Помутнение фар – не повод для их замены! Восстановить утраченную прозрачность «стекла» сможет полировка. Процедура устранит царапины и увеличит яркость света на 20–30%. Все работы автолюбитель сможет выполнить самостоятельно. Рассказываем о том, как отполировать фары автомобиля своими руками.
Фото: Mike Bird, Pexels
Почему на головной оптике появляется пескоструй?
Важно! Помутнение ускоряется из-за агрессивного стиля езды, частых поездок по бездорожью, протирания «стекла» сухой тряпкой. В скором пожелтении оргстекла часто виноваты дешевые ксеноновые лампы, лишенные фильтрующего покрытия, и долгие стоянки под прямыми солнечными лучами.
Еще лет 15 назад никто и подумать не мог, что простые автолюбители будут полировать головную оптику. Стеклянный кожух тогда казался вечным и требовал внимания к себе редко. Это бы и продолжалось вечно, если бы Euro NCAP не признала стеклянные фары опасными для пешеходов. Комитет обратил внимание, что при аварии оптика разбивается вдребезги, травмируя пешеходов.
Автоконцерны сопротивляться не стали и заменили стекло на более дешевый поликарбонат. Но материал оказался чувствительным и к химическим, и к механическим воздействиям. Если владельцы старых машин замечали помутнение оптики через 5–7 лет активной эксплуатации, теперь первые царапины на автомобиль может получить уже через несколько месяцев.
Важно! Чем регулярнее уход за оптикой, тем дольше вам не потребуется ее замена. Специалисты советуют проводить полировку стеклянных фар каждые 50 000 километров пробега. Пластиковые требуют внимания чаще: через каждые 30 000 километров пробега.
Если это возможно, перед полировкой фары с машины лучше снять. Если это невозможно, нужно очень плотно обклеить малярным скотчем все прилегающие к «стеклу» участки, чтобы не повредить покрытие.
Начинать работы стоит с мытья оптики мягкой губкой. Убрать загрязнения можно средством для мытья фар или раствором уксуса. В конце вытрите поверхность насухо и обезжирьте спиртом.
Иногда светотехника также загрязняется изнутри. Это возможно при разгерметизации. Если в корпусе появились трещины, стоит заменить оптику.
Но когда причина в потерянном колпаке, есть смысл снять деталь и хорошо вымыть ее жидким моющим средством. Только предварительно выньте патроны, лампы и линзы. Окончательную промывку выполните дистиллированной водой. Это предотвратит появление разводов после высыхания.
Обратите внимание! Проводить полировку фар изнутри запрещено! На оборотной стороне оргстекла нет защитного покрытия, поэтому такие действия приведут к истончению материала и снижению срока службы оптики.
Выполнить полировку фар своими руками в домашних условиях можно механическим и химическим способами.
Механический предполагает полировку наждачной бумагой разной зернистости или шлифовальной машиной. Иногда автолюбители сочетают ручной труд с обработкой поверхности электроинструментом.
Химический способ очень любят автосервисы, так как современные растворители «выглаживают» слой в считаные минуты. Минус метода – высокая цена при обращении в сервис и высокий риск безвозвратно повредить поверхность во время самостоятельных экспериментов.
Перед тем, как полировать фары, помните: на заводе оргстекло головной оптики покрывают защитным лаком. На дороге все удары среды: воздействие солнечных лучей, удары песчинок, камешков, кристалликов льда берет на себя этот защитный слой.
Правильнее чистить только защитный слой. Он достаточно толстый, поэтому полировать его можно неоднократно.
Интересно! Распространено мнение, что главное условие успешной полировки – обязательное покрытие оргстекла лаком или проведение бронирования. Это не совсем так! Во-первых, бронирование запрещено законодательством. Во-вторых, после бережной полировки оставшегося слоя лака достаточно, чтобы сохранить защитные функции. Лакировка нужна в двух случаях – когда вы уже десятки раз полировали оргстекло или повреждения были настолько сильными, что потребовалось глубокое вышкуривание.
Независимо от того, как вы решите почистить фары автомобиля в домашних условиях – химическим или механическим способом, работа будет проводиться в два этапа:
1 этап. Первичная обработка или шлифовка фар абразивами или химическими составами, чтобы убрать царапины.
2 этап. Финальная обработка или полировка поверхности до достижения прозрачности материала.
Рассмотрим все тонкости разных методов полировки.
Решение, чем полировать фары – пастой или наждачной бумагой, принимается во время осмотра детали. Если на кожухе нет глубоких царапин, достаточно обработки абразивной пастой. Без наждачной бумаги не обойтись в запущенных случаях, когда пластик стал мутно-желтым, а поверхность испещрена порезами.
Абразивные пасты наносят на поврежденную поверхность губкой или безворсовой тканью. Состав очень быстро высыхает, поэтому нужно постоянно смачивать фару водой и выполнять обработку поэтапно, захватывая небольшие участки.
Когда пройдена вся поверхность, остатки пасты нужно смахнуть сухой ветошью. Затем проверить, все ли участки равномерно шероховаты, не осталось ли где необработанных пятен. Финальная обработка проводится аналогично. Для нее вам нужна мягкая ткань и полироль.
То, какой наждачкой полировать фары, зависит от стадии обработки. Начинают листами с крупным зерном: Р400–800, затем постепенно снижают зернистость вплоть до Р2500. Ориентировочно, на обработку одной фары бумагой одного вида у вас уйдет не больше 5–10 минут.
Двигаться можно по-разному: круговыми движениями или вверх-вниз, из стороны в сторону. Не принципиально и направление движения: от центра к краям или от краев в центр. Главное, двигаться плавно, без сильного нажима, не забывая регулярно смачивать поверхность водой.
Финишный этап ручной обработки после обработки наждачной бумагой – нанесение полироли и покрытие поверхности специализированным лаком.
Полезно! Шлифовать поверхность будет гораздо удобнее, если обмотать бумагой деревянный брусок, размером примерно с вашу ладонь.
Шлифовальная машина в умелых руках сильно ускоряет процесс. Для полировки фар своими руками подойдет инструмент с диаметром подошвы 75 мм. Небольшой диск позволит качественно обработать всю поверхность фары, не задев при этом соседние элементы кузова.
Также важно, чтобы модель позволяла регулировать скорость. При обработке на высоких оборотах пластик перегревается, деформируется и желтеет. Часто единственный выход в такой ситуации – замена детали.
Технология работы машинкой аналогична ручной обработке. Вначале на фару наносят абразивную пасту и на скорости 1000–1500 оборотов в минуту начинают движение, постоянно смачивая поверхность водой. Полировальный круг на этом этапе должен быть жестким. Финишная обработка полиролью проводится мягкой насадкой на скорости до 2500 оборотов в минуту.
Когда на оргстекле есть серьезная царапина, а может, и не одна – начальную обработку лучше провести вручную, даже если под рукой есть шлифовальная машина. Так вы точно не пропустите даже малейший участок. Электроинструмент можно подключить на финальном этапе шлифовки. Для этого запаситесь кругами, зернистостью 1000–1500. Сделать полировку тоже можно с помощью машины.
Говоря о химической полировке фар, владельцы автомобиля, как правило, подразумевают обработку оргстекла парами ацетона или дихлорэтана. Вначале нужно зашлифовать пластиковую поверхность ручным или машинным методом. Затем собирает установку для кипячения состава из металлического стакана, кипятильника и крышки с длинным носиком. И когда ацетон закипает, его парами с расстояния 5–7 сантиметров оплавляет пластик.
Если все пойдет по плану матовое «стекло» на глазах будет становиться прозрачным. Если вы первый раз собираетесь работать с агрессивными веществами, лучше даже не пробовать. Помимо риска оплавить фару сильнее, чем нужно, есть все шансы обжечься и надышаться ядовитыми парами.
Рассмотрим самый популярный способ очистки оптики подручными средствами – технологию полировки фар зубной пастой:
Аналогично обработать деталь можно зубным порошком, раствором лимонного сока и соды. Убрать с поверхности налет пыли и гари при отсутствии профсредств также поможет мицеллярная вода.
Когда вопрос, чем отполировать фары пластиковые самому вручную, решен, самое время задуматься о сохранении результата. Самый простой вариант – лакирование из баллончика. Наносят средство с расстояния 10–12 сантиметров по направлению сверху вниз тонким слоем.
Важно! Дешевые акриловые лаки не могут надежно защитить оргстекло от ультрафиолетовых лучей. Поэтому уже через год вы можете снова заметить начавшееся пожелтение. Более прочный автомобильный лак с отличной защитой от ультрафиолета – керамический. Лучший – полиуретановый. Такой лак формирует максимально прочное покрытие и заставит вас забыть о проблеме минимум на 2–3 года.
Проводить регулярный домашний уход за оптикой может даже неопытный владелец автомобиля. В процедуре нет ничего сложного. Кроме того, регулярная забота о детали продлит срок ее службы.
Другая ситуация – если пластиковые фары пожелтели, на них виднеются глубокие царапины. Самостоятельная шлифовка в этом случае займет не менее 2 часов, а результат у мастера без опыта может быть далек от идеала. В автосервисах Москвы цена услуги стартует всего от 1500 рублей за пару. Поэтому, возможно, есть смысл обратиться за помощью к профессионалам.