Чистка дроссельной заслонки

Рассказываем, как выполнить чистку дроссельной заслонки автомобиля, где она находится и какое средство лучше выбрать.

    Двигатель состоит из разных узлов и деталей, выполняющих строго определенные функции, проблемы в одной части приводят к нарушению работы всей системы. Регулировку подачи воздуха внутрь камеры сгорания обеспечивает дроссельная заслонка (ДЗ или дроссель). Со временем на ней оседает нагар и пыль, тогда она требует чистки. Если этого не делать, то возникают проблемы в запуске двигателя, заслонка начинает залипать, пропускать воздух, появляются плавающие обороты. Разбираемся, как часто необходимо чистить ДЗ, какие ошибки встречаются, что используют для чистки.

    Дроссельная заслонка: что это такое?

    Дроссельная заслонка: что это такое?

    Определимся, для чего необходима деталь. Итак, дроссельная заслонка — это задвижка, регулирующая приток воздуха в камеру внутреннего сгорания двигателя автомобиля. Для чего это нужно? Чтобы топливо сгорало, в камеру должен поступать воздух, без его участия процесс невозможен, но количество потока непостоянно — оно меняется в зависимости от режима работы авто.

    На малых оборотах требуется небольшое количество воздуха. При движении на скорости, в гору, при сложных условиях вождения объем потребления топлива увеличивается и, соответственно, для его более эффективного сгорания воздуха должно быть больше. Дроссельная заслонка как раз и регулирует воздушный поток, обеспечивая эффективное использование нефтепродуктов, повышая давление в системе до атмосферных значений при открытом клапане или, образуя вакуум при его полном закрытии.

    Где находится дроссельная заслонка

    Дроссель устанавливается в двигателях, работающих на бензине, без него водитель не сможет управлять оборотами. В дизельных силовых агрегатах задвижки также имеются, однако они предназначены для выполнения других функций: остановки мотора при аварийной ситуации и для восстановления рециркуляции газов.

    В классическом варианте заслонка устанавливается между фильтром и коллектором. Это не труднодоступное место, так что добраться до нее несложно — для этого необязательно обладать специальными навыками и инструментом.

    Для чего нужна дроссельная заслонка

    Для чего нужна дроссельная заслонка

    Основная функция дроссельной задвижки — пропуск в двигатель внутреннего сгорания топливовоздушной смеси в необходимой концентрации. От этого зависит: стабильная работа двигателя, расход топлива, другие параметры.

    На заметку. Производители не торопятся отказываться от установки ДЗ в дизельных двигателях несмотря на то, что особой потребности в их использовании нет, но узел применяется для критического отключения силового агрегата, что важно для безопасности. 

    Конструкция дроссельной заслонки

    Разбираемся, что такое дроссельная заслонка в плане устройства, из каких элементов она состоит:

    • Корпус. Защищает внутренние элементы, собирает их в единый узел.
    • Заслонка. Имеет вид клапана или круглой задвижки, вращающихся в единой плоскости.
    • Ось. Имеет форму цилиндра, предназначена для вращения клапана.
    • Патрубки. Необходимы для улавливания паров топлива, для охлаждения жидкости, вентиляции.
    • Датчики. Передают информацию на основной блок.
    • Регулятор холостого хода. Немного приоткрывает заслонку без нажатия педали.

    Устройство может отличаться — это зависит от вида дросселя: он бывает механический, электромеханический и электронный.

    В первом случае управление осуществляется нажатием педали, в последнем — посредством электронного управления. Механические задвижки чаще установлены на недорогих автомобилях, произведенных до начала нулевых, современные авто имеют электронные заслонки. Электромеханические модели — промежуточный вариант между механикой и электроникой.

    На заметку. Механические Д.З. реже ломаются, но они обеспечивают менее точную концентрацию топливовоздушной смеси, для электронных аналогов такая проблема отсутствует.

    Нужно ли чистить дроссельную заслонку

    Нужно ли чистить дроссельную заслонку

    Автомобиль не работает в идеальных условиях: мы ездим по пыльным дорогам, не всегда вовремя заменяем топливные фильтры или заливаем качественный бензин. Тогда необходима чистка дроссельной заслонки.

    Читайте также: Рассказываем, как правильно мыть машину на мойке самообслуживания, привлагаем подробную инструкцию, а также называем особенности зимней и летней мойки автомобиля.

    Так зачем же это делать? Ответ лежит на поверхности: в процессе эксплуатации автомобиля на узле образуется слой грязи и нагар — это влияет на функционирование двигателя. Появляются проблемы: мотор запускается хуже, не так резво, как раньше, у него зависают обороты, ухудшается динамика работы силового агрегата.

    То есть, неприятности есть, они существенные, их необходимо устранять, поэтому не затягивайте с этим. Разбираемся, когда нужно чистить дроссельный узел.

    Как часто необходимо чистить дроссельную колонку

    Мнения о периодичности чистки задвижки более-менее совпадают. Капитальная очистка со съемом заслонки необходима каждые 30—50 тыс. км. Профилактическое мытье без демонтажа можно делать каждые 10—15 тыс. км. Более точные сроки зависят от стиля и условий вождения.

    Симптомы грязной дроссельной заслонки

    Иногда невозможно вовремя проконтролировать километраж и своевременно почистить ДЗ. Тогда смотрим на симптомы: автомобиль заранее начинает нас предупреждать о проблемах, и внимательный водитель обязательно заметит их. Насторожитесь если:

    • Упало качество запуска мотора.
    • Есть провалы или полная остановка оборотов.
    • Двигатель работает рывками.
    • Плавают обороты.

    Один признак или даже несколько из перечисленных не всегда говорят, что узел грязный и необходимо сделать очистку дроссельной заслонки, возможно, проблема в другом, но вероятность неисправности дросселя большая.

    На заметку. Можно визуально определить степень загрязненности ДЗ. Для этого откройте капот, найдите воздушный фильтр и коллектор и между ними алюминиевую деталь — это и есть заслонка. В некоторых моделях она может располагаться внутри фильтра, а в старых авто к ней подсоединен тросик.

    Ошибки при очистке

    Отсутствие опыта часто приводит к плачевному результату. Популярная ошибка — многие водители чистят узел чаще, чем это требуется, по этому поводу есть даже несколько анекдотов. Но давайте о других распространенных ошибках:

    • Часто водители не хотят снимать задвижку и проводят профилактическую чистку — это можно делать при небольшом пройденном километраже, в противном случае внутренняя стенка и каналы останутся грязными.
    • Не прилагайте чрезмерных усилий при работе с ветошью, так вы можете повредить не только сам клапан, но и датчик положения ДЗ.
    • Не используйте щетки, только мягкие материалы: распространены случаи, при которых повреждается внутренний молибденовый слой, необходимый для лучшего протекания потока — это приводит к пропуску воздуха и повышению оборотов.

    Как снять дроссельную заслонку

    Как снять дроссельную заслонку

    Обращаем внимание, что промывка дроссельной заслонки несложна, имея небольшой опыт в ремонте автомобиля и нужный инструмент, выполнить ее можно и без заезда в автосервис. Действуйте по такому алгоритму:

    • Откройте капот, найдите заслонку (мы писали, как это сделать) и демонтируйте воздуховод, идущий от нее к воздушному фильтру.
    • Демонтируйте ДЗ, для этого придется открутить несколько болтов, обычно 2—4, а также разъемы с клапана.
    • Для промывки используйте специальное средство из автомагазинов для чистки карбюратора, применяйте ветошь, не забывайте за внутренние части заслонки.

    Далее соберите узел в обратном порядке. Если в вашем автомобиле имеется решетка, то не забудьте почистить и ее.

    Как почистить дроссельную заслонку без снятия

    Мы уже говорили, что чистку ДЗ без снятия можно допускать, однако в этом случае загрязненными останутся внутренние стенки, каналы и позже вам все равно придется демонтировать деталь, чтобы провести капитальную мойку. Но как временный вариант он имеет право на жизнь. Алгоритм действий такой:

    • Демонтируем воздуховод, подбираемся к заслонке.
    • Брызгаем специальным очистителем на поверхность, удаляем грязь ветошью.
    • Открываем задвижку, чистим грязь по бокам.

    Постарайтесь максимально попасть очистителем во все каналы. Затем установите воздуховод обратно. Процесс завершен. Такую чистку рекомендуем проводить не более чем через 10—15 тыс. км.

    Чем чистить дроссельную заслонку

    Чем чистить дроссельную заслонку

    Прежде чем чистить дроссельную заслонку, выбираем средство. Некоторые автолюбители используют для этих целей обычный ацетон или растворитель — это не совсем правильно, так как есть вероятность испортить внутренности двигателя. Тем более сегодня любой автомагазин предлагает на выбор ассортимент недорогих профессиональных средств. Кроме жидкости для чистки понадобятся:

    • Куски льняной или хлопчатобумажной ветоши для мытья заслонки.
    • Ушные палочки для чистки в труднодоступных местах, куда не пролезет рука.
    • Набор отверток для демонтажа задвижки.

    Читайте также: Рассказываем, что такое инжектор в автомобиле, какой у него принцип работы и как устроен, перечисляем типы инжекторов, сравниваем с карбюратором.

    Какой лучше очиститель для дроссельной заслонки купить

    Если вы не используете подручные средства в виде ацетона или бензина (такое тоже случается), то не поленитесь сходить в автомагазин и купить специальные жидкости. Мы рекомендуем:

    • LIQUI MOLY (LM-5111): аэрозоль, продается в баллончиках по 400 г, дороже других, но лучше всех удаляет любое отложение и грязь.
    • ABRO (CC-220): аэрозоль, баллончик емкостью в 220 г, качественно чистит масло и грязь, стоит меньше LIQUI MOLY.
    • Mannol Carburetor Cleanor: аэрозоль, баллончик на 400 г, дешевый, неплохо справляется со своими функциями.

    Итак, прежде чем промыть дроссельную заслонку, выберите средство и внимательно прочитайте инструкцию, потом приступайте к работе.

    На заметку. После мойки необходима адаптация ДЗ или, другими словами, калибровка. В противном случае возможно появление щели между пятаком и корпусом, через которую дополнительный воздух будет поступать в двигатель, что вызовет повышение оборотов.

    Причины загрязнения и как с ними бороться

    Со временем дроссельная система загрязняется и требует чистки, другой вопрос, что этот момент можно оттянуть и выполнить работу, например, не через 30, а 70 тыс. км. Основные причины быстрого загрязнения:

    • Некачественный бензин. Добавление присадок для повышения октанового числа приводит к образованию осадков и появлению нагара, который накапливается на заслонке, наш совет: заправляйтесь на проверенных заправках.
    • Забитый топливный фильтр. Его своевременная замена предотвратит попадание грязи в топливную систему и затем на задвижку.
    • Грязь в системе впуска. Появляется в результате забитого воздушного фильтра, износа воздуховода, других механических повреждений системы.
    • Масляная пыль в приточной вентиляции. Из-за нарушения герметичности системы попадает в камеру через крышку клапана, где сгорает и оставляет отложения на заслонке.

    Заливая нормальный бензин, своевременно меняя фильтры вы не только избавите себя от преждевременной чистки задвижки, но и от других проблем, появляющихся при несоблюдении этих правил.

    Дроссельная заслонка — необходимый элемент в сложной системе механизмов автомобиля, ее своевременная чистка избавит вас от многих неприятностей.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector