Электромобили постепенно перестают быть чем-то «уникальным». Если лет 10 назад речь шла скорее об очередном эксперименте производителей, сегодня такую машину вполне реально взять для личного или коммерческого использования. К тому же зарядные станции для электромобилей начинают появляться на картах наравне с обычными заправками. Все, что требуется от покупателя – решиться купить экотранспорт вместо традиционного, бензинового или дизельного (газового).
Содержание
Что такое электрокар
Практически единственное отличие электромобиля от других типов транспортных средств – вместо ДВС, двигателя внутреннего сгорания, на нем установлен электропривод. Питание осуществляется от перезаряжаемой аккумуляторной батареи высокой емкости. В остальном «все одинаково»: та же педаль газа для регулировки оборотов, тормоз, автоматическая коробка передач и остальной обвес (стеклоподъемники, система климат-контроля, акустика и пр.).
Особенности электромобилей:
- Оборотистость двигателя, до 12 тыс. об/мин. Это позволяет обойтись без многоступенчатого редуктора, хотя на электрокары все равно ставят АКПП для лучшей управляемости.
- Крутящий момент электродвигателя эффективно передается на колеса. Это существенно повышает проходимость автомобиля при низких оборотах.
- Электромотор меньше ДВС нуждается в техническом обслуживании. В основном благодаря минимальному количеству трущихся деталей.
Последнее лучше всего стимулирует распространение электромобилей в России. На них активно переходят коммерческие фирмы: погрузчики, штабелеры и прочая складская техника применяется почти повсеместно. В закрытых помещениях электропривод проявляет себя с лучшей стороны, нет неприятного запаха, ниже требования к вентиляции, защите персонала. Подзарядка доступна прямо на рабочем месте без необходимости поставки горючего, его хранения.
Принцип работы электромобиля
Вкратце рассмотрим типовое устройство и принцип работы электромобиля. Его механическая часть довольно простая. Есть аккумулятор, двигатель, который прокручивает колеса напрямую или через редуктор. Наиболее сложным элементом является электроника. Здесь изначально все управляется за счет команд бортового компьютера, от передачи сигнала нажатия на педаль газа до контроля тока при зарядке и прочего взаимодействия владельца с автомобилем.
Принцип работы:
- Нажатие на педаль газа включает подачу питания на двигатель.
- Возникающее на статоре магнитное поле воздействует на обмотку ротора.
- Создается вращающий момент, ротор начинает крутиться.
Скорость вращения зависит от подаваемого напряжения, точнее, от усилия нажатия на педаль газа (отчасти от уровня заряда батареи). Высокий крутящий момент создается буквально с нулевых оборотов, направление вращения любое, без сложных многоскоростных коробок передач. Простой и надежный редуктор, обычно в виде планетарной передачи, заменяет дорогостоящую трансмиссию и смежные узлы, характерные для автомобилей с ДВС.
Основные разновидности электрокаров
Первый момент, который следует учитывать покупателю, когда тот начнет изучать цены в России на электромобили и где купить их, это тип аккумулятора. Пока распространен только один вариант – Li-Ion, но они отличаются по емкости и по рабочему напряжению (от 350 до 800 вольт). Форму адаптируют под конкретную модель электромобиля, поэтому купить «любой» АКБ не получится. Стоит заранее уточнять доступность расходников на рынке.
Продаются следующие виды электрокаров:
- Легковые автомобили – седаны, паркетники, хэтчбеки и т.д.
- Грузовики – транспорт для перевозки грузов, чаще коммерческой.
- Служебные – спецтранспорт вроде погрузчиков, штабелеров.
Читайте также: Перечисляем машины, которые не стоит покупать в 2022-2023 годах, называем самую плохую машину, раскрываем.
Отдельная категория – общественный транспорт, это электробусы, электропоезда и пр. Отличие внутри перечисленных категорий касается внешнего вида и технических характеристик. Например, запасом хода на одном заряде аккумулятора, стоимость самого автомобиля, количеством обвесов в салоне, возможностью его эксплуатации во время передвижения. Важно учитывать, что питание на все устройства идет от одной батареи.
Плюсы и минусы электромобилей
Первое преимущество электромобилей, которое ценят владельцы, это возможность старта сразу при включении зажигания. Не требуется прогревать двигатель, как в случае с ДВС. Здесь вообще нет такого понятия как стартер или сцепление, от которых может зависеть сам факт, запустится ли авто. Просто включай и сразу езжай, хоть вперед, хоть задним ходом. КПД электродвигателя достигает 95% без сложных технологических ухищрений.
Есть еще преимущества:
- Малый вес мотора и смежных узлов. Появляется возможность создания компактных машин с легким кузовом.
- Низкие расходы на эксплуатацию. Выгода очевидна даже в сравнении с бюджетными авто на бензине.
- Малый уровень шума. Нет источника, требующего гашения к у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
В большинстве случаев электродвигателю не требуется принудительное охлаждение. Это заметно упрощает конструкцию системы климат-контроля. Экологичность электротранспорта вообще не идет ни в какое сравнение с бензиновыми и даже дизельными агрегатами. На практике владельцы часто используют эффект рекуперации, энергии торможения, превращающей двигатель в генератор электричества. Последнее позволяет подзаряжать аккумулятор при динамичной езде.
Единственный существенный минус электромобиля – это ограниченная инфраструктура, владельцу придется приспосабливаться к существующим «заправкам». Важно учитывать и саморазряд АКБ, такой автомобиль не получится поставить на год-другой, а потом просто поехать. В той же Тесле производитель заявляет о постепенной деградации батарей даже в период простоя.
ТОП-5 электрокаров на российском рынке
На российском рынке присутствует уже более 20 моделей электрокаров. Практически все известные бренды выпустили хотя бы одну модель такого транспорта – Tesla, Ford, Mercedes, BMW, Volvo, Audi, Jaguar, Porsche, Kia, Chevrolet. Есть в продаже и представители менее популярных компаний вроде Letin, Hong Guang, Seat. Поэтому вопрос, сколько стоит электромобиль, вполне актуальный, есть из чего выбирать.
Nissan Leaf
Рассмотрим пятерку электрокаров, достойную быть включенными в ТОП. Один из них – это Nissan Leaf, один из первых массовых автомобилей на электрическом ходу в России. На 2020 год их уже насчитывалось более 5 тысяч единиц. Причина популярности объяснима. Производитель решил проблему малого запаса хода еще в 2019-м, поэтому авто стал неплохим вариантом для перемещения по городским улицам.
Основные характеристики:
- Мощность двигателя – 204 л. с.
- Крутящий момент – 280 н/м.
- Запас хода на одной зарядке – 364 км.
- Полная зарядка – в течение 9 часов.
- Разгон до 100 км/ч – 11,9 с.
- Максимальная скорость – 140 км/ч
Стоимость электромобиля составляет порядка 35 тыс. евро, в зависимости от комплектации. Кузов автомобиля выглядит несколько футуристично. Это позволяет собственнику выделиться в потоке «классических» машин. Хотя конструктивно производитель сохранил общие признаки 5-дверного хэтчбэка С-класса. Интересна возможность зарядки от розетки 220В. Правда, скорость набора будет низкая, придется подключаться к сети каждую ночь.
Tesla Model S
Еще одна популярная модель – Tesla Model S. На начало года в России насчитывали чуть более 200 этих «американцев», интерес покупателей продолжает расти. На рынке встречается несколько вариантов. Или «старый» седан, разработанный до 2016 года и модель с обновленным дизайном и целым диапазоном емкостей аккумулятора, других особенностей: 75, 75D, 100D, 100PD. Индекс D указывает на полный привод, P – на более производительную версию.
Основные характеристики:
- Мощность двигателя – 562 л. с.
- Крутящий момент – 600 н/м.
- Запас хода на одной зарядке – 350 км.
- Полная зарядка – в течение 7 часов.
- Разгон до 100 км/ч – 3,8 с.
- Максимальная скорость – 290 км/ч
Стоимость автомобиля начинается от 58 700 евро (зависит от комплектации). Кузов выглядит стильно. Производитель позаботился о том, чтобы владелец не остался без внимания на дорогах. На капоте закреплена рельефная радиаторная решетка с хромированной окантовкой, узка оптика. Внизу бампера заметны воздухозаборники, необходимые для эффективной работы тормозной системы. По бокам формы преимущественно строгие, подчеркивающие ценность машины.
Audi E-Tron
В отличие от двух предыдущих «немец» Audi E-Tron маскируется под обычные автомобили. Чтобы «показать» отличие надо продемонстрировать разъемы вместо классического топливного бака. В остальном это «классический» пятиместный кроссовер с эффектным дизайном и впечатляющей динамикой. Такой подход сделал автомобиль не менее популярным той же Теслы, несмотря на то, что по техническим параметрам Ауди чуть уступает.
Основные характеристики:
- Мощность двигателя – 408 л. с.
- Крутящий момент – 664 н/м.
- Запас хода на одной зарядке – 436 км.
- Полная зарядка – в течение 46 часов.
- Разгон до 100 км/ч – 5,7 с.
- Максимальная скорость – 200 км/ч
Стоимость машины составляет 80 тыс. евро (зависит от комплектации). Владельцы отмечают ряд неудобных моментов. Например, вместо реальных зеркал заднего вида установлены виртуальные, представляющие собой дисплеи, встроенные в двери. Придется привыкать перестраиваться внутри пробок по показаниям системы мониторинга слепых зон. Хотя это дело привычки, в остальном авто мало отличается от «бензиновой классики».
Jaguar I-Pace
Еще один кроссовер – Jaguar I-Pace. Проектировали его без оглядки на существующие платформы, поэтому кузов получил оригинальные формы. Производитель разместил тяговую батарею под пол, в качестве балласта как у гоночных автомобилей. Такая компоновка и позволила легко отнестись к разработке дизайна «с нуля». Машина полноприводная, с изменяемым дорожным просветом (до 90 мм, от плюс 50 на бездорожье до минус 40 при посадке).
Основные характеристики:
- Мощность двигателя – 400 л. с.
- Крутящий момент – 696 н/м.
- Запас хода на одной зарядке – 480 км.
- Полная зарядка – в течение 9 часов.
- Разгон до 100 км/ч – 4,8 с.
- Максимальная скорость – 200 км/ч
Стоимость автомобиля составляет от 68 тыс. евро, в зависимости от комплектации. Конструкция позволила добиться идеального входа в поворот. Низко расположенный центр масс позволяет без крена и задержки становиться на дугу. Единственный момент, какой отмечают – это склонность «заныривать» при резком торможении на гравийной дороге. Но это некритично, если авто чаще эксплуатируется в черте города, на асфальте.
BMW iX
Паркетнику iX от BMW всего год с небольшим, а его уже можно назвать одним из популярных в категории электрокаров. По габаритам и дизайну он схож с БМВ Х5. Только кузов здесь получил в основном детали из алюминия и углепластика. Машина оснащена двумя моторами, по одному на каждую ось, и полным приводом. Их сделали эффективными на разных скоростях, чтобы улучшить управляемость практически в любом режиме, от городского асфальта до бездорожья.
Основные характеристики:
- Мощность двигателя – 523 л. с.
- Крутящий момент – 765 н/м.
- Запас хода на одной зарядке – 630 км.
- Полная зарядка – в течение 11 часов.
- Разгон до 100 км/ч – 4,6 с.
- Максимальная скорость – 200 км/ч
Стоимость автомобиля составляет 130 тыс. евро. Производитель позиционирует новую модель в качестве замены морально устаревшей BMW i3. И акцентирует внимание на улучшенной емкости пусковой батареи, повышенный запас хода, ускоренный заряд и разгон. Хотя в остальном машины остаются «одинаковыми». Скорость зарядки достигает 80% общей емкости всего за 30-40 минут, если подключаться к специальному терминалу.
Самый дешевый электромобиль
На рынке недорогих машин традиционно выделяется Китай. Электромобиль, по мнению их спецов – это скорее инструмент передвижения, чем способ выделиться в городских пробках. Поэтому часто в каталогах появляются довольно компактные и дешевые модели. Например, Hong Guang Mini EV. Ее стоимость составляет всего 3700 евро. Пусть в салоне нет Hi-End звука или огромного сенсора в качестве панели управления, зато авто вполне способно ехать со скоростью 100 км/ч.
Основные характеристики:
- Мощность двигателя – 41 л. с.
- Крутящий момент – 83 н/м.
- Запас хода на одной зарядке – 300 км.
- Полная зарядка – в течение 11 часов.
- Максимальная скорость – 100 км/ч
Вариант отличный. Если приходится ездить на небольшие расстояния, парковаться при недостатке мест и часто маневрировать в плотных городских пробках. Короткий кузов, всего 2917 мм, дает возможность комфортно чувствовать себя там, где владельцы «классических» авто даже мечтать не могут уместиться. При этом внутри салона при сложенных задних сиденьях имеется пространство 741 литр, куда можно разместить два крупных чемодана.
Сравнение затрат на обычную машину и электрокар
Расчеты целесообразности перехода на электромобили лучше проводить за минимум 5-ти летний период. Все дело в том, что аккумуляторы требуют периодической замены, а это заметно уменьшит рентабельность экотранспорта. В среднем электричество + обслуживание обходится на 26% меньше по сравнению с бензиновым или дизельным автомобилем.
Читайте также: Когда подешевеют автомобили в России, делимся ожиданиями экспертов авторынка на конец 2022 и начало.
Точнее результат зависит, где заряжается электромобиль, насколько часто владелец ездит зимой. Так, выгоднее всего подключаться к домашней сети с ночным тарифом. Но это медленный способ зарядки. На «быстрых» зарядных терминалах стоимость 1 кВт/ч обойдется до 8-10 раз дороже. Но и это все равно дешевле бензина или дизеля.
Налоги и страхование электромобиля
Разницы по налогам между электрокарами и авто с ДВС нет. Потому что размер платежа зависит от мощности транспортного средства, года выпуска и региона регистрации. Поэтому в России больше популярны бюджетные электромобили с относительно маломощными двигателями. Страхование также ничем не отличается, и в виде ОСАГО, и по КАСКО. Ведь аварии и иные непредвиденные ситуации встречаются одинаково всем автовладельцам.
Выводы
Будущее электрокаров в России постепенно становится все более стабильным. Начинают открывать сети заправок, обсуждаются субсидии для компенсации перехода на экологически чистые машины. Если введут льготы по налогам и страхованию для частных лиц, популярность электромобилей, скорее всего, начнет возрастать в геометрической прогрессии.