Рассказываем про клапан ЕГР, в том числе что это такое, как работает и для чего нужен в автомобиле, перечисляем основные неисправности.
EGR – элемент внешней системы рециркуляции отработавших газов. Устанавливается на автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями. Владельцам машин нужно знать, за что отвечает клапан ЕГР, признаки его неисправности, чтобы избежать проблем с двигателем.
Расшифровка ЕГР – Exhaust Gas Recirculation или система рециркуляции газов. Она устанавливается на автомобили для соответствия международным экологическим стандартам.
Клапан состоит из корпуса с отверстием и штоком. К нему крепится пневматический или электромагнитный элемент. ЕГР комплектуется вакуумным насосом, который управляется электроникой. Он создает разряжение для затягивания выхлопных газов. Современные ЕГР комплектуются охлаждающим контуром. Установка электромеханического преобразователя обеспечивает плавную рециркуляцию газов.
Важно! Не нужно путать внешнюю и внутреннюю систему рециркуляцию отработавших газов. ЕГР – это внешняя система. Внутренняя заложена в принципе работы двигателя. В пиковой точке поршень затягивает часть отработавших газов.
В клапанах для бензиновых моторов перепускное отверстие меньше, чем у элементов рециркуляции дизельных агрегатов. Это связано с необходимостью пропускать больший объем отработавших газов. Когда давление во впускном тракте выше, чем в выпускном, – рециркуляция продуктов сгорания невозможна без вихревых заслонок. Они располагаются во впускном коллекторе.
На автомобили клапан ЕГР устанавливается для снижения объема оксида азота или NOx. Он образуется под давлением, при температуре выше 2000º C в результате сгорания топливовоздушной смеси. Причина высокого содержания NOx – избыточное количество кислорода в цилиндрах. Если на автомобиль установлен дизельный мотор, то его избыток при небольшой нагрузке достигает десятикратного значения.
Оксид азота – токсичный газ, который оказывает негативное воздействие на слизистые оболочки, кровеносную систему, печень. Поэтому производители автомобилей разработали систему снижения содержания NOx в выхлопных газах. В ней клапан рециркуляции отработанных газов возвращает их часть во впускной коллектор.
Читайте также: Рассказываем, как выполнить чистку дроссельной заслонки автомобиля, где она находится и какое средство лучше выбрать.
В бензиновых двигателях ЕГР снижает температуру сгорания топливовоздушной смеси, чтобы азот не превращался в токсичное соединение. В дизельных моторах снижение количества NOx – результат сокращения объема сгорающего кислорода.
ЕГР располагается впускным и выпускным коллектором. Его устанавливают возле дроссельной заслонки на впускном тракте. Еще один вариант размещения – на радиаторе отработавших газов около выпускного коллектора. С трактами клапан соединяется металлическими трубками. Часто он располагается в труднодоступном месте. Это усложняет обслуживание и замену.
Автомобили комплектуются клапанами трех типов:
Конструкция определяет вид клапана. Он похож на регулятор холостого хода или дроссельную заслонку. Зачастую EGR – отдельный узел.
Модели, которые управляются электроникой, ломаются чаще из-за ускоренной рециркуляции. Она обусловлена ужесточением экологических стандартов. Еще одна причина – электроника капризней пневматики в эксплуатации.
У продвинутых моделей 2–3 отверстия, которые перекрываются в разных комбинациях. Это позволяет производить рециркуляцию в двух или семи режимах. Передовая разработка – управление с помощью шагового электрического привода. Он напрямую контролируется ЭБУ. Это третий тип элементов рециркуляции.
Нужно знать ЕГР, что это в машине с бензиновым силовым агрегатом, как работает. Он находится в закрытом положении на холостом ходу, при максимальной нагрузке. Открывается на низких, средних оборотах. Клапан возвращает в цилиндры около 10% выхлопных газов. Если он «зависает», то двигатель начинает троить.
Понимание принципа работы ЕГР на дизеле поможет принять правильное решение относительно его ремонта, замены или отключения. На холостом ходу он полностью открыт. Это на 50% снижает количество кислорода в цилиндрах. Элемент рециркуляции газов закрывается по мере возрастания нагрузки. На высокой скорости клапан закрывается для увеличения КПД мотора.
Важно знать, что такое ЕГР на дизельном двигателе с точки зрения технической эффективности. Клапан делает работу мотора мягче. Он снижает потребление топлива на фоне роста мощности.
Важно! Степень открытия современных клапанов зависит не только от оборотов, но и от температуры воздуха на улице, режима движения. ЭБУ учитывает эти факторы для повышения эффективности работы системы рециркуляции.
Если клапан заклинивает на турбированном двигателе, то проседает динамика, снижается мощность. Причина – воздух нагнетается не в цилиндры, а выводится выхлопной системой. Кроме того, нарушается процесс впрыска топлива. Это приводит к его неполному сгоранию, что ускоряет образование сажи. Если клапан заклинило в открытом положении, то это приведет к поломке турбины. Сажевый фильтр будет засоряться быстрее.
Поломки системы рециркуляции выхлопных газов часто спровоцированы зарастанием клапана сажей. Это приводит к его заклиниванию в закрытом или открытом состоянии. Если клапан EGR завис в открытом состоянии, то в двигатель попадает сажа. Она ускоряет его износ, снижает технические характеристики.
Важно! К быстрому зарастанию сажей приводит использование топлива и масла низкого качества. Отложения интенсивно образуются, если масло долго не менялось. Оно попадает из маслоотделителя, смешивается с сажей. Из-за этого внутренняя поверхность клапана покрывается нагаром.
Часто ЕГР в автомобиле ломается из-за следующих неисправностей двигателя:
Забитый воздушный фильтр приводит к поломке датчика ЕГР. Его заклинивание провоцирует конструктивное устройство элемента рециркуляции. Эту причину выхода из строя называют самоубийством. Рециркуляция перестает работать из-за разрыва цепи датчика положения клапана. Его еще называют актуатором. К проблемам с рециркуляцией приводит разрушение подшипников турбокомпрессора, зарастание магистрали слива масла.
Важно! Если чистить, менять клапан при неисправном двигателе, то он будет быстро зарастать, выходить из строя. Поэтому перед ремонтом ЕГР, нужно провести диагностику мотора.
Сажа скапливается интенсивнее при частых поездках на короткие расстояния. Это актуально для автомобилей с дизельными моторами.
Признак того, что система рециркуляции не работает – снижение мощности двигателя. Проверить клапан нужно, если мотор работает неровно или внезапно глохнет. На панели приборов загорается индикатор, сообщающий об ошибке.
Стоит проверить систему ЕГР, если во время разгона автомобиль движется рывками, возрос расход топлива. Еще один признак неисправности – выхлопные газы черного цвета. Если перечисленные признаки зарастания, заклинивания проявляются периодически нужно провести диагностику двигателя и системы рециркуляции выхлопных газов.
Важно! Если клапан заклинило в открытом положении, то неисправность не отразится на характеристиках автомобиля. О ней сообщит ЭБУ с помощью индикации на приборе панелей. Еще один способ определения проблемы – замеры уровня оксида азота. Но для этого понадобится специальное оборудование.
Ремонт клапана часто осложняется его расположением. К нему тяжело добраться. Замена стоит дорого. Если ездить на автомобиле с неисправным клапаном, игнорировать сообщение на панели приборов, то ЭБУ переведет двигатель в аварийный режим. Результат – снижение динамики, максимальной скорости.
Поэтому ЕГР – это проблема, которая решается отключением. Это экономит время, деньги на обслуживании, ремонте системы. Отключение клапана снижает износ поршневой группы двигателя, так как в цилиндры не попадает сажа, которая превращается в разрушительный нагар.
Читайте также: Рассказываем про датчик ДМРВ, как его найти и как работает, а также приводим инструкцию, как проверить ДМРВ.
Заглушать клапан можно физически и аппаратно. Механический способ – удаление EGR, установка заглушек. Они изготавливаются из нержавеющей стали толщиной 3 мм. Изделия из тонкого металла быстро прогорят, что приведет к ухудшению характеристик силового агрегата. Механический способ отключения эффективен, если на автомобиль установлен пневматический клапан. Электрические, пневмоэлектрические модели отключаются через прошивку.
Важно! Отключение опытными мастерами, которые используют проверенную прошивку –гарантия того, что двигатель будет работать в штатном режиме. Расход топлива не увеличится.
С помощью сканера, корректирования прошивки можно установить закрытое положение клапана. В этом случае не нужно физическое вмешательство, – удаление элемента рециркуляции и установка заглушек. Это делается на современных автомобилях, где управление основано на электронике.
Важно! Отключение клапана аннулирует гарантию. Установка нового требует настройку его работы через прошивку.
Чтобы программная блокировка клапана начала отрабатывать, необходимо не только отключить его, но и удалить ошибку о неисправности ЕГР. Тут важно удалить то, что нужно, чтобы не навредить диагностической программе автомобиля. Иногда требуется корректировка карты по воздуху. Поэтому работу стоит доверить опытным мастерам.
Отключение клапана избавит от поломок двигателя. Мягкая работа, экономия топлива, незначительный прирост мощности компенсируется образованием нагара. Он разрушает поршневую группу. Ее замена стоит дорого, занимает много времени.