Ещё пару-тройку десятилетий назад выбор свечей зажигания на прилавках автомагазинов ограничивался двумя-тремя моделями, которые отличались калильным числом и длиной резьбовой части. Сегодня наряду с медными и хромо-никелевыми свечами появились изделия, при изготовлении которых используется платина или иридий. Попробуем разобраться в их особенностях и решить дилемму: какие свечи зажигания лучше установить на собственный автомобиль — иридиевые или платиновые.
Они появились позже платиновых. От первых они отличаются пробегом. Здесь нижняя граница на уровне 100 км., что немного выше конкурентов. Ещё пара интересных сведений о свечах из иридия.
Существует несколько разновидностей свечей. Два и более электрода, факельная конструкция, плазменное факельное воспламенение. Все производители имеют в своем ассортименте свечи зажигания с различным типом электродов.
Выбор производителя не так принципиален, как выбор модели и технологии изготовления.
Тем не менее можно выделить некоторые особенности брендов:
Соответственно, купив свечу зажигания с логотипом фирмы производителя, которая выпускает продукцию для торговой марки вашего авто, вы просто сэкономите деньги, не потеряв в качестве. Зачастую part number изделия совпадает на расходниках с маркой автомобиля и оригинальным названием производителя.
Рейтинг: 4.9
Почётным лидером рейтинга становится всемирно известная корпорация Bosch, круг деятельности которой затронул производство свечей зажигания для бензиновых двигателей автомобилей, мототранспорта и даже садового инвентаря. Самое важное отличие этой компании от других заключается в следовании традициям, а именно неизменному соблюдению геометрических пропорций изолятора и электродной части. Впрочем, здесь находится место и точечным улучшениям, таким как изменение концентрации материалов электродов (как боковых, так и центрального), добавление легирующих компонентов, а также игра со взаимным расположением контактов друг относительно друга.
Судя по отзывам потребителей и увиденному в каталогах, основная масса свечей зажигания от Bosch относится к бюджетному сегменту. И, что самое главное, концентрация подделок здесь в разы меньше, нежели у других известных производителей. В качестве одного из представителей ассортимента можно выделить иридиевую свечку Bosch FR7LDC+, рабочий ресурс которой составляет 100 тысяч километров. Кроме того, она же в значительной степени влияет на показатели прилива мощности при уменьшении расхода топлива (минимизируются потери недогоревшей части смеси).
Рейтинг: 4.8
В одном шаге от лидера остановилась немецкая фирма Beru, любящая экспериментировать над геометрией рабочей части свечей зажигания едва ли не больше, чем японская Denso или американская Autolite. Российским потребителям она нравится за счёт огромного выбора подходящего товара, сбалансированных цен и тому фактору новизны, что положительно сказывается на рабочих моментах.
При проведении исследований компания Beru придерживается позиции нивелирования недостатков двигателей по части работы, будь тому причиной неграмотные инженерные решения или постепенный износ основных узлов. На наш взгляд, это самый правильный подход, который и вылился в появление на рынке очень интересной продукции. Например, чрезвычайно популярная четырёхэлектродная свеча ULTRA-X79 с ассиметричным расположением парных контактов относительно общего сердечника. Такая геометрия рабочей части была воссоздана с целью улучшить стабильность работы при пониженном напряжении, для чего два электрода были придвинуты по отношению к центральному. Это позволяет уменьшить сопротивление при пробое, а также компенсировать недостаток его мощности. И таких примеров в ассортименте Beru, на поверку, очень много…
Рейтинг: 4.8
Бронза в споре европейских производителей достаётся известнейшей компании Finwhale – крупнейшему поставщику расходников к автомобилям отечественного производства. Больше самих потребителей, свечи от данной фирмы любят работники сервисных центров, рекомендующих ставить их под капоты не только автомобилей ВАЗ, но и многих других бюджетных авто в России.
По словам экспертов, главное конкурентное преимущество свечей Finwhale – низкая цена и большая распространённость на рынке вкупе с низким уровнем фальсификации. Максимальный срок эксплуатации платиновых образцов (иридиевые в свободной продаже появляются нечасто) составляет 80 тысяч километров, но в целом ситуация такова, что эта цифра не очень равномерна. В качестве наиболее популярных свечек здесь можно выделить ходовые F508 и F706, поскольку они пригодны под установку на ВАЗ моделей от 2106 до 2110. Рабочие характеристики в норме, серьёзных нареканий нет, да и по уровню затрат выглядят они куда логичнее, чем премиальные образцы, скажем, от Brisk или NGK.
Рейтинг: 4.7
Чешская фирма Brisk занимает четвёртую строчку рейтинга, являясь номинальным лидером европейского сегмента рынка по эффективности работы собственных разработок. Это компания, рабочий потенциал которой измеряется тысячами выпущенных моделей свечей зажигания, а также постоянным изысканием идеальной формулы под частные случаи комплектации движков. Естественно, ничего не стоит запутаться в бесконечных дебрях такого разнообразия.
Вот уже несколько лет главным ньюсмейкером в ассортименте Brisk выступает свеча модели LOR15LGS класса Premium. Помимо того, что в её основе лежит конструкция разрядника с четырьмя электродами, выполненными в виде лепестков, каждый из них имеет оригинальное расположение относительно сердечника. Влияние такой конфигурации разрядника выражено в том, что на номинальном напряжении искра совершает больший путь по изолятору, обеспечивая высокую вероятность поджога смеси с выгоранием по максимально большему объёму камеры цилиндра. Стоит такая свечка достаточно дорого, однако часто применяется в немецких, японских и корейских автомобилях (Mercedes, BMW, Honda, KIA и пр.), а также во флагманских моделях «АвтоВАЗ».
Рейтинг: 4.7
Ещё один французский производитель свечей зажиганий, очень популярный на территории Европы. Впрочем, на российском рынке его знают в качестве штатного «сменщика» свечей от Bosch или чешского Brisk. Общих черт среди них действительно хватает – сразу видно, что Valeo пытается делать продукт по лекалам более известных фирм, но получается не всегда отлично. Потребители в большинстве своём обращают внимание на неравномерность работы и наличие пропусков при повышении оборотов, что характерно для ситуации установки свечей «горячего» пуска на форсированные движки.
Как бы там ни было, достойных образцов среди ассортимента продукции у французов достаточно. Например, R76H11 – одноэлектродная свечка с усреднёнными параметрами, дающая ощутимый выигрыш в экономии топлива и мощности по сравнению с аналогами ряда конкурентов. Оптимальная подгонка межэлектродного зазора даёт стабильно хорошее искрообразование, которое, в свою очередь, влияет на параметры сгорания топлива в камере, позволяя расходовать меньше бензина за счёт пресловутого уменьшения потерь на выброс (и догорание в выпускном коллекторе). Таким образом выигрыш по топливу составляет до 2,0%!, равно как и прибавка к мощности.
Рейтинг: 4.6
Компания, давно и уверенно обосновавшаяся на российском рынке автозапчастей. Является неизменным поставщиком свечей зажигания на конвейеры известных автопроизводителей (в том числе и на ВАЗ), не забывая, при этом, активно снабжать розничный рынок.
За годы производственной деятельности ассортимент свечей от SCT поделился на четыре обособленных класса:
Пускай SCT и остаётся, по большей части, игроком «второго эшелона», но своё место в рейтинге заслуживает однозначно.
Рейтинг: 4.5
Малоизвестная французская компания, производящая свечи зажигания для сборочных конвейеров Renault и Peugeot, и постепенно выходящая за рамки рынка одной страны. Главный постулат Eyquem – работа на качество, что подтверждается каждой новой разработкой.
Если история компании представляет собой довольно однообразное существование в реалиях преимущественно французского сегмента, то с продукцией не всё так однозначно. Выпустив партию свечей в розницу, Eyquem сразу же завоевала небольшой процент потребителей, «клюнувших» на невысокую стоимость и приемлемые рабочие показатели. Пожалуй, самыми яркими представителями компании можно назвать RFC58LZ2E и RFN58LZ, калильное число которых равно 17 (крайний случай «горячих» свечей зажигания). Иными словами, ориентированы эти свечи исключительно на сегмент городских автомобилей без претензий на спорт. Выполненные из никелевого сплава, электроды этих моделей обработаны специальным противонагарным составом, который препятствует появлению дефектов на металле. Таким образом, достигается повышенный рабочий ресурс, да и внешнее сходство с рядом оригинальных (заводских) свечей также играет важную роль. Все эти характеристики, в целом, присущи и другим продуктам от Eyquem, поэтому компания достойна вхождения в рейтинг лучших.
Кроме того, изделия могут делать с применением иридия и платины. Использование благородных металлов позволяет существенно увеличить функциональность элементов. Раньше оптимальным выбором тут выглядела платина, поскольку такой материал эффективно противостоит разрушению.
Но не так давно на рынке появились свечи нового поколения – из иридия. Так как этот металл начинает плавиться при еще более высоких температурах, именно иридий сейчас широко используют при изготовлении лучших свечей. Кроме того, материал достаточно твердый, а также хорошо противостоит ржавчине, что повышает срок его использования. Но, как ни крути, а платиновые и иридиевые модели на порядок лучше обычных изделий.
Не думайте, что отдельные элементы платиновых свечей зажигания полностью изготовлены из этого благородного металла. Конечно же, это не так. Платина ценится так же, как золото, поэтому производители используют лишь тонкие пластинки, которые методом напыления монтируют на рабочих зонах более тонких центральных и боковых электродов. В остальном изделия с гордой меткой «Platinum» на упаковке внешне неотличимы даже от той продукции, которая продается на рыночных лотках «по рублю за кило», не говоря уж о качественных изделиях известных марок. Что же касается технических характеристик и эксплуатационных преимуществ, то здесь отличия от традиционных свечей зажигания более существенны.
Платина в свечах зажигания противостоит действию высоких температур и демонстрирует высокую антикоррозионную стойкость, благодаря чему производителям удаётся увеличить срок службы свечей и получить ряд других преимуществ:
Если говорить о долговечности, то ресурс платиновых свечей зажигания в 3-4 раза превышает срок службы стандартных. Производители гарантируют их работоспособность при пробегах 50-60 тыс. км, но, как показывает практика, владельцы задумываются об их замене, когда одометр показывает пробег более 80 тыс. км.
Традиционно обозначение свече дают по материалу центрального электрода. Различают платиновые, иридиевые, никелевые, медные с жаростойким покрытием. Реже применяются золотые и палладиевые свечи зажигания – обычно они встречаются в гоночных болидах и мотоциклах.
Наряду с центральным электродом устанавливают и боковые. Материал может быть менее жаростойким, что приводит к постепенному выгоранию поджигателей под действием частых искровых разрядов. И всё зависит от выбора изготовителя.
Свечи этой серии имеют платиновое напыление на электродах. Несмотря на простую конструкцию (только один боковой электрод), качество искрообразования не уступает многоэлектродным конструкциям.
Производителям удалось получить долговечность иридиевой свечи используя более дешевый металл – платину.
Преимущества:
Недостатки:
Один из лучших экземпляров по продолжительности использования. Автолюбители отмечают в отзывах, что данная свеча не теряет характеристик вплоть до пробега 50 000 км. Покрытие иридиевое, отсюда самая высокая в обзоре стоимость.
Существенной экономии в сравнении с дешевыми свечами не получится. Стоимость дороже ровно во столько, на сколько дольше проходит комплект. Однако все это время вы будете уверены не только в стабильном запуске двигателя, но и в нормальном расходе бензина.
Преимущества:
Недостатки:
Эта свеча имеет инновационную конструкцию центрального электрода. Тончайший сердечник заподлицо утоплен в керамический изолятор. В результате искра становится похожа на плазменный разряд, устойчиво работающий при пониженном напряжении в бортовой сети.
Платиновое покрытие позволяет увеличить ресурс между заменами до 60000 км, но лишь при использовании качественного топлива. Цена высокая, но до иридиевых аналогов далеко.
Преимущества:
Недостатки:
Отличительная особенность конструкции – медный сердечник у обеих электродов: центрального и бокового. С одной стороны, снижаются потери тока при низком напряжении, с другой стороны – не самый высокий ресурс. При этом цена на уровне топ моделей. Позитивный момент – хорошая прибавка мощности, особенно на высоких оборотах, когда более дешевые аналоги дают неустойчивую искру.
Преимущества:
Недостатки:
Читайте также: Лада приора ремень генератора с кондиционером размер
Рейтинг: 4.9
Безусловный лидер американского сегмента свечей зажигания, активно сотрудничающий с целым рядом премиальных автопроизводителей и крупнейших концернов: Honda, Lexus, Jaguar, General Motors и т.д. Постоянно ищет пути улучшения рабочих показателей продукции, для чего открыл целое подразделение для проведения штатных исследований. Одной из самых сильных разработок Champion можно назвать трёхконтактную классическую свечу N9BYC4, ресурса которой хватает на 50-70 тысяч километров пробега. Существуют в ассортименте и модифицированные изделия, в которых никель объединён с медью (удельная температура плавления, а также проводимость которой выше), что повышает срок службы, например, стандартной одноэлектродной свечи в несколько раз.
Как отмечают эксперты, фирма Champion никогда не славилась погоней за новыми технологиями, и из года в год была ограничена «обкатыванием» никелевых и совсем немного платиновых свечей. Однако несколько лет назад концепция развития конкурентов подтолкнула американцев к форсированию темпов собственного производства и, в частности, к началу исследований в области улучшения работы иридиевых свечей. Никакого внушительного толчка технологии вперёд с их стороны мир пока так и не увидел, но тенденция уверенно намечается.
Рейтинг: 4.8
Вторая строчка рейтинга достаётся добротной компании Autolite, сделавшей себе имя в среде мирового автоспорта. Некогда специальное производственное подразделение, они занимались исследованием работы различных типов свечей в двигателях с разной конфигурацией параметров. После, на основании опытных данных, выводили сбалансированные показатели, которыми должен обладать элемент подачи искры. Таким образом, весь ассортимент товара от Autolite чётко разделился на четыре группы:
На отечественном рынке Autolite представлен уже давно, но из-за низкой популярности (приобретают их в основном узкий круг «обитателей» тематических форумов) не может похвастать теми же объёмами продаж, что и лидер рейтинга.
Рейтинг: 4.7
Американская производственная компания, занимающаяся выпуском широкой номенклатуры запчастей для автомобилей более 50 мировых марок. Среди обилия тормозных колодок, ремней, натяжителей и различных фильтров в их ассортименте нашлось место и обыденным свечам зажигания. Как показывает практика, вся маркированная линейка элементов подачи искры от ACDelco – ничто иное как хороший аналог заводских свечей, ставящихся в автомобиль на этапе сборки. Такой интересный вывод пришёл к потребителям, которые путём простого визуального сравнения оценили схожесть продуктов (например, ACDelco 41602 является одной из копий свечки Toyota 90919-01164).
В реалиях же всё оказывается куда проще: данная компания является дочерним предприятием Genetal Motors, который поставляет детали на сборочные конвейеры целого ряда грандов автомобилестроения (в частности, той же Toyota, Chevrolet (модели Niva), Honda и пр.). Если говорить о ресурсе и работоспособности свечей зажигания, то выделить здесь особо нечего – вся линейка, от никелевых до иридиевых, работает очень предсказуемо, выдерживая положенный срок службы. Также ACDelco старается активно видоизменять форму боковых электродов, однако на деле это не несёт в себе никаких ощутимых улучшений.
Сочетание невысокой цены и хороших параметров. Производитель говорит, что газовые моторы будут плохо работать с такими свечами, в то же время, на практике отзывы владельцев совершенно иные. В принципе, это можно расценивать как дополнительный плюс.
В свече есть четыре встроенных электрода, которые находятся на разном расстоянии от сердечника. В результате, искра получается достаточно устойчивой.
Из плюсов стоит выделить просто феноменальную экономичность, а также снижение уровня шума работы мотора. Но вот прирост мощности будет небольшим – максимум, 3,5 процента.
В общем, выбор свечи зажигания зависит от нескольких факторов. Прежде всего, тут необходимо учитывать особенности вашего транспортного средства. Кроме того, следует доверять проверенным производителям, отзывы о которых вызывают уверенность в качестве товара. Надеемся, наш список лучших свечей для авто поможет вам подобрать подходящую модель для своего автомобиля.