ЗИЛ-131

Рассказываем про грузовой автомобиль ЗИЛ-131, приводим историю создания, делимся техническими характеристиками, перечисляем популярные модификации

    Легендарным представителем советского автопрома по праву считается ЗИЛ 131. Машина выпускалась на первом автомобилестроительном предприятии СССР заводе им. Лихачева в течение 28 лет. Официальные года выпуска: с 1966-1994. 131 ЗИЛ относили, прежде всего, к военным автомобилям. Неслучайно на протяжении нескольких десятков лет грузовик использовали для армейских нужд. Модель доказала свою выносливость при эксплуатации в разных климатических условиях: от Крайнего Севера до южных широт.

    История создания

    История создания

    Когда советские конструкторы разрабатывали новую модель, перед ними стояла задача создать недорогую и простую в эксплуатации машину. В серийное производство первым попал грузовик ЗИЛ 130. Он был предназначен для сельхозработ. Военный ЗИЛ был выпущен только спустя три года. Начиная с 1971 года, его производство стало массовым. Назначение стало более широким. Помимо военных нужд грузовик стали использовать в народном хозяйстве.

    Классическая серийная модель выпускалась 20 лет. В 1986 году ее решили модернизировать. В результате чего появился вариант с усовершенствованиями ЗИЛ-131Н. Инженеры работали над улучшением показателей двигателя. Грузовик оснастили устойчивой к механическим нагрузкам оптикой и прочным тентом.

    Интересно! В совокупности было выпущено 998 428 военных машин ЗИЛ-131 на заводе им. Лихачева.

    Несколько лет спустя карбюраторный двигатель заменили на дизельный. Доработанный вариант ЗИЛ-131Н не получил массового распространения. Хотя его производством занимались на двух крупных автомобилестроительных предприятиях страны. Помимо завода им. Лихачева, автомобиль выпускался на Урале под названием Амур-521320. Из-за экономических преобразований объемы производства сниЗИЛись.

    На заметку! Уровень производства достиг максимальных показателей в 80-е году. В те времена было налажено производство 48 тысяч грузовиков в год. Около 120-ти тысяч рабочих было занято выпуском этих автомобилей. 

    Технические характеристики ЗИЛ-131

    Технические характеристики ЗИЛ-131

    Габариты транспортного средства:

    • длина ЗИЛ 131 грузового – 7,04 м;
    • ширина автомобиля – 2,5 м;
    • высота кабины – 2,51 м;
    • высота по тенту – 2,97 м.

    Важно! Указанные выше величины соответствуют размерам машины без груза. 

    Параметры грузоподъемности в зависимости от типа покрытия дороги:

    • по шоссе – 5 тонн;
    • по грунту – 3,5 тонны.

    Другие технические характеристики:

    • колесная база – 3350+1250 мм;
    • клиренс – 33 см (под передним мостом), 35,5 см (задние и промежуточные мосты);
    • колесная формула 6х6;
    • размеры грузовой платформы: длина – 3600 мм, ширина – 2322 мм, высота 346+569 мм.

    Читайте также: Рассказываем про обновленный Газ Вепрь-Next 330811, делимся его техническими характеристиками, делаем детальный обзор автомобиля в 2022 году.

    Двигатель

    Изначально двигатель ЗИЛ 131 был карбюраторным объемом 6 л. Он мог работать в номинальном режиме с мощностью 150 лошадиных сил. Мотор относился верхнеклапанному типу с жидкостным охлаждением.

    Параметры:

    • диаметр цилиндра – 100 мм;
    • ход поршня – 95 мм;
    • степень сжатия двигателя – 6,5;
    • топливные баки – 2 шт. по 170 л каждый;
    • удельный расход топлива – 35-38 л на 100 км.

    Экономичнее своего предшественника стал мотор ЗИЛ-5081 V8, внедренный в производство в 1986 году. Степень сжатия была увеличена до показателя 7,1.

    Модификация Д-245.20 представляла собой 4-цилиндровый двигатель объемом 4,75 л. Мощность дизельного мотора составляла 81 лошадиную силу. Расход топлива – 18 л на 100 км. Также был 6-цилиндровый дизельный двигатель ЗИЛ 131 ЯМЗ-236, объем которого составлял 11,15 л. Мощность мотора значительно превышала предыдущие значения и составляла 180 лошадиных сил.

    На заводе им. Лихачева был разработан дизельный мотор ЗИЛ-0550. Его показатели: объем – 6,28 л, мощность – 132 лошадиные силы. Новая модель двигателя получилась слишком сложной для внедрения в массовое производство. Правительство подобные эксперименты не одобряло. Считалось, что завод им. Лихачева должен специализироваться на карбюраторных моделях.

    Трансмиссия

    Автомобиль ЗИЛ военный имел рулевой привод, оснащенный гидравлическим усилителем. Рулевой механизм представлен ходовым винтом с регулируемой гайкой и рейкой, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором.

    Коробка передач грузовика – механическая 5-ступенчатая. Механизм включал работу двух синхронизаторов инерционного типа, обеспечивающих своим сцеплением переключение передач.

    Характеристики раздаточной коробки:

    • тип переключения – механическая;
    • 2-х ступенчатая с главной двойной передачей;
    • оснащение парой конических и парой цилиндрических зубчатых колес.

    Тип сцепления: однодисковое, с механическим приводом, периферийными пружинами и асбестовыми накладками. Некоторые модели ЗИЛ-131оснащен барабанными лебедками (длина троса 65 м) с установленным в устройстве червячным редуктором. Максимальное значение тягового усиления механизма – 5000 кгс.

    Передний привод грузовика подключается жестко. Мосты оснащены двухступенчатыми редукторами. Значительно упрощает конструкцию отсутствие дополнительной карданной передачи у второго и третьего моста. Это же придает трансмиссии надежности.

    Расход топлива ЗИЛ-131

    Удельный расход карбюраторного двигателя был высок и составлял 35-38 л на 100 км. Появление новой модификации мотора в 1986 году позволили снизить расход, но незначительно. Запас хода 850 км удалось достичь за счет наличия двух бензобаков. Каждый из них рассчитан на 170 л.

    Расход топлива следует рассматривать с учетом загруженности автомобиля и дорожных условий. Средними показателями для ЗИЛ-131 считаются: 6, 67—28‚6 л/100 км.

    Грузоподъемность ЗИЛ-131

    Весовые показатели:

    • неснаряженный ЗИЛ 131 вес – 5,275 тонн;
    • снаряженный ЗИЛ 131 кунг – 6,135 тонн (без лебедки) и 6,375 (с лебедкой).
    • полная масса – 10,185 тонн (без лебедки) и 10,425 тонн (с лебедкой).

    По грунту допустимая грузоподъемность транспортного средства 3500 кг. Максимальная масса прицепа от типа дорог: по грунту – 4000 кг, с твердым покрытием – 6500 кг.

    Рама и подвеска

    Технические характеристики рамы автомобиля:

    • штампованная;
    • с креплениями в виде специальных заклепок;
    • оборудована лонжеронами швеллерного сечения (соединение происходит за счет штампованных поперечин).

    Читайте также: Читайте наш подробный обзор нового Урала-6370 «Торнадо-У», в котором мы раскрываем все особенности обновленного автомобиля.

    В задней части рамы расположен крюк, имеющий резиновый амортизатор. В передней части размещены два буксирных крюка для жесткой сцепки.

    Передняя подвеска – механическая, устанавливается на 2-х рессорах. Крепление передних рессор осуществляется при помощи специальных ушков и пальцев. Удары при проезде неровностей смягчаются гидравлическими амортизаторами в передней подвеске. Балансирная задняя подвеска монтируется на 2-х скользящих рессорах и 6-ю штангами.

    Предшественники ЗИЛ-131

    Предшественники ЗИЛ-131

    Автомобили модели ЗИЛ 131 стали выпускать в 1956 году. Однако далеко не сразу удалось поставить их производство на конвейер. Над этой задачей конструкторы работали около 10 лет. Предшественником грузовика считают ЗИС-151. Этот автомобиль имел большую массу, а его двигатель отличался далеко не самыми высокими характеристиками. На заднем мосту была двускатная ошиновка, ограничивающая перемещение машины в труднопроходимых местах. Позже появился ЗИЛ-157, который не годился на роль военного тягача из-за слабых мощностей двигателя. Для этой цели стали разрабатывать ЗИС-128.

    Еще одним предшественником модификации 131 считается грузовик ЗИЛ-156. При его сборке использовали части других транспортных средств. Например, была установлена кабина от ЗИЛа-130. Военные отказались от использования машины в своих нуждах из-за тесной кабины и мотора слабой мощности.

    Интересно! Благодаря надежности и хорошей проходимости ЗИЛ-131 поначалу использовался в качестве артиллерийского тягача. Но под действием новых стратегий Министерства обороны назначение изменилось: модель стала применяться как многоцелевое транспортное средство.

    Модификации

    Модификации

    На основе базового варианта ЗИЛ 131 было выпущено большое количество модификаций:

    1. 131А – модель отличалась отсутствием специального оборудования для военных нужд, средней скамейки в кузовной части и дополнительной фары-искателя.
    2. 131В – модификация с укороченной рамой и седельно-сцепным устройством. Предполагает наличие двух запасок.
    3. ЗИЛ 131 самосвал (модификация 131Д).
    4. Версии 131С и 131АС выпускались специально для использования в Дальневосточном регионе, на территории Крайнего Севера и Сибири.
    5. Вариант 131Х был разработан для проведения работ в жарком тропическом климате.
    6. 131Н – модификация 1986 года. Нововведения: мощный мотор ЗИЛ-5081 V8, тент из более прочных материалов, новая оптика.
    7. 131НА – вариант 131Н, также как модификация 131А эта версия оснащена неэкранированным электрооборудованием.
    8. 131НВ – выпуск нового тягача с платформой, прошедшей ряд усовершенствований.
    9. 131Н1 – новый мощный мотор Д-245.20 (работает на дизеле).
    10. 131Н2 – модификация с двигателем ЗИЛ-0550.
    11. ЗИЛ-131-137Б – на базе ЗИЛа 131 был выпущен автопоезд.

    Конкуренты

    За высокую проходимость также ценили другие советские грузовики. Конкурентом ЗИЛ-131 был Урал-375Д. Автомобиль отличался массивными размерами и большой массой. Расход топлива был выше.

    Также было принято сравнивать модификацию ЗИЛ-131 с версией 157. Проходимость была неплохой у обоих автомобилей, однако версия 131 больше подходила для перемещения по трассам. Этот автомобиль был более быстрым.

    Автор статьи

    Журналист, автор статей на avto-idea.ru
    Наверх
    Adblock
    detector