Рассказываем, какой аккумулятор лучше купить на автомобиль, делимся актуальными советами на 2022-2023 годы, перечисляем виды аккумуляторов, на что обратить внимание при покупке
Срок службы автомобильного аккумулятора редко превышает 2-3 года. Затем он начинает дольше принимать зарядку, существенно быстрее разряжаться. Поэтому владельцу рано или поздно приходится принимать решение по его замене. «Такой же», как был установлен на заводе, найти сложно. Придется покупать одну из тех моделей, какие представлены в магазинах. В этой статье мы рассмотрим, какой аккумулятор лучше купить на автомобиль исходя из разных параметров.
Независимо от назначения и технологии производства – аккумулятора представляет собой источник автономного питания, способный накапливать энергию при зарядке и потом отдавать при запуске двигателя. Также от него работает оборудование, подключенное к бортовой сети авто в режиме «стоянка». Например, сигнализация, стеклоподъемники, магнитола с акустикой, навигатор и т.д. На всех машинах АКБ устанавливается в капоте, рядом с блоком двигателя.
Типовая конструкция включает (опционально):
Благодаря последовательному подключению банок «на выходе» получают 12В или 24В, которые и нужны для работы автомобильного оборудования. Внутри каждой находятся пластины, обычно из свинца, и электролит, в жидком или гелеобразном состоянии. При запуске двигателя батарея сразу начинает подзаряжаться от генератора за счет проходящих внутри банок химических процессов. Теперь подробнее о том, какие бывают аккумуляторы для автомобиля.
Большинство легковых, грузовых машин, автобусов с бензиновым двигателем оснащено батареей на 12В. То же относится к мотоциклам, квадроциклам, дизельной техники небольшого тоннажа. Более мощные модели на 24В ставят на тяжелых грузовиках, автобусах, работающих на дизельном топливе. Еще они актуальны для троллейбусов, трамваев и любого военного транспорта. Выбора здесь, какой аккумулятор для автомобиля лучше нет. Надо покупать «штатный» вариант.
Перейдем к параметрам, которые доступны для выбора. Это полярность и размер клемм, емкость батареи, пусковой ток, способ крепежа, размеры корпуса. Покупатель практически не ограничен в решении: можно отталкиваться от отзывов, рейтингов лучших аккумуляторов для авто или брать рекомендуемые производителем (с учетом потребления бортового оборудования). Главное, чтобы батарея успешно выполняла задачи по питанию устройств и прослужила достаточно долго.
По различию в полярности выпускают два вида аккумуляторов – прямая и обратная. В первом плюс всегда расположен «слева», а минус «справа», во второй наоборот. Покупать желательно вариант, какой был установлен ранее. Если взять «не тот», придется менять-удлинять силовые провода или полностью модернизировать посадочное место. Особого смысла в этом нет, в продаже есть все, без ограничений.
Емкость аккумулятора для автомобиля влияет на продолжительность работы без подзарядки, при заглушенном двигателе. Отчасти она зависит от уровня потребления оборудования, подключенного к бортовой сети. Например, на Audi A6 производитель рекомендует ставить батареи емкостью от 75 Ач. Меньшее значение негативно «проявит себя» на морозе, после длительного простоя машины в гараже или на стоянке.
Важно учитывать, что со временем емкость начинает падать, поэтому есть смысл устанавливать на авто аккумулятор с как можно большим значением этого параметра. Ограничивать возможности будет только бюджет, возможно, фактическое наличие моделей в конкретном магазине. Ведь надо еще учесть и другие характеристики вроде пускового тока или полярности. Хотя емкость считается одним из ключевых факторов.
Стартовый или пусковой ток – значение, которое способна выдавать батарея при включении зажигания и прокручивании стартера. На каждую марку автомобиля производители дают отдельные рекомендации. Так, для Лада Калина значение составляет 500-750 А, для Шевроле Орландо – 420-850А. Параметр важен наравне с емкостью, он связан с самим понятием, что это такое аккумулятор (источник питания для запуска двигателя).
Выпускаются батареи со «стандартными» размерами клемм, но они могут немного различаться. Из популярных стоит отметить типоразмеры Т1 и Т3. Параметр относится к разряду тех, на что важно обратить внимание при покупке аккумулятора. «Тонкие» Т3 с диаметром плюсовой клеммы 12,7 мм и минусовой 11,1 мм обычно бывают на батареях азиатских брендов. «Толстые» Т1 у остальных, преимущественно на европейских моделях (19,5 мм и 17,8 мм соответственно).
Если купить «не ту» модификацию, придется разжимать или сжимать контакты на силовом кабеле. Это негативно скажется на прочности контакта. Владельцы машин в такой ситуации стараются менять разъемы или силовые провода в сборе. Такая модернизация удорожает процедуру замены батареи. Поэтому лучше перед покупкой проверить, на какой типоразмер клемм рассчитан штатный кабель питания конкретной машины.
Большинство автомобильных аккумуляторов имеют стандартные размеры: длина от 175 мм до 242 мм, ширина – 175 мм, длина – 175 мм или 190 мм. Желательно выбирать модель, схожую со старой, под штатное посадочное место. Наиболее критично, если горизонтальные габариты больше него. Он просто может не поместиться под капот. Нежелательно ставить и «слишком высокие» батареи (перед покупкой желательно проверить расстояние между контактами и капотного металла.
Заранее стоит уточнить, как батарея крепится на посадочном месте. Если используется прижимная пластина, особо разницы нет, какой аккумулятор для легкового автомобиля выбрать. Если стоит специальная пластина, для нее понадобится буртик на нижней кромке батареи. В любом случае будет правильным сфотографировать старый экземпляр, как в общем виде, так и наклейку с основными параметрами.
Если автовладелец озаботился фото или записью характеристик в блокнот, ему будет существенно проще купить подходящую модель. Продавец по маркировке, обозначениям, нанесенным на корпус, легко определит, какие параметры были у старой батареи. В маркировку по ГОСТ 959-91 входит – количество банок, типа аккумулятора, емкость, дополнительная информация вроде материала, из которого изготовлен корпус. Информация о пусковом токе обычно написана отдельно.
Лет 30-40 назад у автовладельцев не было «проблемы», какой аккумулятор купить. Везде ставили так называемые обслуживаемые батареи с электролитом из раствора серной кислоты. Примерно с 80-х годов производители начали выпускать сначала мало обслуживаемые, а затем необслуживаемые модели. Сегодня покупателю доступны все перечисленные варианты, решение зависит от бюджета, возможно, предпочтений.
Классические батареи со свинцовыми пластинами, банками, залитыми кислотным электролитом. Их отличает стоимость ниже среднего, относительно невысокий пусковой ток и короткий срок службы. Их чаще покупают для отечественных автомобилей серии ВАЗ. При эксплуатации эти батареи требуют постоянного контроля уровня электролита, его свойств.
Модернизация «классики». Конструкция стала герметичной, что исключило риски испарения воды при нагреве во время зарядки. Электролит находится в микропорах стекловолоконного сепаратора. Это повышает безопасность на случай образования трещин в корпусе. Новый тип батарей получил лучшие пусковые, емкостные показатели, более длинный срок эксплуатации.
Название «гелевый» не совсем верное. Покупатели стали именовать так GEL-аккумуляторы, для которых свойственны еще более улучшенные параметры в сравнении с предыдущими. Электролит в них находится внутри массы пористого силикагеля. Их отличает срок службы до 7 лет, высокий уровень стартового тока и емкость.
Своеобразные гибриды производители получают путем добавления к свинцу различных веществ. Например, сурьмы. Это удешевляет батареи, немного улучшает характеристики. Хотя кардинально изменить эксплуатационные свойства можно только переходом на новые технологии, AGM и GEL. Теперь расскажем, какие автомобильные аккумуляторы в ТОП рейтингов на 2022/2023 года.
Важно учитывать, что 2022 год заметно изменил рынок в целом. Часть брендов заявила об уходе из России, хотя их продукция продолжает продаваться (из старых запасов). Это обязательно скажется на списке ТОП АКБ для легковых и грузовых автомобилей. Пока же будем отталкиваться от более-менее устоявшихся трендов.
Первые места в рейтинге аккумулятором с «кальциевой начинкой» занимают Multu, Varta, Exide, Topla, Аком и Bosch.
Читайте также: Раскрываем все обозначения маркировки шин для легковых автомобилей, а также рассказываем, как их правильно читать.
В пятерку лидеров входят модели:
В целом перечисленные модели отличает хорошая переносимость морозов, быстрый набор заряда, относительно экономный расход энергии даже зимой.
Список батарей, производимых по технологии AGM, немного отличается. Здесь лидируют фирмы: Varta, Bosch, Tudor, Banner и Exide.
Пятерка лидеров:
Они выделяются повышенным сроком службы без серьезных изменений эксплуатационных свойств и высоким пусковым током.
Верхушку рейтинга бюджетного сегмента занимает белорусская торговая марка Atlant и российская Sarma. Наиболее интересны модели с емкостью 60 Ач, пусковым током 500А. Такие аккумуляторы подойдут на большинство марок авто, где не установлен кондиционер, иное мощное оборудование. Неплохая бюджетная замена штатной батарее с идеальным балансом между характеристиками и ценой. Плюс независимость от импортных брендов, стремящихся уйти с российского рынка.
Сегмент со средней ценой на аккумуляторы представлен в рейтингах линейкой Energizer Plus (это европейская торговая марка), Switch от отечественного завода в Елабуге (Республика Татарстан). И тюменской Tyumen Battery Premium. Иногда в ТОП «мелькает» белорусский «Зубр Энерджи» в АКБ серии Brest Battery. Продукция отличается надежностью – прочные корпуса, технологии защиты от перегрева, глубокого разряда, перезаряда.
Среди дорогих аккумуляторов в лидерах лидирует продукция чешского производителя Varta (Blue Dynamic), словенского TAB (линейка Polar) и турецкого Mutlu (серия SFB). Иногда отмечают «корейцев» от компании Hyundai Sungwoo Solite, чаще их берут как раз для корейских автомобилей Kia или тот же Hyundai. Все перечисленные линейки сохраняют значение пускового тока даже при морозе, при малом уровне заряда.
Перечисленные критерии выбора желательно учитывать без исключения. Поначалу все батареи, от бюджетных до премиум-класса, работают без нареканий. «Сюрпризы» обычно начинаются после 1-2 лет непрерывной эксплуатации (зависит от интенсивности). Поэтому рекомендуется уточнить дату изготовления и срок гарантии производителя.
Чем меньше срок между датами производства и покупки, тем лучше. Наиболее критичен параметр для свинцово-кислотных моделей, которые имеют высокий ток саморазряда и плохо «переносят» глубокий разряд. Остальные типы аккумуляторов могут храниться на складах по несколько лет без существенного изменения характеристик. Технология GEL позволяет обойтись без обслуживания и в период эксплуатации (AGM относится к мало обслуживаемым).
Некоторые производители предоставляют гарантию на 2-3-4 года. Правда, при соблюдении ряда условий, которые желательно уточнить до покупки. Если расширенная поддержка никак не влияет на стоимость, лучше брать модель с большей гарантией. Это даст шанс бесплатно обменять батарею в случае проявления заводского брака после 1-2 лет эксплуатации. Хотя производители обычно закладывают солидный запас прочности, который играет на пользу популярности бренда.
По действующему законодательству старые автомобильные батареи положено сдавать только в специализированные фирмы, занимающиеся утилизацией потенциально вредного оборудования. Некоторые магазины организуют приемку прямо у себя, да еще и предоставляют скидку, если при покупке нового аккумулятора автовладелец сразу же сдает старый.