Рассказываем про датчик ДМРВ, как его найти и как работает, а также приводим инструкцию, как проверить ДМРВ.
Состав топливовоздушной смеси для стабильной работы двигателя должен содержать конкретный объем бензина (солярки, газа) и воздуха. Избыток или недостаток последнего вызывает повышение расхода топлива, сбои в работе ДВС вроде потери мощности, плавающих холостых оборотов и пр. Чтобы автоматизировать контроль этого параметра, используют специальный датчик, ДМРВ. От него информация подается в бортовой компьютер для сравнения с эталонным значением.
Термин ДМРВ представляет собой аббревиатуру от фразы «датчик массового расхода воздуха». В техническом понимании – это специализированный электронный датчик, контролирующий объем воздушных масс, поступающий в двигатель массового сгорания. Его можно назвать расходомером, но в задачи устройства входит оценка состояния движка, а не непосредственно количество воздуха. Впервые ДМРВ стали применять в 1980-х годах, когда появились электронные системы впрыска.
На современных авто устанавливают два типа датчика:
Тип датчика влияет на стоимость, в зависимости от особенностей конструкции оборудование может стоит от 2-3 тыс. до 10-12 тыс. рублей и выше. На иномарках деталь маркируют как MAF-Sensor, это надо учитывать при заказе запчастей в случае поломки или технического обслуживания машины (после ДТП, длительного простоя и т.п.). Выход из строя датчика ДМРВ приводит к срабатыванию индикатора Check Engine на приборной панели автомобиля.
Оборудование для контроля поступающего воздуха актуально для всех типах двигателей, потому что рабочая смесь не будет возгораться при его недостатке или избытке. Поэтому деталь имеется и на бензиновых, и на дизельных движках. Также она ставится независимо от системы для подачи топлива: через впускной патрубок или непосредственно в камеру сгорания. Везде нужен контроль качества топливовоздушной смеси.
Ставят датчик расхода воздуха между дроссельным узлом и воздушным фильтром с механическим креплением на корпус последнего. Расположение выбирает производитель автомобиля, его можно найти по характерной маркировке (уточнять в сервисной документации или в интернете). Внешне деталь представляет собой цилиндр с разъемом для подключения к бортовой сети машины. Размер зависит от модели авто.
Независимо от модификации действие датчика основано на измерении электрической мощности, затрачиваемой на поддержание заданной температуры нагревательного элемента. От набегающего воздуха он охлаждается и системе приходится подавать большее напряжение. Этого достаточно для измерения объема воздуха, отталкиваясь от информации, сохраненной в памяти ЭБУ. От текущего значения зависит количество топлива, подаваемого во впускной тракт (в камеру сгорания).
Существует еще один способ управления качеством топливовоздушной смеси: использование ДАД или датчика абсолютного давления. Его применяют на «морально устаревших» автомобилях, т.к. алгоритм работы аналога менее совершенен. ДМРВ – это более точный, быстрый способ измерения параметров, хоть и дорогостоящий. Поэтому на современных авто применяют именно его, как более надежный, долговечный вариант.
Проверять датчик воздуха рекомендуется при возникновении характерных признаков. Например, повысился расход топлива, стал плохо запускаться двигатель, пропала его мощность, на холостых оборотах фиксируются плавающие значения. Чаще же водитель видит светящийся индикатор Check Engine, универсальный способ сообщить о неполадках с двигателем и сопряженными с ним узлами. Если есть возможность, желательно побыстрее заехать в автосервис.
Если имеется интерес к самостоятельной диагностике, можно попробовать проверить оборудование контроля массового расхода воздуха при помощи мультиметра. Считается, что такой метод покажет неисправность только на датчиках Bosch c каталожными номерами: 0 280 218 004, 0 280 218 037 и 0 280 218 116. Надо включить измерительный прибор в предел измерения 2В, включить зажигание, но двигатель пока не заводить.
Красный щуп мультиметра подключить к пятому кабелю (обычно желтого цвета), а черный к массе (третий, зеленого цвета). Напряжение на выходе нового датчика обычно составляет 0,996…1,01В. Чем выше значение превышает «норму», тем хуже состояние устройства. Например, 1,04…1,05В указывает на «предсмертное» состояние ДМРВ. При более высоком напряжении датчик требуется заменить немедленно.
О внешних признаках мы уже упоминали: на приборной панели загорелся Check Engine, а попутно начались сопутствующие проблемы. Быстрее всего водитель обнаруживает сложности с запуском двигателя, особенно, холодное время. Если мотор и заводится, несмотря на успешный его прогрев, холостые обороты продолжают «плавать». Ходовые качества ухудшаются: теряется динамика при разгоне, общая мощность.
Когда водителю однажды разбираться, что такое ДМРВ в автомобиле, его первый вопрос: а есть ли смысл менять этот узел, будет ли двигатель работать без него. Иногда проблема купить оригинал, и перед владельцем машины возникает настоящая проблема, как пользоваться транспортном дальше. Ответ простой: да, ездить можно дальше. Правда, бортовой компьютер будет всегда индицировать «ошибку двигателя» и исчезнет возможность контролировать расход топлива.
Если не удается найти оригинал, иногда в автосервисах предлагают поставить «другой» датчик. Это реально, только придется прошивать ЭБУ нестандартными значениями, что устройство заработало, как положено. Такую методику чаще применяют при тюнинге автомобилей, когда пытаются задать нестандартные характеристики для улучшенного разгона и т.п. В любом случае придется мириться с «нетиповым» расходом топлива.
Вернуть «к жизни» и одновременно точность показаний ДМРВ иногда удается банальной очисткой от загрязнений, которые могут попадать на него из окружающего воздуха. Промывают механизм при помощи очистительной жидкости для карбюраторов, спреями типа «Жидкий ключ» или Liqui Moly, выпускающей не только моторные масла. Одним из универсальных средств считается WD-40, массово используемая для удаления ржавчины, избавления от скрипа и т.д.
Чтобы разобраться в способе отключении, надо сначала понять, как работает ДМРВ. Это не просто «прокладка» между воздушным фильтром и системы питания двигателя, которую легко удалить и не почувствовать на динамике. Тем более, конструктивно автомобили не рассчитаны на работу без датчика. В «гаражах» предлагают установить вместо него диод с одновременной прошивкой ЭБУ. Понятно, потребление топлива будет «как повезет», возможно, даже в пределах нормы.
В «домашних» условиях владельцы обычно устанавливают переменный резистор, позволяющий подобрать сопротивление, с каким электроника перестанет сигнализировать об ошибке. Его ставят между контактами 5 и 3 (по ним проверяют исправность датчика). На этапе установки понадобится мультиметр, чтобы выставить примерно 1В, соответствующий исправному узлу. В сервисе лучше заказывать прошивку ЭБУ, после которой компьютер «забудет» о существовании датчика.