Сапун

Сапун: что это такое и где находится

Рассказываем, что такое сапун в автомобиле, для чего он нужен и где находится, раскрываем устройство агрегата и что влияет на его работу.

    В любом легковом автомобиле есть целый перечень агрегатов, поломка которых критична для дальнейшей эксплуатации. Один из них – сапун, узел хоть и маленький, зато влияющий на работу того же двигателя, заднего моста или коробки переключения передач. В этой статье мы рассмотрим, что представляет собой этот механизм, где он находится, на какие функции машины влияет.

    Что такое сапун

    Вкратце сапун – это система сброса лишних картерных газов в атмосферу из блока двигателя ДВС (внутреннего сгорания). Независимо от вида топлива, бензин, газ, солярка, в процессе его сгорания участвует воздух. Механизм работает за счет постоянной подачи топливно-воздушной смеси внутрь цилиндров. После «взрыва» внутри создается избыточное давление, которое требуется стравить.

    Что такое сапун

    За «обмен» с окружающей средой и отвечает сапун. Это своего рода воздушный клапан, который автоматически срабатывает при возрастании давления внутри системы. Последнее возникает за счет теплового расширения сгораемой топливной смеси, моторного масла, дополнительно сжимающего пространство внутри блока.

    Устройство сапуна

    Конструкция примерно одинакова на любом агрегате, где его устанавливают. Так, сапун редуктора схож со своим аналогом, работающим на движке. Физически он представляет собой небольшой цилиндр со сквозным отверстием. В зависимости от марки автомобиля на нем может быть боковое ответвление, расположенное под острым или прямым углом.

    Устройство сапуна

    Особенности устройства:

    1. Отверстие обычно закрыто резиновым кружком.
    2. Прижим этого клапана к штуцеру обеспечивает пружинка.
    3. Сверху устанавливается колпачок в виде стакана.

    Сила пружины незначительная. Она не создает герметичности, а позволяет только немного прижать резинку, когда давление ниже установленного уровня. При этом сохраняется возможность подсоса воздуха для улучшения качества топливовоздушной смеси. Те же задачи вполне мог бы выполнять и цилиндр со сквозным отверстием, но такой вариант небезопасен.

    Для чего нужен сапун

    Одна из задач, для чего предназначен сапун (в основном за счет клапана) – это защита системы от попадания внутрь пыли и воды. Последняя может попадать как при езде по глубоким лужам, так и при мойке подкапотного пространства. Пылевые частицы способы выполнять роль абразива, из-за чего ускорился бы механический износ поршней, поршневых колец, цилиндров.

    Для чего нужен сапун

    Вода превращает моторное масло в «бесполезную» эмульсию, теряющую смазывающие свойства. То же происходит при попадании в него антифриза, когда изнашиваются прокладки, появляются микротрещины на гильзах. Взаимодействие с атмосферой и отвод лишних газов в любом случае остается основной функцией независимо от конструкции.

    Где находится сапун

    Понимать, что такое сапун в автомобиле, мало. Чтобы обслуживать его, важно понимать, где узел установлен. Расположение зависит от марки машины. Например, он может быть установлен рядом с заливной горловиной блока ДВС, на клапанной крышке. Хотя возможны разные варианты, лучше уточнять информацию в инструкции-описании авто или спрашивать на тематических форумах.

    Где находится сапун

    Ставят сапуны не только в двигателе, его функционал востребован и в других агрегатах:

    1. Коробка переключения передач. «Клапан» обеспечивает плавную работу, защищает детали КПП от интенсивного износа (например, шестерни на вторичном валу).
    2. Задний мост. Выравнивает давление внутри узла, защищает механизмы от попадания грязи и влаги при преодолении преград. Его можно найти на авто с задним, полным приводом.
    3. Раздаточная коробка. Имеется на полноприводных автомобилях повышенной проходимости вроде Нива Шевроле или Range Rover.

    Конструктивно сапуны везде примерно одинаковы, т.к. они выполняют одни и те же функции – как по выравниванию давления внутри узлов, так и по защите механизмов от внешних факторов. Где и как закреплен «клапан», зависит от марки машины. Желательно заранее уточнять такие моменты, чтобы было проще обслуживать технику, по необходимости менять неисправные детали.

    Сапун двигателя

    Важно учитывать, что удаление сапуном картерных газов не избавляет масло от загрязнения. В него попадает нагар, мельчайшие частицы металла, образуемые в результате физического износа из-за постоянного трения. Со временем может начать «сапунить двигатель»: из всех открытых отверстий ДВС валит дым похожий на выхлопной, возрастает расход масла и топлива.

    Сапун двигателя автомобиля

    Основные причины появления таких признаков:

    1. Залегли поршневые кольца.
    2. Загрязнилась вентиляция.
    3. Вышла из строя поршневая группа.

    Последствия бывают довольно серьезные. Например, разрыв клапанной крышки, шланга отвода картерных газов или отрыв поддона, стук внутри силового блока. Если вовремя не убрать проблему, стоимость ремонта может оказаться заоблачной. Вплоть до соизмеримости по цене с контрактным двигателем, продаваемым в сборе.

    Читайте также: Check engine: что делать, если загорелся чек

    Сапун заднего моста

    Внутри мостов, соединяющих колеса, находится специальное масло. Нормальная работа механизма возможна только при поддержании оптимального давления, чтобы смазка попадала на все детали, вплоть до самой маленькой шестеренки. Поэтому без сапуна не обойтись, здесь он также выполняет функцию нормализации рабочей атмосферы.

    Где находится сапун

    Если «клапан» засорится, масло при нагреве во время езды в сложных условиях (бездорожье, снег и т.д.) начнет вытекать через прокладки. И постепенно уровень смазки опустится до критического, когда даже штатное давление будет неспособно нагнетать ее на движущиеся детали в достаточном объеме. Результат – капитальный ремонт или замена моста.

    Сапун в КПП

    Коробки передач, хоть «механика», хоть «автоматы» также работают в масляной среде. Поэтому на них нужен механизм нормализации давления, чтобы исключить вытекание смазки через сальники. При засорении сапуна на коробке передач резко увеличится износ подшипников, синхронизаторов и смежных узлов. Чем меньше останется масла внутри, тем сильнее будет проявляться проблема.

    Где находится сапун в КПП

    Что влияет на работу сапуна

    Работоспособность «клапана» зависит только от двух факторов. Это заводской брак плюс дефекты, возникающие без должного обслуживания. Проблемы одинаковы для всех типов, даже для сапуна топливного бака: засоры надо удалять, если не получается восстановить функционал, сразу менять на заведомо исправный узел.

    Нормальная работа возможна при условии:

    1. Пружина стабильно прижимает резинку к корпусу.
    2. Материал не деформируется, не плавится, не прилипает к штуцеру.
    3. Внутри механизма нет перекосов, заклиниваний.

    С браком чаще приходится сталкиваться при установке «китайских» деталей. Проверить работу сапуна можно, открутив крышку. Обычно владелец слышит характерный шипящий звук, который указывает на стравливание избыточного давления внутри агрегата. Последнее позволяет избегать «самопроизвольного» попадания пыли и других загрязнений.

    Ремонт и обслуживание сапуна

    Стоимость сапуна невысокая. Это отчасти объясняет его требовательность к обслуживанию. При ежедневной эксплуатации желательно минимум дважды в год проверять состояние «клапана». И прочищать изнутри и снаружи обычной ветошью. Если игнорировать такую простую операцию, то начнет снижаться пропускная способность механизма, вплоть до полного закупоривания.

    Ремонт и обслуживание сапуна

    Почему сапун дымит

    Чаще других проблем встречается дым, идущий из сапуна. Возможно, особых поломок и нет, просто надо очистить отверстие от накопившегося в нем нагара. Плюс часто выявляется необходимость замены моторного масла, которое со временем темнеет, становится жидким и теряет смазывающие свойства. А заодно начинает подгорать внутри блока ДВС.

    Бывают еще причины:

    1. Превышен уровень масла. Прогрейте двигатель автомобиля до штатных 90°C и проверьте уровень специальным щупом. Если не слить излишки, из-за высокого давления смазку начнет выкидывать через сапун.
    2. В моторное масло попал антифриз. Внешне проблема отличается дымом белого цвета. Течь надо устранять как можно быстрее, т.к. эмульсия охлаждающей жидкости со смазкой «убьет» двигатель за считанные километры.
    3. Залегли или износились маслосъемные кольца цилиндров. В этом случае часто помогает так называемая раскоксовка. Ее проводят и без разборки двигателя, через отверстия для свечей зажигания. Сначала желательно показать авто мастеру.

    Также дым появляется из-за прогоревших выпускных клапанов, критического износа сальников вала или маслоотражательных колпачков. В любом случае рекомендуется начинать с диагностики, например, проверки компрессии в каждом цилиндре ДВС. Незначительные поначалу поломки часто превращаются в дорогостоящий ремонт, если вовремя из не устранить.

    Читайте также: Как проверить аккумулятор

     

    Из сапуна гонит масло – решение проблемы

    Внутри сапуна обычно устанавливают сетку-маслоуловитель, т.к. в картере газы смешиваются с масляным туманом. Но малая часть смазки все равно выходит наружу, поэтому незначительное загрязнение механизма считается нормой. При избытке давления внутри блока масло может начать выкидывать несмотря на предусмотренные производителем меры.

    Типовые причины проблемы:

    1. Снижение пропускной способности воздушного фильтра.
    2. Значительный износ поршневых колец.
    3. Засорение стока маслоотражателя.

    Первоисточником поломки становится и засорение отверстия в сапуне. Отработанные газы будут оставаться в картере и повысят давление выше нормативного значения. В результате смазка станет выходит «через ближайшее» отверстие. В последнем случае исправить ситуацию проще всего – достаточно прочистить сапун и проверить уровень масла щупом.

    Что будет, если не обслуживать сапун

    Резюмируем – сапун в рабочем состоянии «малозаметен» на общем фоне. Но при неисправности способен снижать приемистость автомобиля, динамику разгона, заметно увеличивать расход масла и топлива. Возникают проблемы только при отсутствии обслуживания. Процесс простой: протереть детали от всех имеющихся загрязнений, продуть от них же пропускное отверстие.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector