Электронная система «Платон» – это механизм компенсации вреда, наносимого дорогам федерального уровня тяжёлыми транспортными средствами. Возмещение ущерба происходит путём взимания платы с перевозчиков, эксплуатирующих тяжёлые грузовики с максимальной разрешённой массой свыше 12 тонн.
Внедрена система «Платон» в ноябре 2015 года, её содержание и эксплуатация поручены правительством РФ компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Собранные средства поступают в распоряжение Дорожного фонда, осуществляющего финансирование ремонтных работ. В статье рассказываем всё про систему Платон, в том числе что это такое, как работает, где находятся рамки на карте.
Электронная система «Платон» – это механизм компенсации вреда, наносимого дорогам федерального уровня тяжёлыми транспортными средствами. Возмещение ущерба происходит путём взимания платы с перевозчиков, эксплуатирующих тяжёлые грузовики с максимальной разрешённой массой свыше 12 тонн.
Внедрена система «Платон» в ноябре 2015 года, её содержание и эксплуатация поручены правительством РФ компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Собранные средства поступают в распоряжение Дорожного фонда, осуществляющего финансирование ремонтных работ.
Основа функционирования системы взимания платы «Платон» – информационный обмен между оператором системы (РТИТС) и большегрузом. В качестве инструмента взаимодействия выступает бортовое устройство «Платон» либо маршрутная карта.
Для работы с системой «Платон» необходимо пройти процедуру регистрации. Это можно сделать в Центре обслуживания клиентов, через официальный сайт системы, терминал самообслуживания или мобильное приложение. После завершения регистрации пользователь получает доступ в личный кабинет.
Бортовое устройство устанавливается в кабине машины, оно определяет и передаёт данные о маршруте следования, используя спутниковую навигационную систему GPS или ГЛОНАСС. Этот электронный прибор автоматически списывает деньги со счёта (расчётной записи) транспортного предприятия по фактическому пробегу. Если фура движется по трассам, не входящим в зону действия «Платона» (платные магистрали, дороги регионального и муниципального значения), прибор автоматически переключается в режим ожидания.
Российские перевозчики могут получить бортовое устройство в Центре обслуживания Platon на безвозмездной основе. Каждый автомобиль оснащается индивидуальным бортовым устройством, его не разрешается передавать третьим лицам.
Одноразовая маршрутная карта оформляется в виде электронного или бумажного документа и содержит информацию о планируемой поездке, включая:
Оформление маршрутной карты производится в одном из Центров обслуживания, по телефону горячей линии «Платон», с помощью терминала самообслуживания, через официальный сайт системы или личный кабинет. Отмену карты можно сделать в любой момент, но не позднее, чем за два часа до планируемой поездки.
Допускается использование сторонних бортовых устройств – электронных приборов с функцией связи через GPS/ГЛОНАСС и параметрами, совместимыми с системой «Платон».
Изобретательность россиян хорошо известна. Дальнобойщики придумали несколько способов не платить за проезд. Например, экранировать бортовое устройство при помощи фольги или ставить «глушилку». В обоих случаях нарушается связь со спутниковой навигацией, что не позволяет транслировать данные размещённому на рамках оборудованию.
Ещё один вариант – съезд на параллельную дорогу регионального значения после прохождения рамки с последующим возвращением на федеральную магистраль. Полученные с камер данные не являются стопроцентным доказательством передвижения автомобиля по федеральной дороге. В связи с этим списанные деньги или вынесенные штрафы можно будет оспорить, так как любые сомнения трактуются в пользу перевозчика.
Методы борьбы с нарушителями постоянно совершенствуются, и в один прекрасный момент хитрец может нарваться на неприятности с непредсказуемыми последствиями. Стоит ли игра свеч – личное дело каждого.
С февраля 2022 г. стоимость поездки многотонных грузовиков по федеральным трассам выросла на 6% по сравнению с предыдущим годом и составила 2,54 рубля за 1 км пробега. В дальнейшем тариф будет ежегодно индексироваться на основе реальной инфляции за предыдущий год.
Существуют два основных способа внесения платы за проезд: путём использования бортового устройства и путём покупки маршрутной карты. В первом случае пройденная автомобилем дистанция определяется при помощи спутниковых систем навигации GPS/ГЛОНАСС, а деньги списываются с расчётной записи держателя бортового устройства. В случае с маршрутной картой шофёр сам рассчитывает и оплачивает предстоящий рейс исходя из километража и стоимости проезда одного километра пути. Деньги на карту нужно внести за 24 часа до начала поездки, иначе она будет аннулирована.
В марте 2022 г. внедрены дополнительные способы оплаты: на пунктах взимания платы и прямо на трассе через систему «свободный поток» (там, где она присутствует). В последнем случае водитель может произвести оплату до начала рейса либо после его завершения.
Сбор за проезд не оплачивают следующие категории ТС:
Граждане России, зарегистрированные в системе взимания платы «Платон», имеют возможность оплачивать поездку после её совершения, однако для этого нужно получить соответствующее разрешение оператора. Заявки на получение услуги рассматриваются Центром обслуживания в течение семи дней.
За несоблюдение физическими и юридическими лицами установленного порядка оплаты, зафиксированного средствами стационарного и мобильного контроля, предусмотрены штрафные санкции. Согласно постановлению Правительства РФ № 504 нарушением считается:
За вышеперечисленные нарушения на российского собственника ТС налагается штраф в размере 5 000 рублей. За повторное нарушение сумма штрафа удваивается (статья 12.21 КоАП). То же касается зарубежных перевозчиков с той лишь разницей, что штраф уплачивает водитель, а не владелец ТС.
Постановление о штрафе направляется заказным письмом либо через портал госуслуг. Информацию о наложении штрафа также можно отследить через личный кабинет и сайт Ространснадзора. На обжалование штрафа отводится 10 дней. Жалобу с приложением подтверждающих документов можно направить по почте в МУГАДН (Межрегиональное Управление Государственного Автодорожного Надзора) либо Ространснадзор (по почте или через сайт). Также можно обратиться в суд.
Системы, аналогичные «Платону», успешно работают во многих европейских странах. Так, в Германии функции оператора системы переданы частной компании Toll Collect, в Австрии сбор платежей поручен госкомпании ASFiNAG. Для водителей, осуществляющих перевозки в обеих странах, запущен единый сервис TOLL2GO. В Словакии аналогичной «Платону» системой управляет частная фирма SkyToll.
Как и в нашей стране, оплата производится с использованием бортовых устройств либо аналога маршрутной карты. Однако есть и различия, которые касаются, прежде всего, тоннажа и тарифов. В частности, в Германии начинают взимать плату с грузовиков, имеющих разрешённую массу более 7,5 т, а при расчёте тарифа учитывается число осей ТС и его соответствие экологическим требованиям. В связи с этим тарифная ставка колеблется в широких пределах: от 8 до 24 евро за километр пути.
На федеральных трассах смонтировано около 700 стационарных рамных конструкций системы «Платон», оснащённых камерами фотофиксации и другими приборами. Такие рамки призваны отслеживать факт регистрации ТС, проверять подключение бортовых устройств и списывать деньги с учётной записи владельца. При протяжённости федеральных дорог порядка 70 000 км получается, что одна рамка приходится примерно на 100 км трассы.
Расположение рамок «Платона» на карте можно легко найти в Интернете. Эта информация помогает водителю спланировать маршрут, а также рассчитать время и стоимость поездки.