Перечисляем все способы, как проверить катушку зажигания, также прилагаем инструкцию к каждому из способов
Один из основных элементов системы зажигания бензиновых двигателей – катушка зажигания. Без нее работа агрегата невозможна. На более современных марках автомобилях устанавливают модуль зажигания, который выполняет идентичные функции. Минимум 90% случаев, когда двигатель не заводится или работает нестабильно, приходится на неисправность именно этого блока. Поэтому желательно понимать, как проверить «искру» в полевых условиях.
Навыки диагностики помогут разобраться в причине отказа автомобиля и быстро устранить ее без вызова специалистов (и без затрат на услуги эвакуатора). Правда, понадобится соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности. Потому что катушка зажигания – это своеобразный повышающий трансформатор, который преобразует штатные 12В бортовой сети в несколько тысяч вольт (до 35-45 кВ). Если прикоснуться к контактам блока голыми руками, «ударит» весьма ощутимо.
Принцип работы:
Теперь о том, как проверить катушку зажигания. Существует несколько способов, которые ниже мы разберем. В любом случае желательно поставить автомобиль в помещение, где «не поливает» дождь, не сыплет снег, которые будут мешать работать в подкапотном пространстве. И работать внимательно, чтобы избежать поражения электрическим током. Он довольно слабый, чтобы быть всерьез опасным для человека, но лучше исключить даже малейшие риски вреда здоровью.
Каждый производитель автомобилей стремится разработать собственную, уникальную систему зажигания, чтобы выделиться на рынке. Это привело к появлению некоторого разнообразия типов катушек. Существует несколько вариантов классификаций. Например, индивидуальные, общие и сдвоенные (двухвыводные, двухискровые). Встречается модификация последней в виде четырехконтактной конструкции.
Подробнее:
Принцип действия у них примерно одинаков. Отличается конструкция. Так, встречаются варианты контактные и бесконтактные. Первый характерен для старых марок авто, второй для более новых. Иногда применяют деление по типу изоляции – сухие, залитые компаундом, и наполненные маслом (трансформаторным). Во всех есть общие элементы, например, сопротивление катушки зажигания для уменьшения нагрева после запуска двигателя.
Разобрались, как работает катушка зажигания, какие бывают виды. Теперь перейдем к признакам, указывающим на проблему именно в ней. На современных автомобилях определить неисправность проще всего по загоревшемуся индикатору Check Engine. В сервисе проверят технику сканером и определят, какой именно элемент вышел из строя. Чуть сложнее, если на авто нет бортового ПК, нечем фиксировать появляющиеся проблемы.
Тогда можно прибегнуть к оценке внешних признаков:
Перечисленные признаки указывают на проблему с зажиганием или топливной системой. Точнее скажут только в автосервисе после полной диагностики. Подобные неисправности возникают даже без нарушений условий эксплуатации автомобиля. Причины этому – естественный износ, перегрев и электрический пробой. Иногда встречается заводской брак, который не выявить при проверке катушки зажигания в исправном состоянии.
Наиболее популярен способ визуального тестирования или метод «проверка искрой». Он позволяет обойтись без измерительных приборов, доступен на трассе, в полевых условиях. В нем есть пара недостатков – относительно низкая точность, высокая трудоемкость, риски получения удара током. Зато для диагностики достаточно торцевого свечного ключа, пассатижей с изолированной ручкой и одна новая свеча (заведомо исправная).
Особенности проверки:
Исправность блока подтвердит интенсивная искра фиолетового цвета между свечой и двигателем. Чтобы избежать удара током, желательно держать конструкцию пассатижами. Если есть помощник, можно не заводить движок, а на пару секунд включить стартер. Катушка уже должна выдавать импульсы полной мощности. Если искра имеет выраженный желтоватый оттенок или она заметно «слабая», неисправность катушки зажигания подтверждена.
Второй способ больше подходит для стационарного использования, например, в гараже. Если у авто появились симптомы неисправности катушки зажигания, можно собрать импровизированный тестер. Понадобится медицинский шприц на 2-5 мл. На нем следует обрезать держатель иглы, после чего вкрутить в отверстие винт сечением 4 мм, зафиксировать его гайкой с обратной стороны. Это будет первый контакт.
Вдоль поршня пропустите медный провод. Закрепите освобожденный от изоляции конец на торце, а к обратной стороне пайкой присоедините небольшой разъем типа «крокодил». Схема диагностики следующая. Закрепить «крокодил» на массе в любом удобном месте подкапотного пространства, а на винте зафиксировать контакт высоковольтного кабеля. Подведите контакт на поршне к шляпке винта примерно на 10 мм.
И включите зажигание. Внутри корпуса шприца должна появиться искра. При его отведении она начнет удлинять, пока расстояние не станет слишком большим. Нормой считают, если искрение сохраняется до 40 мм. Если размер искры меньше 25 мм, можно уже дальше не разбираться, как проверить катушку. Она пришла в негодность и подлежит замене. Процедура требует помощника, который будет проворачивать ключ.
Иногда прибегают к методу, схожему с народным «научным тыком». Технология предполагает, что после запуска двигателя водитель поочередно отсоединяет высоковольтные провода от свечей. И на слух определяет, изменилась ли работа – это будет хорошо слышно по изменению звука и ритма работы мотора. Если после отключения очередного кабеля ничего не произошло, деталь сгорела и перестала выдавать требуемые импульсы.
Более точные результаты диагностики дают инструментальные измерения. Например, если знать, какое сопротивление должно быть на катушке зажигания в исправном состоянии, ее легко отличить от сгоревшей без запуска двигателя. Преимущество налицо – водитель на 100% избегает рисков поражения электрическим током. Типовое значение сопротивления для первичной обмотки 0,6-4 Ом, а для вторичной 3-15 кОм. При пробое они станут существенно ниже.
Подробнее, как проверить катушку зажигания мультиметром:
Если сопротивление ниже паспортного, произошло межвитковой замыкание. Непринципиально, насколько оно сильное, элемент следует заменить. При отсутствии индикации вывод один – обрыв. Также нет разницы, где именно это произошло, достаточно просто установить новую деталь, после чего проверить работоспособность свечей и другой «обвески» двигателя. Это необходимо, потому что проблема может оказаться в других элементах системы зажигания.
Катушки со встроенным высоковольтным диодом предложенным способом не проверить. Придется перевести тот же мультиметр в режим DC (проверка постоянного напряжения). Щупы закрепить на контакте вторичной обмотки и аккумулятору. Если подключение получилось по направлению к диоду, прибор покажет напряжение. При смене полярности ничего высвечиваться не должно, иначе можно сделать вывод о неисправности.
На практике чаще приходится сталкиваться с неисправностью первичной обмотки. Причина этому объяснима – на нее поступает низкое напряжение с большим током. Последнее и приводит к нагреву с рисками расплавления изоляции, короткого замыкания. Поэтому рекомендуется начинать тесты с проверки «первички». Как выше пояснялось, достаточно замерить сопротивление мультиметром и сравнить полученное значение с паспортным (диапазон 0,4-2 Ом).