Индекс нагрузки шин — расшифровка обозначений

    Ни для кого не секрет, что в автомобиле наибольшим воздействиям подвержены покрышки, ведь на них оказывают влияние не только негативные внешние факторы (температура, химические реагенты, трение о полотно дороги и т. д.), но и постоянная нагрузка от массы самого транспортного средства. Именно поэтому одним из важнейших эксплуатационных параметров является индекс нагрузки шин, указанный в маркировке на внешней боковой поверхности покрышки.

    Чтобы правильно выбрать колёса на легковой автомобиль, необходимо внимательно изучить маркировку – её расшифровка будет указывать на характеристики шины.

    На что обращать внимание при выборе шин

    Выбирая шины, обращают внимание на параметры:

    • Условия эксплуатации: езда по асфальту, грунту, твердым покрытиям или бездорожью. В зависимости от дорожного покрытия резина отличается по жесткости, рисунку протектора и т.д. На шоссе используют шины с индексом H/P, на твердых покрытиях, в т.ч. городском асфальте, выбирают H/T, на бездорожье – M/T. Если необходимы универсальные шины, выбор падает на A/T.
    • Сезон – зимний или летний. Летние покрышки более жесткие, т.к. должны сохранять форму при высоких температурах. Зимой меняют колесо на мягкое, которое не твердеет на холоде, и шипованное либо ламелизированное для лучшего сцепления с дорогой.
    • Размер. Каждый производитель указывает размерность шин, допустимую для конкретного автомобиля. При выборе неправильного размера возникают последствия: покрышка цепляется за арку, машина теряет управляемость и плавность хода.
    • Рисунок протектора, который влияет на управляемость и акустику в салоне. Протекторы делятся на четыре вида: симметрично-ненаправленные – универсальные, используют в обычных условиях эксплуатации; симметрично-направленные – для дождливой и мокрой погоды, более жесткие; ассиметрично-направленные – также для мокрых трасс, но шумоподавление и управляемость лучше, чем у симметрично-направленных; ассиметрично-ненаправленные – сбоку бортики, поэтому управляемость высокая.
    • Шумность, которая зависит в т.ч. от протектора. На европейских шинах можно увидеть этикетку и обозначение в виде динамика с полосками. Одна полоса – уровень шума значительно ниже допустимого, две – ниже разрешенного, три – выше нормы.
    • Год производства. Важно, чтобы этот параметр не превышал 8 лет, из которых 5 лет – эксплуатация, 3 года – хранение. На резину воздействуют ультрафиолет, пробег и манера езды, если куплены б/у шины.
    • Жесткость. Это обозначение на шинах встречается редко, однако жесткость влияет на срок эксплуатации и качество езды. Мягкая резина лучше сцепляется с мокрым покрытием, обеспечивает плавное торможение и разгон, но быстрее изнашивается. Протектор на жесткой резине стирается медленнее, уменьшается расход топлива, но растет тормозной путь и уровень шума.

    Другая информация, которую необходимо учитывать – индекс скорости на шинах, индекс грузоподъемности, износостойкость, сцепление, подходящий класс транспортного средства. Далее рассмотрен каждый из параметров.

    Размерность колес

    Обозначение размера наиболее заметное, т.к. эту информацию ищут в первую очередь. Так маркировку размера шин легковых автомобилей указывают в формате ***/** R**, например, 205/55 R16. Первые три цифры – ширина профиля шины, указанная в миллиметрах. Следующие две – отношение высоты к ширине в процентах, т.е. 55% или 0.55*205 = 112,75 мм.

    Буква R указывает, что конструкция шины радиальная, а диаметр колеса в дюймах составляет 16. Важно понимать, что R – не радиус, а именно диаметр. Вместо R на шинах могут написать Radial, что также будет означать радиальную конструкцию. Также может быть указана буква D – диагональная конструкция, однако подобные шины на легковые автомобили давно не выпускают.

    Читайте также: Перечисляем все способы, как проверить катушку зажигания, также прилагаем инструкцию к каждому из способов.

    Индекс грузоподъемности шин

    Следом за размером прописывают индекс нагрузки шин – параметр, который показывает предельно допустимую нагрузку на колеса или грузоподъемность во время эксплуатации автомобиля. Нагрузка показана двумя цифрами – 205/55 R16 94H. Каждая цифра соответствует определенной нагрузке на шину в килограммах, при этом шаг между значениями разный, поэтому ориентируются на расшифровку.

    Ограничения скорости и нагрузки шин взаимосвязаны: возрастание скорости приводит к увеличению динамической нагрузки на авторезину. Поэтому увеличение быстроты передвижения автомобиля на 10 км/час, должно компенсироваться за счет снижения веса — до 5%! Эту зависимость учитывают производители автопокрышек. Поэтому резина с пониженным индексом не издает гул во время езды, едет мягко, плавно, а изделия с большим коэффициентом позволяют увеличивать устойчивость машины, при этом комфортность вождения снижается.

    Индекс грузоподъемности может начинаться с 0, что означает нагрузку на колесо 45 килограммов, и заканчиваться 279, т.е. 136 000 кг. В таблице приведены наиболее распространенные значения индекса.

    Превышение рекомендованных производителем автошин параметров может привести к потере управления авто, либо разрыву авторезины.

    Индекс грузоподъемности Допустимая нагрузка, кг Индекс грузоподъемности Допустимая нагрузка, кг
    70 335 98 750
    71 345 99 775
    72 355 100 800
    73 365 101 825
    74 375 102 850
    75 387 103 875
    76 400 104 900
    77 412 105 925
    78 425 106 950
    79 437 107 975
    80 450 108 1000
    81 462 109 1030
    82 475 110 1060
    83 487 111 1090
    84 500 112 1120
    85 515 113 1150
    86 530 114 1180
    87 545 115 1215
    88 560 116 1250
    89 580 117 1285
    90 600 118 1320
    91 615 119 1360
    92 630 120 1400
    93 650 121 1450
    94 670 122 1500
    95 690 123 1550
    96 710 124 1600
    97 730 125 1650

    Индекс показывает, какая нагрузка допустима на одно колесо, т.е. для расчета общей грузоподъемности значение из таблицы умножают на четыре.

    НА ЗАМЕТКУ! Встречается другой вариант маркировки шин: Max load — *** kg. Тогда нагрузку не указывают следом за размером, а наносят в другом месте на шине.

    Какие существуют индексы скорости

    Рядом с индексом грузоподъемности стоит буква. Она показывает индекс скорости. Например, возьмём обозначение 94H: здесь 94 означает грузоподъёмность, а Н – скорость.

    Определение индекса скорости шины можно дать простое – это максимальная скорость, которую покрышка выдерживает. Другое дело, что понимается под термином «выдерживает». Конечно, прежде всего, это понятные условия применения:

    1. Давление в шине,
    2. Вертикальная нагрузка,
    3. Параметры внешней среды (качество покрытия, погодные условия).

    Для обозначения индекса скорости используют буквы латинского алфавита по порядку, кроме буквы H, которая указывает на скорость 210 км/ч. Минимально возможное значение – A1 или 5 км/ч, но подобные шины в настоящее время не выпускают.

    При сопоставимых условиях применения, индекс скорости – это некая гарантия производителя, что при заявленной максимальной скорости шина сохранит свои физико-механические свойства и не разрушится.

    Рассмотрим в таблице основные индексы скорости на шинах с расшифровкой.

    Индекс скорости Допустимая скорость, км/ч
    J 100
    K 110
    L 120
    M 130
    N 140
    P 150
    Q 160
    R 170
    S 180
    T 190
    U 200
    H 210
    V 240
    W 270
    Y 300
    ZR более 240

    НА ЗАМЕТКУ! Индекс, который указывает производитель, означает максимальное значение скорости для комфортной езды, но не предельно допустимое.

    Связь между индексами скорости и нагрузки шин

    Связь между индексами нагрузки и скорости учитывается производителями: для одного и того же значения максимальной нагрузки выпускаются шины с разными допусками по скорости.

    Качественно эта связь понятна: чем выше предельно допустимая скорость, тем большую нагрузку должна выдерживать покрышка, потому что с увеличением скорости резко возрастают динамические нагрузки на шину, например, при попадании колеса в ямку или выбоину. Проще говоря, при неправильно подобранных характеристиках покрышку в такой ситуации может разорвать.

    Для индексов скорости в диапазоне от Q до T предельно допустимая нагрузка может быть достигнута при предельно допустимой скорости. А вот для скоростных автомобилей необходим определённый запас.

    Если индекс скорости шины V равен 240 км/час, то расчётный индекс нагрузки такой покрышки должен соответствовать максимальной скорости до 210 км/час. А при движении с большей скоростью планируемую нагрузку следует уменьшать ещё больше.

    Алгоритм расчёта следующий: увеличение скорости каждые 10 км/час влечёт за собой снижение нагрузки на 3%! Для ещё более скоростных машин (W – 270 км/час) правило ужесточается: снижение нагрузки на 5%!каждые 10 км/час от 240 км/час.

    При выборе шин с учётом индекса скорости следует принимать во внимание рекомендации производителя, время года и манеру езды водителя. И если нет возможности приобрести резину в соответствии с указаниями производителей, следует выбирать покрышки с более высоким (но не более низким) индексом скорости, чем рекомендуемый.

    Дата производства шин

    Способ, как узнать год выпуска шины, следующий: на покрышке в овале прописаны четыре цифры, например, 2318. Первые две цифры – неделя года, последние две – год. Т.е. шину с маркировкой 2318 произвели в 2018 году на 23 неделе.

    Если на шине прописаны три цифры, значит, резину произвели до 2000-го года. Первые две цифры – неделя, третья – последняя цифра года. Например, 408, где 40 – неделя, а 8 – 88 или 98 год. Чтобы точно определить год, смотрят на дополнительные обозначения: *408* без пробелов – шину произвели в 1988 году; *408 *, т.е. с пробелом, или *408 (треугольник)* — в 1998 году.

    Показатели износостойкости, сцепления и температуры

    Параметры износостойкости, сцепления и температуры впервые ввел американский департамент транспорта.

    Первый автомобильный показатель – износостойкость, показывает пробег, который может пройти шина. На резине износостойкость обозначают словом Treadwear, а далее ставят цифры. Чтобы получить километраж, значение после treadwear умножают на 480 км. Если нанесена маркировка Treadwear 450, износостойкость составляет 216 000 км пробега. Альтернативное обозначение – TWI.

    На качество сцепления резины с дорогой и способность тормозить на мокрой дороге указывает Traction. В зависимости от качества сцепления наносят значения AA, A, B или C. Согласно расшифровке шинной маркировки, АА – резина с самым высоким индексом сцепления, С – с наименьшим. Для легковых автомобилей используют шины с индексом А, для спортивных – АА. Если владелец машины предпочитает резкую и быструю езду, также выбирают шины АА.

    Температуру обозначают английским словом Temperature. Параметр показывает, насколько хорошо резина выдерживает нагрев во время езды. Индекс температуры существует в трех видах – А, В и С, где:

    • А – шина выдерживает нагрев на скорости более 184 км/ч;
    • В – допустима езда от 160 до 180 км/ч;
    • С – максимальная скорость езды до 160 км/ч.

    Рекомендуемая погода для эксплуатации

    Рассматривая маркировку шин и расшифровку их обозначений, нельзя забывать о погодных условиях, в которых допустима эксплуатация резины.

    • M+S, т.е. Mud + Snow – шины используются в грязную и снежную погоду. Маркировка указывает на всесезонную или зимнюю резину.
    • M+SE – как и предыдущие шины, подходят для езды по грязи и снегу, но добавлена шиповка.
    • Aw, т.е. Any Weather или любые погодные условия.
    • Снежинка – шины применяют зимой в суровых погодных условиях.
    • М+Т – резина для езды по грязи и бездорожью.
    • Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или знак зонтика указывают на резину для мокрых покрытий и дождя.

    Читайте также: Рассказываем, что такое докатка, чем отличается от запаски, раскрываем правила эксплуатации.

    Класс транспортного средства

    Иногда на шины ставят маркировку, которая указывает на класс автомобиля.

    • P — легковой пассажирский транспорт;
    • SUV — для полноприводных внедорожников;
    • C или LI — для микроавтобусов или маленьких грузовых автомобилей;
    • ST — шины для трейлеров;
    • M/C — мотоциклетная резина;
    • CMS — резина для горно-строительного транспорта;
    • HCV — для тяжелых агрегатов, которые работают на строительных площадках;
    • LCM — транспорт, который работает на лесозаготовках;
    • LPT — шины для прицепов.

    Если на резине стоит отметка T, это значит, что шина временная.

    Испытания шин для определения индексов

    За формальными цифрами индексов скорости и нагрузки шин и сухими рекомендациями производителей стоит большой объем инженерных работ проектировщиков и испытателей. Присвоение каждой модели покрышки определённой категории происходит не только (и даже не столько) расчётными методами, но и на основании данных стендовых, полигонных и натурных испытаний резины.

    Классический пример в этом отношении – всемирно известная Nokian, где шины проходят вначале цикл стендовых испытаний. Схема испытательного стенда известна давно: испытуемая покрышка вращает массивный барабан, к которому прижимается с определённым усилием. Здесь важны строгое соблюдение режимов испытаний и постоянный мониторинг состояния испытуемого объекта.

    Второй этап – полигонные испытания: автомобиль, на котором установлены испытываемые образцы, управляется роботом и двигается по замкнутой траектории. На этом этапе испытатели также имеют возможность постоянно контролировать параметры испытываемых покрышек.

    Наконец, третий этап – натурные испытания шин в эксплуатации, как водителями-испытателями самой компании, так и независимыми экспертами (как правило, таксистами). При натурных испытаниях не удаётся постоянно контролировать параметры состояния резины, зато ценность итогового результата выше, чем на предыдущих этапах – это ведь данные фактической эксплуатации.

    В той же Nokian, например, очень требовательны к качеству выпускаемой продукции – даже если при стендовых испытаниях покрышка выдерживает длительное время скорость свыше 300 км/час, далеко не факт, что ей будет присвоен индекс скоростной шины и, вполне возможно, всё ограничится индексом T.

    Обновления в маркировке

    С 1 ноября 2020 года в России вступило в силу Постановление Правительства о правилах маркировки шин. Цель постановления – устранить «серые» поставки резины. Теперь в России запрещены ввоз, хранение и производство шин, на которых нет специальной маркировки.

    Предприятие регистрируется в системе «Честный знак» в течение семи дней с момента, когда начался оборот шин. Ему выдают уникальные коды в системе маркировки, которые наносят на товар. Такой код вправе считать любой покупатель через мобильное приложение, чтобы найти информацию о производителе, дате выпуска и характеристиках резины.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для производителей, дистрибьютеров и розничных магазинов предусмотрены штрафы, если товар реализовали без маркировки или с поддельными кодами.

    Какие еще обозначения существуют?

    Помимо описанных обозначений, встречаются следующие символы:

    • Outside и Inside – наносят на ассиметричные шины. Маркировка позволяет правильно вмонтировать шину: outside – снаружи, inside – внутри.
    • Стрелка или слово «Rotation» также помогают при монтаже резины. Необходимо соблюдать направление вращения, которое указывает стрелка.
    • Tubeless и Tube Type. Первое обозначение ставят на бескамерных шинах, второе – на камерных. Возможно сокращенное обозначение – Т и ТТ.
    • Max Pressure – максимальное давление, которое допустимо в резине. Единица измерения – кПа.
    • XL или Extra Load ставят на усиленную резину с увеличенным индексом грузоподъемности.
    • Если после размера резины стоит отметка RF, шина усиленная и состоит из шести слоев. Буква С указывает на грузовую шину из восьми слоев.
    • Е, обведенная в круг – шина выполнена в соответствии с европейскими стандартами.
    • DOT – резина соответствует американским стандартам.
    • TWI – индикатор износа. Индикаторы располагаются по всей поверхности шины на равном расстоянии, а в выемках протектора виднеются небольшие пластины из резины высотой 1.6 мм. В ходе эксплуатации колес протектор стирается. Если он достигает высоты канавки, шина требует замены.
    • Дополнительная информация – страна производства, наименование бренда, марка резины. Иногда ставят обозначения, которые указывают на модель автомобиля.

    Статья обновлена 19.01.2023

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru

    Один комментарий на «“Индекс нагрузки шин — расшифровка обозначений”»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх
    Adblock
    detector