важно для безопасности.
Разбираемся, что такое дроссельная заслонка в плане устройства, из каких элементов она состоит:
Устройство может отличаться — это зависит от вида дросселя: он бывает механический, электромеханический и электронный.
В первом случае управление осуществляется нажатием педали, в последнем — посредством электронного управления. Механические задвижки чаще установлены на недорогих автомобилях, произведенных до начала нулевых, современные авто имеют электронные заслонки. Электромеханические модели — промежуточный вариант между механикой и электроникой.
На заметку. Механические Д.З. реже ломаются, но они обеспечивают менее точную концентрацию топливовоздушной смеси, для электронных аналогов такая проблема отсутствует.
Автомобиль не работает в идеальных условиях: мы ездим по пыльным дорогам, не всегда вовремя заменяем топливные фильтры или заливаем качественный бензин. Тогда необходима чистка дроссельной заслонки.
Так зачем же это делать? Ответ лежит на поверхности: в процессе эксплуатации автомобиля на узле образуется слой грязи и нагар — это влияет на функционирование двигателя. Появляются проблемы: мотор запускается хуже, не так резво, как раньше, у него зависают обороты, ухудшается динамика работы силового агрегата.
То есть, неприятности есть, они существенные, их необходимо устранять, поэтому не затягивайте с этим. Разбираемся, когда нужно чистить дроссельный узел.
Мнения о периодичности чистки задвижки более-менее совпадают. Капитальная очистка со съемом заслонки необходима каждые 30—50 тыс. км. Профилактическое мытье без демонтажа можно делать каждые 10—15 тыс. км. Более точные сроки зависят от стиля и условий вождения.
Иногда невозможно вовремя проконтролировать километраж и своевременно почистить ДЗ. Тогда смотрим на симптомы: автомобиль заранее начинает нас предупреждать о проблемах, и внимательный водитель обязательно заметит их. Насторожитесь если:
Один признак или даже несколько из перечисленных не всегда говорят, что узел грязный и необходимо сделать очистку дроссельной заслонки, возможно, проблема в другом, но вероятность неисправности дросселя большая.
На заметку. Можно визуально определить степень загрязненности ДЗ. Для этого откройте капот, найдите воздушный фильтр и коллектор и между ними алюминиевую деталь — это и есть заслонка. В некоторых моделях она может располагаться внутри фильтра, а в старых авто к ней подсоединен тросик.
Отсутствие опыта часто приводит к плачевному результату. Популярная ошибка — многие водители чистят узел чаще, чем это требуется, по этому поводу есть даже несколько анекдотов. Но давайте о других распространенных ошибках:
Обращаем внимание, что промывка дроссельной заслонки несложна, имея небольшой опыт в ремонте автомобиля и нужный инструмент, выполнить ее можно и без заезда в автосервис. Действуйте по такому алгоритму:
Далее соберите узел в обратном порядке. Если в вашем автомобиле имеется решетка, то не забудьте почистить и ее.
Мы уже говорили, что чистку ДЗ без снятия можно допускать, однако в этом случае загрязненными останутся внутренние стенки, каналы и позже вам все равно придется демонтировать деталь, чтобы провести капитальную мойку. Но как временный вариант он имеет право на жизнь. Алгоритм действий такой:
Постарайтесь максимально попасть очистителем во все каналы. Затем установите воздуховод обратно. Процесс завершен. Такую чистку рекомендуем проводить не более чем через 10—15 тыс. км.
Прежде чем чистить дроссельную заслонку, выбираем средство. Некоторые автолюбители используют для этих целей обычный ацетон или растворитель — это не совсем правильно, так как есть вероятность испортить внутренности двигателя. Тем более сегодня любой автомагазин предлагает на выбор ассортимент недорогих профессиональных средств. Кроме жидкости для чистки понадобятся:
Если вы не используете подручные средства в виде ацетона или бензина (такое тоже случается), то не поленитесь сходить в автомагазин и купить специальные жидкости. Мы рекомендуем:
Итак, прежде чем промыть дроссельную заслонку, выберите средство и внимательно прочитайте инструкцию, потом приступайте к работе.
На заметку. После мойки необходима адаптация ДЗ или, другими словами, калибровка. В противном случае возможно появление щели между пятаком и корпусом, через которую дополнительный воздух будет поступать в двигатель, что вызовет повышение оборотов.
Со временем дроссельная система загрязняется и требует чистки, другой вопрос, что этот момент можно оттянуть и выполнить работу, например, не через 30, а 70 тыс. км. Основные причины быстрого загрязнения:
Заливая нормальный бензин, своевременно меняя фильтры вы не только избавите себя от преждевременной чистки задвижки, но и от других проблем, появляющихся при несоблюдении этих правил.
Дроссельная заслонка — необходимый элемент в сложной системе механизмов автомобиля, ее своевременная чистка избавит вас от многих неприятностей.