DOHC

Рассказываем, что означает аббревиатура DOHC, как она связана с автомобилем и для чего нужна

    Часто на двигателе автомобиля мы видим аббревиатуру DOHС — это значит, что ваша техника оборудована мощным мотором, который позволяет быстро развивать высокую скорость. Такой силовой агрегат имеет два распредвала, монтированных в головке блока цилиндров. Подробней разбираем, что такое DOHC, расскажем, как расшифровывается, осветим другие вопросы.

    Расшифровка DOHC

    DOHC | DOHC

    Double OverHead Camshaft: так расшифровывается аббревиатура по-английски, что в переводе на русский обозначает двойной верхний распредвал. Прямой конкурент DOHC — это двигатель SOHC, его расшифровка: Single OverHead Camshaft, что переводится как одиночный верхний распредвал.

    Привод клапанов DOHC — что это такое

    Делают двигатели этого типа в двух разновидностях, различающихся по количеству клапанов на цилиндр. Сейчас производят  моторы DOHC с двумя и четырьмя клапанами. Для правильной работы распредвалов применяют два типа приводов — зубчатый ремень или цепь. Более популярно применение ремня: он недорого стоит, не издает шума и не требует смазки.

    Есть у ременного привода и недостаток — невысокая надежность, цепная система в этом плане выигрывает. Чтобы уменьшить вероятность обрыва, ремень необходимо периодически осматривать на износ. При разрыве возможно повреждение гильзы и цилиндра, что приведет к дорогому ремонту.

    Для справки. Цепной привод со временем растягивается — недостаток устраняется автоматическим натяжным механизмом.

    DOHC с двумя клапанами на цилиндр

    DOHC | DOHC с двумя клапанами на цилиндр

    Это усложненный вариант стандартного двигателя OHC, содержащего два распределительных вала, монтированных в головку блока цилиндров и приводящих в действие клапана (впускные и выпускные). Использование таких двигателей было распространено примерно с 60-х до середины 90-х годов, а потом их популярность стала снижаться. В качестве примера, на каких авто устанавливался DOHC двигатель можно привести «Москвич», FORD, Fiat, Hyundai, Jaguar и другие.

    DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр

    Имеют четыре клапана на каждом цилиндре, которые также приводит в движение распределительный вал: первый — впускные, второй — выпускные, каждый по 2 штуки. В качестве примера, в каких марках используют такой двигатель можно привести УАЗ, «Газель», «Волга», новые модели ВАЗ и другие.

    Читайте также: Карбюратор К-151

    Плюсы и минусы DOHC

    Каждый двигатель DOHC имеет положительные и отрицательные стороны.  Главное преимущество такого мотора: повышенная мощность, в среднем она увеличилась на 10—30 лошадиных сил. Произошло это из-за наличия двух распределительных валов, они позволяют равномерно распределять усилия и приводят к более качественному смешению топливовоздушной смеси. Также двигатель DOHC 16v имеет и другие достоинства:

    • Работает более динамично, благодаря этому повышается плавность хода, а расход масла уменьшается.
    • Автомобиль разгоняется быстрее.
    • Присутствие гидрокомпенсатора уменьшает шумность при функционировании мотора.
    • При прочих равных условиях и одинаковой мощности снижает потребление топлива на треть.

    Кроме того, такие моторы позволяют более точно устанавливать фазы газораспределения. Повышенная надежность четырехклапанного механизма обеспечивается уменьшением веса каждого клапана, в результате этого они начинают двигаться быстрее, а нагрузка на седло и пружину уменьшается.

    Но DOHC — это не только преимущества, имеет он и свои недостатки. Специалисты отмечают более сложное устройство конструкции, что требует больших вложений в ремонт. В первую очередь это связано со сложным процессом регулировки механизмов системы газораспределения. Кроме того, есть и другие минусы:

    • Потребность использовать дорогие синтетические масла хорошего качества.
    • Необходимость регулярной, чаще, чем для других видов двигателей, замены моторного масла.
    • Возникает потребность в применении более сложной системы ГРМ.

    В моторах этого типа необходимо периодически проверять и регулировать зазоры между клапанами. А для этого придется выполнить ряд действий: снять вал, подобрать правильную толщину регулировочной шайбы, потом нарушить установку газораспределительной фазы. После регулировки зазоров надо выполнить обратные действия.

    Чем отличается DOHC от SOHC

    DOHC | Чем отличается DOHC от SOHC

    Силовые агрегаты DOHC 16v, а число 16 обозначает в аббревиатуре количество клапанов, главным образом отличаются от SOHS и от других видов числом распределительных валов. В таком моторе имеется четыре цилиндра, на каждый из которых приходится по четыре клапана. Такое число клапанов дает возможность увеличить количество оборотов в полтора раза и снизить нагрузку на пружины.

    С левой стороны рисунка показан двигатель SOHC, а с правой — DOHC. Принцип работы двух типов моторов отличается: в SOHC все клапана приводятся в движение одним валом, а в DOHC — двумя.

    SOHC двигатель — что это такое

    DOHC | SOHC двигатель — что это такое

    Популярность двигателей SOHC уже прошла — ее пик приходился на 60—80-е года XX века — однако их до сих пор используют, например, на недорогих автомобилях.  Также подобными силовыми агрегатами оснащены многие старые машины. Такие двигатели автомобиля имеют невысокие показатели мощности и один распредвал.

    Особенности и принцип работы

    Моторы этого типа отличаются схемой расположения привода с клапанами:

    • Привод в виде коромысел: они толкаются кулачками вала, схема расположения клапанов — V-образная с двух сторон распредвала.
    • Привод рычажный: толкаются валами, схема расположения клапанов — в ряд.
    • Привод в виде толкателей: они размещены непосредственно под распределительным валом, схема расположения клапанов — в ряд.

    Принцип работы зависит от типа привода. Коромысла устанавливают на ось, они находятся в свободном состоянии. С одной стороны механизмы упираются в клапана, с другой — в кулачки. Когда вал начинает вращаться, он передает крутящий момент кулачкам, те толкают коромысла, которые в свою очередь открывают клапана. Закрытие последних происходит под действием пружины.

    Рычажная схема по принципу идентична, однако ось закрепляется с одной стороны рычага, а другой стороной он размещается над клапаном. Подобная система широко использовалась в советском автопроме, сегодня практически изжила себя.

    Толкатели, имеющие форму цилиндра, установлены между кулачком и клапаном, последний открывается посредством именно них.

    Преимущества и недостатки

    В отличие от DOHC 16V двигатель SOHC имеет более простую конструкцию и дешевле стоит. Он также легко регулируется. Из недостатков отмечаем меньшую мощность, повышенную шумность, невысокую надежность.

    Аналоги

    DOHC | Аналоги

    В качестве аналогов этого типа двигателей можно привести в пример другие системы с одним валом. Самые известные: моторы OHV с верхним расположением клапана и OHC — практический полный аналог SOHC.

    Какой двигатель лучше: DOHC или SOHC

    DOHC | Какой двигатель лучше: DOHC или SOHC

    Если проанализировать моторы SOHC или DOHC, а также, к примеру, аналог второго DOHC TCI, в котором топливо впрыскивается в цилиндр, а нагнетание воздуха выполняется двойным турбонаддувом, то преимущество первого — цена. Этот фактор часто становится определяющим. Именно моторы SOHC устанавливаются на бюджетные автомобили.

    Но по характеристикам и, в первую очередь по мощности, SOHC уступают DOHC.  Поэтому прежде чем выбирать, определитесь, что для вас важнее — цена или лошадиные силы. На большинство современных авто устанавливают DOHC двигатель. Но тогда готовьтесь к более дорогому обслуживанию, в ремонт из-за более сложной конструкции также придется вкладывать больше денег. Кроме того,  применяйте только качественные синтетические масла, если этого не делать, то из строя может выйти дорогой гидрокомпенсатор.

    Однако высокая производительность и пониженный расход топлива частично компенсирует дорогое обслуживание моторов DOHC в будущем.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на auto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector