Рассказываем, что означает аббревиатура DOHC, как она связана с автомобилем и для чего нужна
Часто на двигателе автомобиля мы видим аббревиатуру DOHС — это значит, что ваша техника оборудована мощным мотором, который позволяет быстро развивать высокую скорость. Такой силовой агрегат имеет два распредвала, монтированных в головке блока цилиндров. Подробней разбираем, что такое DOHC, расскажем, как расшифровывается, осветим другие вопросы.
Double OverHead Camshaft: так расшифровывается аббревиатура по-английски, что в переводе на русский обозначает двойной верхний распредвал. Прямой конкурент DOHC — это двигатель SOHC, его расшифровка: Single OverHead Camshaft, что переводится как одиночный верхний распредвал.
Делают двигатели этого типа в двух разновидностях, различающихся по количеству клапанов на цилиндр. Сейчас производят моторы DOHC с двумя и четырьмя клапанами. Для правильной работы распредвалов применяют два типа приводов — зубчатый ремень или цепь. Более популярно применение ремня: он недорого стоит, не издает шума и не требует смазки.
Есть у ременного привода и недостаток — невысокая надежность, цепная система в этом плане выигрывает. Чтобы уменьшить вероятность обрыва, ремень необходимо периодически осматривать на износ. При разрыве возможно повреждение гильзы и цилиндра, что приведет к дорогому ремонту.
Для справки. Цепной привод со временем растягивается — недостаток устраняется автоматическим натяжным механизмом.
Это усложненный вариант стандартного двигателя OHC, содержащего два распределительных вала, монтированных в головку блока цилиндров и приводящих в действие клапана (впускные и выпускные). Использование таких двигателей было распространено примерно с 60-х до середины 90-х годов, а потом их популярность стала снижаться. В качестве примера, на каких авто устанавливался DOHC двигатель можно привести «Москвич», FORD, Fiat, Hyundai, Jaguar и другие.
Имеют четыре клапана на каждом цилиндре, которые также приводит в движение распределительный вал: первый — впускные, второй — выпускные, каждый по 2 штуки. В качестве примера, в каких марках используют такой двигатель можно привести УАЗ, «Газель», «Волга», новые модели ВАЗ и другие.
Читайте также: Карбюратор К-151
Каждый двигатель DOHC имеет положительные и отрицательные стороны. Главное преимущество такого мотора: повышенная мощность, в среднем она увеличилась на 10—30 лошадиных сил. Произошло это из-за наличия двух распределительных валов, они позволяют равномерно распределять усилия и приводят к более качественному смешению топливовоздушной смеси. Также двигатель DOHC 16v имеет и другие достоинства:
Кроме того, такие моторы позволяют более точно устанавливать фазы газораспределения. Повышенная надежность четырехклапанного механизма обеспечивается уменьшением веса каждого клапана, в результате этого они начинают двигаться быстрее, а нагрузка на седло и пружину уменьшается.
Но DOHC — это не только преимущества, имеет он и свои недостатки. Специалисты отмечают более сложное устройство конструкции, что требует больших вложений в ремонт. В первую очередь это связано со сложным процессом регулировки механизмов системы газораспределения. Кроме того, есть и другие минусы:
В моторах этого типа необходимо периодически проверять и регулировать зазоры между клапанами. А для этого придется выполнить ряд действий: снять вал, подобрать правильную толщину регулировочной шайбы, потом нарушить установку газораспределительной фазы. После регулировки зазоров надо выполнить обратные действия.
Силовые агрегаты DOHC 16v, а число 16 обозначает в аббревиатуре количество клапанов, главным образом отличаются от SOHS и от других видов числом распределительных валов. В таком моторе имеется четыре цилиндра, на каждый из которых приходится по четыре клапана. Такое число клапанов дает возможность увеличить количество оборотов в полтора раза и снизить нагрузку на пружины.
С левой стороны рисунка показан двигатель SOHC, а с правой — DOHC. Принцип работы двух типов моторов отличается: в SOHC все клапана приводятся в движение одним валом, а в DOHC — двумя.
Популярность двигателей SOHC уже прошла — ее пик приходился на 60—80-е года XX века — однако их до сих пор используют, например, на недорогих автомобилях. Также подобными силовыми агрегатами оснащены многие старые машины. Такие двигатели автомобиля имеют невысокие показатели мощности и один распредвал.
Моторы этого типа отличаются схемой расположения привода с клапанами:
Принцип работы зависит от типа привода. Коромысла устанавливают на ось, они находятся в свободном состоянии. С одной стороны механизмы упираются в клапана, с другой — в кулачки. Когда вал начинает вращаться, он передает крутящий момент кулачкам, те толкают коромысла, которые в свою очередь открывают клапана. Закрытие последних происходит под действием пружины.
Рычажная схема по принципу идентична, однако ось закрепляется с одной стороны рычага, а другой стороной он размещается над клапаном. Подобная система широко использовалась в советском автопроме, сегодня практически изжила себя.
Читайте также: Ремонт бампера из пластика своими руками
Толкатели, имеющие форму цилиндра, установлены между кулачком и клапаном, последний открывается посредством именно них.
В отличие от DOHC 16V двигатель SOHC имеет более простую конструкцию и дешевле стоит. Он также легко регулируется. Из недостатков отмечаем меньшую мощность, повышенную шумность, невысокую надежность.
В качестве аналогов этого типа двигателей можно привести в пример другие системы с одним валом. Самые известные: моторы OHV с верхним расположением клапана и OHC — практический полный аналог SOHC.
Если проанализировать моторы SOHC или DOHC, а также, к примеру, аналог второго DOHC TCI, в котором топливо впрыскивается в цилиндр, а нагнетание воздуха выполняется двойным турбонаддувом, то преимущество первого — цена. Этот фактор часто становится определяющим. Именно моторы SOHC устанавливаются на бюджетные автомобили.
Но по характеристикам и, в первую очередь по мощности, SOHC уступают DOHC. Поэтому прежде чем выбирать, определитесь, что для вас важнее — цена или лошадиные силы. На большинство современных авто устанавливают DOHC двигатель. Но тогда готовьтесь к более дорогому обслуживанию, в ремонт из-за более сложной конструкции также придется вкладывать больше денег. Кроме того, применяйте только качественные синтетические масла, если этого не делать, то из строя может выйти дорогой гидрокомпенсатор.
Однако высокая производительность и пониженный расход топлива частично компенсирует дорогое обслуживание моторов DOHC в будущем.
Читайте также: Чистка дроссельной заслонки