Функциональные узлы автомобиля постоянно подвергаются износу, который является следствием длительной эксплуатации или чрезмерно высоких нагрузок во время поездок. Исправность тормозной системы считается гарантом безопасного вождения. Поэтому целесообразно знать, как можно проверить эти узлы ТС, а также как произвести своевременную замену деталей.
Проверка износа тормозных дисков и колодок
В тормозной системе ВАЗ 2114 наиболее подверженной износу деталью являются колодки, как правило на 1 замену дисков приходится 2-3 замены колодок. На то, с какой скоростью они будут изнашиваться, влияет три фактора:
- Материал изготовления фрикционных накладок;
- Правильность функционирования тормозной системы- если тормозные цилиндры работают неправильно, либо диски имеют повреждения, колодки будут изнашиваться неравномерно;
- Стиль вождения — чем интенсивнее нагружаются элементы системы, тем быстрее они изнашиваются.
На панели приборов четырнадцатой расположен индикатор износа тормозных колодок. О том, что необходимо их менять, свидетельствует непрерывное свечение индикатора. Однако не стоит полностью доверять электронике. Проверять степень износа агрегата необходимо регулярно, каждые 10 тыс. километров.
Чтобы проверить износ тормозного диска и колодок необходимо поставить четырнадцатую на ручной тормоз и под задние колеса установить башмаки (упоры). Далее, ослабляем фиксирующие колеса гайки и поднимаем автомобиль на домкрат. Полностью откручиваем и снимаем колеса, очищаем элементы тормозной системы от грязи.
Теперь берем штангенциркуль и выполняем замеры. Ниже приведен критический минимум толщины основных агрегатов. Если замеры показали, что износ передних тормозных колонок либо дисков превысил данные показатели, их необходимо менять в срочном порядке:
- Минимальная допустимая толщина дисков — 10,8 мм;
- Толщина фрикционных накладок на колодках — 1.5 мм;
- Диаметр заднего барабанного тормоза — 201,5 мм.
Также замена узлов необходима в случае, если визуальный осмотр показал наличие агрегатах каких-либо механических повреждений — трещин, выбоин, сколов, искривлений, или люфта в соединениях.
МЕНЯЕМ ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ (ТД) И КОЛОДКИ СВОИМИ РУКАМИ
Замена тормозных дисков на ВАЗ 2114 достаточно простой процесс, который, при наличии необходимого оборудования и 2-3 часов свободного времени можно без проблем выполнить своими руками.
Чтобы самостоятельно заменить диски вам потребуются следующие инструменты:
- Домкрат;
- Отвертка;
- Ключи на 17, 8 и 13;
- Балонный ключ.
- Резиновый молоток.
Резиновый молоток в работе
Выполняем замену дисков в такой последовательности:
- Ставим четырнадцатую на ровную поверхность, желательно чтобы это был асфальт. Под колеса устанавливаем противооткатные упоры;
- Если колеса автомобиля не снимались длительное время, имеет смысл обработать все резьбовые соединение WD-40 и подождать минут 10-15 – это значительно облегчит процесс снятия;
- Срываем фиксирующие колесо гайки с мертвой точки при помощи балонного ключа. Поскольку при этом автомобиль может сильно раскачиваться, делать это нужно перед поднятием машины на домкрате;
- После того как крепления ослаблены, устанавливаем домкрат в место специального упора и поднимаем автомобиль;
- Скручиваем балонным ключом все фиксирующие гайки и снимаем колесо;
- Снимаем колодку, для этого необходимо выкрутить фиксирующий ее суппорт. Делается это ключом на 17. Предварительно необходимо демонтировать крепеж тормозного шланга (ключом на 13) и слить в заранее подготовленную емкость вытекающую жидкость;
- Снимаем тормозной цилиндр. Он закреплен двумя болтами, которые можно выкрутить ключом на 13;
- Теперь мы получили свободный доступ к диску. Он закреплен двумя направляющими шпильками (штифтами), которые нам нужно выкрутить ключом на 8;
- После снятия фиксаторов резиновым молотком простукиваем заднюю сторону диска так, чтобы он слез со ступицы. Для этого можно использовать обычный молоток и брусок дерева в качестве подкладки, однако делать все нужно крайне аккуратно;
- По завершению демонтажа выполняется установка диска. Монтаж новой детали выполняется же алгоритму, что и снятие тормозного диска ВАЗ, только в обратной последовательности. Перед установкой, место соединения со ступицей нужно смазать специальной высокотемпературной смазкой, хорошо подходит так называемая “медная” смазка.
Нередко вместе с заменой дисков также нужно выполнить замену передних тормозных колодок на ВАЗ 2114.
Делается это следующим образом:
- После снятия колеса и очистки деталей от грязи вынимаем шланг подачи тормозной жидкости из кронштейна;
- С помощью ключа на 17 выкручиваем верхний болт крепления суппорта. Чтобы открутить данный болт необходимо отогнуть контр-шторку, которая препятствует проворачиванию болта при езде, сделать это можно обычной плоской отверткой;
- Аналогичным образом ослабляем (не нужно выкручивать полностью) нижний болт крепления суппорта;
- Отодвигаем скобу, закрывающую тормозные колодки, вверх (она будет держаться на ослабленном болте);
- Вынимаем износившиеся колодки и на их место устанавливаем новые;
- Закручиваем суппорт обратно, крепим шланг подачи жидкости обратно в кронштейн и устанавливаем колесо.
Зная, как заменить передние тормозные диски и колодки, со всей работой вы справитесь за 2-2.5 часа – ничего сложного в этом нет. Однако если вы раньше этого никогда не делали, то имеет смысл обратиться в автосервис и внимательно проследить за тем, как все делается, а уже на следующий раз браться за работу самому.
Признаки и причины неполадки
Ощутить, что тормозные диски уже на пределе своей профпригодности, можно по биению педали. Она будет, как говорится, шалить. Это легко определить на высоких скоростях при торможениях.
Не стоит думать, что «уставшие» диски смогут еще некоторое время работать. Подобное легкомыслие приводит часто в больничную койку. И это в лучшем случае. Пугать никого не хотим, но все же тормоза — невероятно важная система безопасности.
Причин, по которым педаль ведет себя не естественно, может быть несколько.
- Тормозной диск деформирован. Это может произойти из-за перепадов температур, резких торможений и естественного износа. Если поврежден только один диск, второй меняется одновременно с первым. Это правило, которого следует придерживаться всегда и везде.
- Поломка передних колодок. Восстановить их работоспособность невозможно, потому они подлежат обязательной замене.
- Вышли из строя задние барабаны. На ВАЗ 2114 сзади предусмотрены барабаны, хотя некоторые устанавливают дисковые тормоза. Насколько оправдано такое решение, думайте сами.
Допустимая толщина дисков, толщина накладок на колодки, диаметр заднего барабанного тормоза
Минимальная допустимая толщина тормозного диска — 10.8 миллиметров.
Толщина накладок на колодке — 1.5 миллиметров.
Диаметр заднего тормоза барабанного типа — 201.5 миллиметров.
Определяем степень износа тормозных дисков и колодок
Тормозная система ВАЗ-2114 предполагает как минимум 3 замены колодок во время эксплуатации одного диска. Однако скорость износа также зависит от следующих моментов:
- Материал, из которого сделаны фрикционные накладки.
- Корректная работа тормозной системы в целом. Если какой-либо узел функционирует с отклонениями, колодки будут терять свои свойства заметно быстрее.
- Интенсивность нагрузок. Чем больше, тем быстрее потребуется замена деталей.
На приборной панели ВАЗ-2114 присутствует индикатор износа тормозных колодок. Если вы заметили непрерывную подсветку – это сигнал о том, что пора произвести замену данных компонентов. Однако на практике все далеко не так просто. Не всегда следует доверять электронике.
Степень износа рекомендуется проверять самостоятельно через каждые 10 000 км пробега.
Для осмотра узлов тормозной системы нужно поставить автомобиль наручник, под задние колеса поставить упоры. Дальше ослабьте гайки, которые крепят колеса, и поднимите автомобиль на домкрат. Открутите и снимите колеса, очистите поверхность тормозов от скопившейся грязи.
При помощи штангенциркуля сделайте замеры и сравните их со следующими значениями:
- толщина дисков – не менее 10,8 мм;
- фрикционные накладки – толщиной не менее полутора миллиметров;
- задний барабанный тормоз должен соответствовать значению 201,5 мм.
Если какой-либо параметр меньше вышеописанных цифр, тогда следует как можно быстрее произвести замену деталей.
Дополнительным сигналом к замене компонентов тормозной системы может послужить наличие сколов, трещин и других неприятностей.
Примерная стоимость работ в сервисе
Ориентировочная стоимость работ в автосервисе на сегодняшний день следующая:
- Поменять тормозные диски на ВАЗ 2114: передние — 1000 р, задние — 800 р. (спрос на замену передних дисков больше, из-за этого и цена выше);
- Замена колодок дискового типа — 500 рублей;
- Замена барабана заднего тормоза — 300 рублей;
- Замена колодок барабанного типа — 800 рублей;
ПРОВЕРКА ИЗНОСА ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ И КОЛОДОК
В тормозной системе ВАЗ 2114 наиболее подверженной износу деталью являются колодки, как правило на 1 замену дисков приходится 2-3 замены колодок. На то, с какой скоростью они будут изнашиваться, влияет три фактора:
- Материал изготовления фрикционных накладок;
- Правильность функционирования тормозной системы- если тормозные цилиндры работают неправильно, либо диски имеют повреждения, колодки будут изнашиваться неравномерно;
- Стиль вождения – чем интенсивнее нагружаются элементы системы, тем быстрее они изнашиваются.
На панели приборов четырнадцатой расположен индикатор износа тормозных колодок. О том, что необходимо их менять, свидетельствует непрерывное свечение индикатора. Однако не стоит полностью доверять электронике. Проверять степень износа агрегата необходимо регулярно, каждые 10 тыс. километров.
Чтобы проверить износ тормозного диска и колодок необходимо поставить четырнадцатую на ручной тормоз и под задние колеса установить башмаки (упоры). Далее, ослабляем фиксирующие колеса гайки и поднимаем автомобиль на домкрат. Полностью откручиваем и снимаем колеса, очищаем элементы тормозной системы от грязи.
Теперь берем штангенциркуль и выполняем замеры. Ниже приведен критический минимум толщины основных агрегатов. Если замеры показали, что износ передних тормозных колонок либо дисков превысил данные показатели, их необходимо менять в срочном порядке:
- Минимальная допустимая толщина дисков – 10,8 мм;
- Толщина фрикционных накладок на колодках – 1.5 мм;
- Диаметр заднего барабанного тормоза – 201,5 мм.
Также замена узлов необходима в случае, если визуальный осмотр показал наличие агрегатах каких-либо механических повреждений – трещин, выбоин, сколов, искривлений, или люфта в соединениях.
Проверяем износ и принимаем решение о замене диска и колодок
Замена
Сегодня многие предпочитают устанавливать вентилируемые тормозные диски на ВАЗ 2114. Это во многом оправданное решение, поскольку особая система позволяет их дополнительно охлаждать потоками воздуха. Актуально для любителей быстрой езды и резких торможений. Эти системы эффективные и долговечные, потому потратиться на них будет не лишним.
Что касается процедуры замены, то здесь главная задача — демонтировать старые диски. Поставить потом новые не составит большого труда. Только обязательно запоминайте или даже записывайте, какой агрегат где и в каком положении находился, чтобы по аналогии собрать затем «конструктор» в обратной последовательности.
Снимаются тормозные диски на каждом колесе одинаково. Потому следуйте инструкции.
- Поставьте машину на максимально ровную поверхность, включите ручной тормоз, поставьте под колеса опоры. Так вы минимизируете риск смещения машины и вашего травматизма.
- Поднимите одно из колес с помощью домкрата и приступайте к его снятию. Думаем, вы прекрасно знаете, как на ВАЗ 2114 снимаются колеса.
- Далее ослабьте немного крепление тормозного цилиндра.
- С помощью отвертки поддевается пыльник с верхней направляющей тормозной колодки.
- Теперь нужно демонтировать суппорт и колодки. Для снятия суппорта вооружитесь ключом на 17 миллиметров. Перед тем, как открутить сам суппорт, обязательно снимите крепление тормозного шланга.
- Снятие колодок осуществляется особым способом. Об этом мы приготовили для вас отдельный специальный материал.
- Чтобы тормозная жидкость не вытекла из системы, под шланг подставьте какую-нибудь емкость. Все то, что вытечет, можно будет по завершению замены дисков залить обратно.
- Приступайте к полноценной уборке рабочей площадки. Вам придется зачистить все следы грязи, убрать ржавчину на тормозных плоскостях. Только не ковыряйте там ничего. Используйте специальные высокоэффективные смывки.
- Применяя химические вещества, обязательно думайте о вопросах собственной защиты. Наденьте перчатки, избегайте попадания средства на кожу, в глаза.
- Обработайте все элементы тормозной системы при помощи всемогущего средства WD40. Особенно тщательно пройдитесь под подшипникам ступицы.
- Штифты колеса демонтируются с помощью ключа на 8. Следите только, чтобы во время данной операции диск не смещался со своего текущего положения.
- Перед тем как извлечь тормозной диск, немного постучите по плоскости агрегата. Только не нужно тарабанить по рабочей поверхности.
- Снимите диск.
- Вставьте новый агрегат, и действуйте в обратной последовательности демонтажа.
- Все элементы должны быть предварительно тщательно смазаны, особенно ступицы. Рабочую поверхность нового тормозного диска обработайте специальным средством. Это позволит обезжирить агрегат.
- Если параллельно выполнялась замена тормозных цилиндров, прокачка педали тормоза станет обязательным мероприятием, без которого эксплуатировать автомобиль категорически не рекомендуется.
- Аналогичным способом меняется второй тормозной передних диск на вашем ВАЗ 2114.
В данной процедуре есть свои сложности. Потому приготовьтесь к тому, что вам, как новичку, придется потратить не 5, а 6-8 часов.
Износ тормозных дисков и колодок, как проверить износ своими руками (пошаговая инструкция)
- Для проверки износа тормозных дисков и колодок, следует поставить ВАЗ 2114 на стояночный тормоз и установить под задние колеса специальные упоры (башмаки).
- Затем ослабляем гайки, которые фиксируют колеса, и поднимаем транспортное средство на домкрат.
- Далее откручиваем и полностью демонтируем колеса, а элементы тормозной системы очищаем от грязи.
- Теперь с помощью штангенциркуля выполняем замеры. Если они показали, что тормозные колодки и диски износились до критического минимума, их необходимо в срочном порядке заменить.
Также замена узлов требуется в случае, если визуальная диагностика показала наличие каких-либо механических повреждений — искривления, трещины, выбоины, сколы или люфт в соединениях.
Замена задних дисков
- Фиксируем передние колеса противооткатными башмаками в целях безопасности проведения работ;
- Поддомкрачиваем заднее колесо, снимаем его;
- Выкручиваем два крепежных болта, аккуратно извлекаем барабан с посадочного места. При необходимости постукиваем по периметру для ослабления фиксации;
- Проводим дефектовку полости, фрикционных накладок, распорной планки, прижимной пружины, троса ручного тормоза.
Завершаем ремонт установкой нового барабана. Последующая профилактика через 30000 км.